Собирание и изучение фольклора в 17-18 вв



Ранние сведения о фольклоре, отдельные и случайные, со­держатся в древнерусских летописях. Первые специальные за­писи были сделаны в XVII в. по инициативе иностранцев в Архангельском крае в 1619—1620 . Для английского путеше­ственника Р. Джемса были записаны исторические песни о со­бытиях "смутного времени"; в 1660—1669 гг., в Москве царский врач англичанин С. Коллинз записал две сказки, связанные с именем Ивана Грозного. В XVII в. были и другие любительские записи фольклора: былин, духовных стихов. Составлялись руко­писные сборники пословиц (в 1899 г. их издал П. К. Симонии.)

XVIII век, особенно период царствования Петра I, принес в Россию глубокие жизненные перемены. У некоторых просве­щенных дворян пробудился интерес к отечественной культуре.

Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал были сделаны историком В. Н. Татищевым. Он изложил свои соображения о ценности народной поэзии как исторического источника и поделился личными наблюдениями над бытованием фольклора, особенно былин, которые слышал от скоморохов.

Суждения о фольклоре появлялись также в трудах по этно­графии, языку, литературе. В XVIII в. на фольклор обратили внимание литераторы. Русские народные песни легли в основу реформы стихосложения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоно­сова.

С середины XVIII в. появился ряд сборников, содержавших фольклорные тексты. Сборники преследовали развлекательные цели, и помещенные в них народные произведения обычно под­вергались литературной переработке.

Уникальную научную ценность имеет, рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора (в числе которых скоморошины, баллады, духовный стих), собранных в середине XVIII в. в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Запись была произведена довольно точно, даже с приложением нот мелодий.
Первое неполное издание сборника, названного "Древние русские сти­хотворения", появилось в 1804 г. Фамилии собирателя и издателя не были указаны. В обращении "К публике", подписанном "Издатель", го­ворилось: «Нечаянный случай доставил мне рукопись "Древних Стихо­творений"...». Опубликовал их А. Ф. Якубович.

В XVIII в. очень повезло с публикацией песенным жанрам. В 1770-1774 гг. появился в четырех частях большой сборник М.Д. Чулкова "Собрание разных песен". В нем богато пред­ставлен репертуар русских песен XVIII в.: обрядовые, крестьян­ские, солдатские, о Степане Разине и др. В 1790 г. вышел из печати нотный песенник Н. А. Львова "Собрание русских про­стонародных песен с их голосами, положенными на музыку Ива­ном Прачем". Эти и другие песенные сборники стояли у исто­ков публикации (вплоть до XX в.) бесчисленного количества пе­сенников, которые отразили процессы взаимодействия устной и книжной лирики.

Фольклор в оценках общественных направлений середины XIX в. (декабристы, революционеры-демократы, славянофилы).

С конца 30-х. гг. в России обозначились разные идейные те­чения, в той или иной степени выразившие отношение к народу и его поэзии. Полемика их представителей способствовала раз­витию теоретических взглядов на фольклор, активизировала его собирание.

В 30—40-е гг. выступили В. Г. Белинский и молодой А. И. Герцен, положившие начало революционно-демократическому направлению. Вслед за декабристами особый интерес революци­онные демократы проявляли к свободолюбивому содержанию народной поэзии и отрицательно относились к тому, что счита­ли консервативным в фольклоре. К фольклору они обращались для доказательства потенциальных творческих сил народных масс, их активного поведения в истории. Белинский критиковал романтические воззрения на народную поэзию, а также тех ученых, которых в XX в. принято было называть представителями "тео­рии официальной народности" (например, И. М. Снегирева).

50-е — середина 60-х гг. были связаны с деятельностью Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Они критиковали мифо­логическую школу академической науки, стремились утвердить в фольклористике свои принципы историзма.

С середины 50-х по 70-е гг. взгляды революционных демо­кратов на фольклор проявились в критике и публицистике жур­налов "Современник" и "Отечественные записки". Рецензии на фольклорные сборники способствовали выработке научных кри­териев собирательской работы (требование сохранять подлин­ный язык фольклорного произведения, передавать обстановку, в которой оно исполняется, реакцию слушателей).

Известный собиратель народной поэзии И. А. Худяков по своим убеждениям был революционным демократом. В русле революционно-демократического направления следует рассмат­ривать литературный фольклоризм Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, деятельность В. В. Стасова.

Во второй половине XIX в. появилось близкое революцион­но-демократическому народническое направление. Некоторые его представители также с глубоким интересом относились к фольклору (например, Г. И. Успенский).

В 40-х гг. оформились общественные направления западни­ковиславянофилов.

Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавелини др.) выступали за развитие России без революционных потрясе­ний, по западноевропейскому капиталистическому пути. Они ввысоко ценили преобразования Петра I. Прогресс русской дей­ствительности, по их мнению, был возможен только при широ­кой опоре на социальный и культурный опыт европейских стран. К фольклору западники относились очень сдержанно, а в ряде случаев и отрицательно, так как видели в нем только консерва­тивный элемент, связанный с "отжившей" культурой.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К. С. Акса­ков и др.), напротив, изучали национальную самобытность Рос­сии. Прошлое страны давало объяснение ее настоящему и по­могало строить программу на будущее. В центре славянофильс­кой концепции оказался народ, русское крестьянство во всех сферах своего бытия.

Как и представители других общественных направлений, сла­вянофилы выступали за отмену крепостного права. Они участвовали в подготовке реформы 1861 г. Славянофилы возлагали надежды на крестьянскую общину — традиционное русское землепользование. В литературе они вели борьбу за "народное", "крестьянское" направление. Славянофилы подняли проблемы православного богословия как предмета философии и истории. В православии они видели фундамент общеславянского единения. Славянофилы положили начало истории изучения крестьянства в России. Они развернули работу по собиранию фольклора и языка, так как считали, что после петровских реформ язык и фольклор забываются либо искажаются. "Опыт нам показал, — писали П. В. Киреевский, Н. М. Языков и А. С. Хомяков, — что необходимо спешить с собиранием этих драгоценных остатков старины, приметно исчезающих из памяти народа с переменою его нравов и обычаев, что важно и в этом деле общее участие всех, дорожащих спасением нашей всенародной словесности от конечного ее истребления и что для полного издания песен и стихов необходимо, чтобы они были записаны везде, где это возможно».

Во второй половине 50-х гг. славянофилы активно выступали в публицистике, помещая в своем, журнале "Русская беседа" исторические, этнографические и фольклорные материалы. Среди славянофилов были выдающиеся собиратели русского фольклора: П.В. Киреевский, В.И. Даль, А.Ф.Гильфердинг ).Славянофильская концепция имела многих последователей.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!