II. Михаил Александрович Бакунин
(1814-1876)
Русский народник, бунтарское направление, анархист, социалист. Крупная фигура, известен на западе.
Биография. Очень богатый аристократ. Служил в армии, рано понял, что его дело – это, прежде всего, духовное творчество. Был близко знаком с Герцином, Агаревым, Станкевичем.
1842 год – уезжает за границу (Швейцария, Бельгия, Франция). Узнает Европу… встречается с Прудоном, Маркосом, Энгельсом.
1848-49 – в Европе революция. Принимает участие. За восстание в Дрездене арестовывают, приговаривают к пожизненному заключению, потом в Австрию – и там пожизненное. Потом выдают Николаю I. Сидит на цепи, в одиночной камере. По предложению Николая I пишет исповедь, отрекается. Но, как пишут – уловка.
Это может и так, но про Чернышевского это невозможно представить, покаяние. Бакунин – пластичный человек.
1857 – в Сибирь на поселение. 61 – бежит через Японию в США, начинается зарубежный этап. Проявляется себя как анархист, социалист. Вступает в 64 году в товарищество рабочих. Оттирает Маркса на задний план – сильный оратор.
Вот так, приехал, и сразу занял центральное место в движении.
Находится в центре европейского революционного движения.
Создает собственный анархический альянс. Работает с эмиграцией, с Нечаевым (потом скажем).
Сочинения Бакунина.
Считается теоретиком анархизма, но, вообще, публицист. Теоретик, но, пишет на злобу дня. Не Гегель. В большей части – лозунги, оценки. Реальной аргументации - нет. Политическая трескотня, но интересная.
|
|
· Федерализм, социализм и Антитеологизм (1867 год) - работа эмигрантского периода.
· Государственность и анархия 1873 год – главный труд
· Письма Нечаеву (1870 года) – серьёзный теоритический трактат.
Государственность и анархия
В 2 словах – анализирует европейскую ситуацию, изучает два народа – германский народ и славянские народы. Выдает всем по полной программе. Кто не любит немцев – лучше почитать J русских – тоже.
Истоки:Прудон, Гегель.
Взгляды:Материализм, атеизм (один из первых).
Философия истории
Где-то гегельянец. Идея свободы определяет развитие человечества, человек идет через реализации идеи свобода. В конце пути – анархия. У Гегеля – государство в конце. У Бакунина – анархическое общество.
Содержание – борьба эксплуататоров и эксплуатируемых.
Государство:
1) Гарант системы эксплуатации. Санкционирует эксплуатацию и усугубляет. Покончим с государством – покончим с эксплуатацией.
2) Государство уничтожает свободу. Критикует теория общественного договора – фальшь, что современное буржуазное государство способствует идее свободы – лож. На самом деле, человек отдает всю свою свободу, ничего себе не остается!
|
|
3) государство – система организованного насилия. Здесь лектор полностью согласен. Государство преступно по своей природе, оно призвано совершать преступление (насилие).
Государство – создаёт собственную мораль – патриотизм – централизованное общество. Армия. Основное состояние – воевать или готовиться к войне.
Другой вопрос, что можно подать и со знаком плюс и со знаком минус. У Бакунина – минус.
4) Государство разрушает принцип человечности. Война – нарушение человеческих основ, убивает брата, человека. Государство всегда разрушает базовые принципы существования человека в коллективе.
Религия и церковь -Воинствующий безбожник, атеист. Надо бороться.
Проект социалистического общества
Наиболее слаб, слабее Прудона.
Говорит, что задача нас, анархистов – обосновать негодность данного строя. А как строить? Задача того поколения, кто будет строить.
Говорит, что это должна быть федерация общин, внутри – ломка национальных перегородок.
Славянский вопрос, противопоставление славян германцам
Тема книги… говорит так – славяне это безгосударственный народ, особенно русский. Славяне характерны тем, что постоянно отбивались от турок, мадьяр, немцев. Подлинное государство - германцы. Славяне просто пародируют германцев. Славяне – земледельческие народы, анархисты.
|
|
Движение к анархизму – надо начинать именно со славянских народов.
Считает, что главный субъект славянских народов – русский народ, самый анархичный.
Здесь уже переходит к оценке ситуации в России. Считает, что русский народ по природу – анархист. Считает, что у русского народа есть качества, позволяющим им стать анархистами:
- Русский мужик убежден, что земля принадлежит народу.
- право на пользование землей не у отдельно лица, а у общины (коллективизм).
- у русского человека всегда враждебное отношение к государству.
Есть и недостатки у русского народа:
- Патриархальность – человек ограничен делами общины. Нет развитого индивидуализма.
- Вера в царя.
Теория революции
Бакунин – последовательный, законченный революционер. Пишет везде. Говорит, что приейти можно только революцией.
Два вида:
- Политическая революция – свержение только власти – можно сделать в одной стране.
- Социальная революция – коренная ломка всех отношений и переход к аневризму. Возможно только в группе стран (Европа + Россия).
|
|
У русского народа – повышенная готовность, есть условия к революции:
1 – чрезмерное нищета и страдание.
2 – социалистический идеал русского народа, от природы (земля принадлежит общине и т.д.)
3 – вера народа в свое право жить по тому идеалу. Революционный настрой. Русский народ – бунтовщик по своей природе. Призови одну деревню на бунт и сразу поднимается волость, губерния, вся Россия.
Революция должна быть обязательно стихийная. У Маркса не так, говорил, что должна быть организованная революция. Бакунин – поднести списку, если есть условия.
Всякая организация революция – появится новое государство, новая система насилия, никакой анархии. В горниле революции должны сгореть все стереотипы власти – абсолютная утопия.
Жуков: Да, революция символизирует анархизм, это верно. Но, на этих условиях – нормального цивилизованного анархического общества не построишь. Всякая революция заканчивается диктатурой. Маркс, здесь, ближе к истине, чем Бакунин.
Несмотря на то, что выступает в стихийный характер революции, выступал за тайные организации революционеров. Боевые организации. Подключать крестьянские общины… боевые организации должны связывать крестьян. Вот, на этом и заканчивается функция этой тайной общины. А в целом – анархия.
ДОБАВЛЕНИЯ ПО БАКУНИНУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:
Идеолог бунтарского направления, родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России.
Способствовало анархизму в России: неэффективность, коррумпированность, оторванность власти от общества.
Происхождение государства по Бакунину: В человеке двойственное начало: хорошее – вольное, безгосударственное; плохое – основа для возникновения государство. Вот на основе плохой черты и возникает государство.
Государство без насилия, рабства – невозможно.
Задача – сломать государство, но, общественные связи не рушатся, всё заменяется “федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона”.
Анархизм Бакунина – коллективный. Коллективная собственность, вольные объединения… всё на основе норм нравственности. В результате – свобода каждого.
Считал, что нет большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы…
В основе отношений идеального общества – труд, как основа достоинства.
Плохо относится к программе Лаврова. Считал, что в силу своего невежества, забитости и т.д. русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории. Однако выделяет способность и готовность к бунту (Пугачев, Разин).
Разделяет на народы способные к социальной революции и неспособные. Русский – способен.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!