ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304 – 1374)
Первый гуманист Ренессанса.
До 1311 – Инчиза
1312 – 1315 – Авиньон
1315 – 1319 – Монпелье обучение
1319 – 1326 – Болонья
После 1326 – Авиньон, Франция, Германия, Рим, Милан, Воклюза
С 1361 – Павия, Венеция, Падуя
________________
6 апреля 1327 – встреча с Лаурой
2 апреля 1336 – восхождение на Ветреную гору, «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»
Апрель 1338 – замысел эпической поэмы «Африка» и прозаического текста «О прославленных мужах»
8 апреля 1341 – увенчан лавровым венком на Капитолии
______________
Творчество Петрарки стало очень популярным ещё при его жизни.
Выделяются произведения налатинском языке:
1. Поэтические:
а) поэма «Африка» (1338 – 1342) – попытка создания нового национального эпоса
б) 12 эклог – подражание «Буколикам» Вергилия, на первый план выходит сатира
в) «Письма без адреса» - сборник писем, которые пишутся античным читателей, и предполагаемых ответов на них. Петрарка стал «родителем» эпистолярного жанра
г) «Книга о знаменитых мужах» - формирование культа греческого героя
д) «О достопамятных вещах» - своеобразное собрание выписок из древних рукописей, легенд о выдающихся итальянских деятелях. Формируются основы мировоззрения.
2. Морально-философские трактаты: «Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру»
«Canzoniere» (канцоньери)– сборник на итальянском языке, пишется на протяжении всей жизни Петрарки. Есть множество редакций. Датировка сборника нечёткая, Петрарка намеренно не соблюдает хронологию, ему главное – показать движение и становление души.
|
|
ПОЭТИКА:
1. Игра смыслами и созвучиями
Laura – lauro – Lꞌaura
2. Сложные аллегории, мифологические образы
3. Классическая сонетная форма
ABBA ABBA CDE CDE
Впоследствии:
1. Несовпадение деления стиха и смысла
2. Смысловая образная точность
3. Языковая гибкость
4. Отсутствие мистики и сложных аллегорий
Книга о воспоминании о себе самом в молодости.
Позднее творчество: «Триумфы»
1. «Триумф Любви»
2. «Триумф Целомудрия»
3. «Триумф Смерти»
4. «Триумф Славы»
5. «Триумф Времени»
6. «Триумф Вечности»
ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (1319 – 1375)
Занимался изучением римской и греческой литературы, в частности на латинском языке
1320-1340-ые – Неаполь («Филоколо», «Филострато», «Тезеида»)
С 1340-ых – Флоренция («Амето. Комедия о флорентийских нимфах» - 1341-42 годы; «Любовное видение» - 1342; «Элегия мадонны Фьяметты» - 1343-44 годы; «Фьезоланские нимфы» - 1344-1346 годы)
«Декамерон» (1352-1354) – книга, принесшая Боккаччо очень большой успех. Текст с устойчивой авторской позицией
Композиция текста:
- авторское «я», которое организует всю систему повествования
|
|
- система рассказов; рассказчики (Панфило, Филострато, Дионсо, Фьяметта, Пампинея, Филомена, Эмилия, Лауретта, Елиза, Неифила). Общество людей, которые ставят на первый план человека, даже во время чумы.
Проблема слова – основная проблематика текста.
Тематика:
1 день: что каждому больше по душе
2 день: о человеческих испытаниях
3 день: о хитроумии
4 день: о несчастной любви
5 день: о достижении счастья влюблёнными
6 день: о находчивости людской
7 день: о находчивости любовников
8 день: о находчивости любовников
9 день: кому что нравится
10 день: о людях щедрых и великодушных
Группы новелл:
1) Короткие рассказы о находчивости, об остроумном изречении (1, 6 дни + 3\1).
2) Новеллы о добродетелях и удивительных движениях души (10 день, ос.10\10). Тема духовного подвига.
3) Новеллы об удивительных превратностях судьбы (2 и 5 дни).
