Вывод из того, как он понимает государство и право.



Государство и право – два элемента единого целого. Должны сливаться в едином правопорядке, это мыслимый мир должного.

 

Что хочет сказать Кельзен.

Вот взять реальный правопорядок… правопорядок – общественный порядок , урегулированный нормами права. Правопорядок бывает высокого уровня, низкого уровня. Когда мы говорим, что в стране есть правопорядок – то мы говорим, что это реально существующий правопорядок, и порядок, заложенный в тексте закона (что-то должное), некая идеальная модель. Кельзен в чем прав? Что любой действующий правопорядок - это всегда компромисс между тем, что есть и что должно быть.

Реальный правопорядок – должен стремиться к миру должного, к тексту правового акта.

 

Проблема правового государства

До WWII Кельзену неважно. Если есть работающий правопорядок, основанный на основной норме – всё ОК. Здесь у Кельзена никакой идеологии. Власть ставит задачи – юрист решает.

После WWII – пересмотрел позицию, стал различать, что есть правовое государство, коммунистическое, фашистское. Вносит в государство идеологический компонент …

После WWII – критично относится к фашистской власти, а еще до этого – коммунистической власти. Считал марксизм ненаучным течением.

 

Кельзен – это уже не классический юридический позитивизм. Много отступлений.

Он близок к:

- естественно-правовой категории… концепции основной нормы, сущего.

- социологической школе права – определяет государства и права как правопорядок.

Признает международное право в качестве права.

 

 

ДОБАВЛЕНИЯ ПО Г. КЕЛЬЗУНУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Основная идея – “чистое учение о праве” – обозначает еще до WWI, после – развивает.

“Чистое учение о праве” (1934) – стройная концепция.

Критиковал право на рубеже 19-20 века, т.к. там намешано много психологии, социологии, этики, политики.

Задача Кельзена – освободиться от идеологии. Изоляция юриспруденции от политики.

 

Иерархия Кельзена (“ступенчатая концепция права”):

1. Основная норма – априорное гипотетическое понятие, сродни категорическому императиву Канта.

Но, в отличие от Канта, здесь уже никакой определенности. Основная норма – логический постулат, стержень чистого права.

2. Конституция, на базе основном нормы.

3. Общие нормы (НПА)

4. Индивидуальные акты (судебные решения, распоряжения администрации)

По поводу международного права:

- сначала считал, что МП может быть и наднациональным, и поднациональным.

- потом стал сторонником МП: чтобы сохранить юридическое равенство государств, надо признать МП, как исходных нормы всякого национального права. Получается, что есть некая основная норма международного права.

 

Государство по Кельзену –урегулированная, упорядоченная, нормативная система принуждения.

Теория государства сводится к государственному праву.

Суверенитет государства по Кельзену – независимость не собственно государств, а независимость одной правовой системы норм от другой.

 

Вопрос 37. Теория «возрожденного» естественного права (Р.Штаммлер, П.И.Новгородцев)

Павел Иванович Новгородцев (1866-1924)[2]

Биография

Это признанный глава школы возрожденного естественного права в России.

Правовед, философ, социолог. Профессор Московского университета (с 1906 по 1918 г. - ректор Московского высшего коммерческого института).

Новгородцев принимал деятельное участие в политической жизни страны: стоял у истоков создания партии кадетов и был активным ее членом, избирался в I Государственную думу, после Октября 1917 г. включился в антибольшевистскую борьбу. Вехами его научной биографии стало участие в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918). В эмиграции (с 1920 г.) при участии чешского правительства он основал Русский юридический факультет при Пражском университете, который возглавлял до своей кончины.

Основные сочинения

· Многоплановая по содержанию философия права Новгородцева наиболее полно представлена в его обобщающем труде «Введение в философию права», состоящем из трех частей:

1) статей «Нравственный идеализм в философии права» (1902) и (<Государство и право» (1904, эта статья отдельно не издавалась);

2) «Кризис современного правосознания> (1909) и

3) «О6 общественном идеале» (1917, работа осталась незаконченной).

· «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права» (1901);

· «О задачах современной философии и права» (1902)

· «Нравственный идеализм в философии права» (1902)

· «Кризис современного правосознания» (1909)

 

Стремление дополнить субъективную этику Канта отдельными положениями этики Гегеля и устранить тем самым односторонность этих систем побудило Новгородцева создать свою оригинальную естественно-правовую философию.

Суть учения

Разумное начало в личности есть автономное нравственное начало. Разум является единственным источником идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, независим от исторической необходимости. Сущность морали проявляется в ее критической функции по отношению к действительности и служит основой бесконечного нравственного совершенствования.

Нравственная идея в качестве идеала всегда императивна, не связана с конкретным содержанием, существует исключительно в личностном сознании, имеет абсолютную ценность. Будучи приложена к сфере социальных отношений, она, как полагает Новгородцев, приобретает форму естественного права, неизменной идеальной категории с меняющимся содержанием. В этом случае естественное право получает значение философского воззрения, с позиций которого рассматривается возможность синтеза личного и общественного, соотношение относительного и абсолютного, разрабатываются социальные идеалы.

Абсолютная основа естественного права раскрывается в моральной идее личности, которая выступает идеалом и целью для самой себя и с этой точки зрения оценивает политико-правовую реальность. Автономная моральная личность представляет собой основу идеального общественного устройства, ее естественно- правовой идеал служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов. А так как между идеалом и реальностью, по Новгородцеву, всегда существует разрыв, то личность как носитель естественно-правовой идеи постоянно конфликтует с действующим законом, стоит в оппозиции к государственной власти.

В этом несоответствии Новгородцев усматривает источник перманентного кризиса правосознания, который, по его мнению, в конце ХiХ - начале ХХ в. глубоко затронул классическую теорию правового государства и демократические институты Запада. В результате возникло неразрешимое противоречие между свободой и демократией, коренящееся, по Новroродцеву, в метафизической природе личности, ее вечной неудовлетворенности наличным правопорядком и стремлении к абсолютной свободе.

Новгородцев призывает отказаться от традиционного формально-юридического правосознания в пользу нравственно-психологического и религиозно-метафизического понимания взаимоотношений государства и личности, что нашло отражение в его концепции абсолютного идеала.

Сконструированная Новгородцевым концепция абсолютного социального идеала, знаменующая его переход от светского философско-правового идеализма к либеральному консерватизму, умеренному славянофильству и православию, формулировалась им как принцип всеобщего свободного универсализма, где свобода, равенство и всеобщность объединения лиц сочетаются в свободной солидарности всех.

Подобный идеальный социальный универсум (генетически связан с ми Платона, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, С. Н. бецкого) представляет собой развивающуюся нравствен идею (нравственный закон - естественное право - абсолютный идеал), эволюцию представлений личности от осознания ею своей нравственной природы к формированию требован нравственной организации общества, принципов оптимально сочетания государства и личности. Однако императив конечного нравственного совершенствования делает невозможным, по Новгородцеву, соответствие абсолютного идеала действительности. Нереализуемый в жизни идеал становится потенциально достижимым в контексте православной догматики. Его воплощение как вневременного и иррационального образа, уже существующего, но еще не осуществленного, Новгородцев выносит за пределы человеческой истории в сферу сверхисторического.

***

Учебник под ред.Мачина и Марченко


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!