4) Буффонные новеллы о весёлых проделках. Акцент на действиях.
Очень разнообразен язык повествования, различные слои стилистики. С одной стороны, трагические моменты судьбы и испытания, однако на бытовой стороне присутствуют комические ситуации. Главная тема: внутреннее становление человека.
После Боккаччо литература развивается весьма неоднородно. Петрарка, Данте и Боккаччо – расцвет литературы, заложилась база. После – начинается уход в публицистику, уход художественной литературы, Италия уходит с первенства в плане культуры, упадок, огромный упадок.
|
|
АПРЕЛЯ.
ФРАНСУА ВИЙОН (1431 ? – 1463 ? ГОД)
Вийон по своему стилю похож на творчество вагантов - он очень много говорит о проблемах городского дна. Материалом для произведений становится окружающая его действительность
Вийон до сих пор остаётся загадочной фигурой. После 1463 года о нём нет каких сведений.
"Малое завещание" 1456. Пародия на юридический документ, где Вийон даёт шутливое перечисление всего своего имущества, имущества в самом широком плане.
"Большое завещание" 1462. Сборник баллад, сборник лирики, где идёт глобальное исследование собственного я и его отношений с миром. Внутренняя раздвоенность, постоянное противопоставление – частая тема его произведений.
(Эренбург и Мендельсон – лучшие переводы)
. Попытка рассказать о своей неустроенности постоянно выражается в его текстах.
"Баллада поэтического состязания в Блуа" – раздвоенность нашла самое яркое воплощение.
"Спор души и тела Вийона"
|
|
"Баллада о дамах былых времён"
"Баллада о повешенных"
"Молитва богородице"
Его лирика очень проста с точки зрения языка, он работает с разговорной стилистикой.
Поэтика:
1. Пародия. Она не ставит своей целью насмешку, здесь она средство проверки на объективность – это обусловлено эпохой.
2. Антифразис. Потребление слова в противоположном значении.
3. Игра с языковыми стилями. Стиль определяет сознание людей – они начинают мыслить в границах своего стиля.
Постоянные номинации не формируют устойчивую картину реальности, значения двоятся и умножаются.
Самостоятельного лирического героя здесь нет.
Мир намного сложнее, чем определяет литература; жизнь будет неизменно выделяться из устойчивых принципов. Но при проверке кодекс разламывается.
Вийон – фигура переходная, он начинает ставить вопрос о специфике бытования.
Возрождение во Франции:
1) Следование итальянским образцам;
2) Формирование абсолютизма;
3) Взаимодействие гуманизма и идей реформации(для северного возрождения идеи гуманизма связаны с проблемами реформации);
4) Культ прекрасного, эстетическое восприятие жизни. Этот культ неразрывно связан с художественной правдивостью;
5) Художественная правдивость;
Периодизация:
1. 1 половина 16 века: расцвет гуманистических идей, оптимизм;
2. 2 половина 16 века: кризис гуманизма;
Творчество Франсуа Рабле
(1494 – 1553)
Рабле даёт образец универсального ренессансного энциклопедизма.
Много путешествует, участвует в политической жизни.
"Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532 – 1553)
Книги и годы публикации книг:
1 книга – 1532 год ! Рабле пишет пародию на старинные народные сказания о великанах, но очень быстро литературное задание преодолевает пародию
2 книга – 1534 год ! От воспитания человека вообще к воспитанию монарха.
3 книга – 1546 год
4 книга – 1552 год
5 книга – 1564 год
Поэтика романа:
· Пародийность
· Гуманистические представления о подлинно положительном человеке
· Гуманистическая программа воспитания
· Соединение мифологического мышления и ренессансного реализма
· Концепция идеального общества (Телемская обитель)
· Синкретизм и универсализм
Человек не должен уходить в крайности.
АПРЕЛЯ
ПОЭЗИЯ "ПЛЕЯДЫ"
Вторая половина 16 века. Плеяда – поэты-гуманисты, названо было дано в 1556 году. Они не затрагивают тему религии. Они больше сосредоточены на проблемах языка, искусства и культуры. Создание новой поэзии для новой Франции – главная задача.
1. Пьер де Ронсар – главная фигура эпохи. Проблема родины – постоянная проблема.
А) 1 период творчества – 1550-1560. Активно ставит свой стиль и язык, работает с жанром оды. В 1550 году выходит сборник "Оды". Впервые для европейской литературы в "Одах" начинает появляться пейзажная лирика как самостоятельный объект. Именно в природе может раскрыться лирический герой. Многие образы берутся из античных мифов. Возникает тема распадения и смерти, однако в раннем творчестве она оценивается оптимистически. Смерть – лучший повод, чтобы по максимуму наслаждаться жизнью.
Формируется любовная лирика. Сборник "Любовь к Кассандре" (1552-1553 год) пишется под влиянием Петрарки. Поэзия Ронсара более реалистична и более чувственно, образ героини более реален. К теме любви пристраивается образ природа, расцветающая вместе с героем. Цикл "Любовь к Марии" (1556 год) – перевоплощение героини в образ земной и реальный. Главный акцент в её описании – простота и естественность. Она уже не знатная дама, а простая крестьянка. Она показана в абсолютно бытовых ситуациях. Любовь – это кульминация человеческой жизни. Сборник "Гимны" (1555-1556) – реальность дисгармонична. "Гимны" говорят о попытках выстроить для себя эту гармонию. Произведение "Гимн Франции" (1549 год) – воплощение его гражданской позиции.
Б) 2 период творчества – 1560-1572. Период проявления гражданской позиции.
"Франсиада" (1572 год – четыре песни). Планировалось 23 песни и задумка происхождения от древних греков.
"Элегии". Ощущение своей собственной ответственности за судьбу страны в целом.
"Рассуждения"
В) 3 период творчества – после 1572 года. Возвращение к теме любви, самый известный цикл "Сонеты к Елене". Ощущение смерти усиливается, страх перед исчезновением. Ключевое стихотворение – "Я высох до костей".
Французская сонетная форма:
АВВА АВВА ССД ЕЕД
АВВА АВВА ССД ЕДЕ
Обращается к теме значимости своего творчества.
Встречается ряд текстов, которые работают с социальной проблематикой. Примером можно назвать "Гимн золоту" и "Речь против фортуны".
2. Жоашен дю Белле – выходит из старинного дворянского рода.
- "Защита и прославление французского языка" (1549 год). Проблема исторического становления языков. Для развития своего родного языка, надо писать именно на нём. Дю Белле выдвигает требование содержательности поэзии, поэзия должна работать с жизненным материалов и служить для жизни. Латинская и греческая литература (не слепое подражание) – образец поэзии. Произведения итальянского ренессанса – также образец литературы. Особенно Петрарка. Язык не должен быть выхолощенным. Язык и литературу нельзя ограничить одним стилем, так как они, как жизнь, слишком разные.
- "Сожаления" (1558 год) – сборник сонетов, своебразный поэтический дневник. Работа с фактами реальной жизни. Отправляясь в научное и творческое путешествие, оказался в стране, где на первом плане пороки папского общества, папского Рима. Сожаление об ушедшем Риме. Постоянное сопоставление – Рим и Франция. Франция – прекрасная родина. Далее идут рассуждения, что привело гордый Рим в такое положение.
- "Древности Рима" (1558 год). Философская книга раздумий о судьбе культуры и цивилизации. Для него руины Рима – идея преемственности истории и перехода одной эпохи в другую.
3. Этьен Жодель
4. Жак Пелетье дю Манс
5. Жан Антуан де Баиф
6. Понтюс де Тиар
7. Жан де Лаперуз
Главное достижение "Плеяды" – раскрытие внутреннего портрета человека своей эпохи.
АПРЕЛЯ
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Английская литература прошла большой подготовительный этап – 14 век. Он становится периодом, тогда очень активно начинают осмысляться социальные процессы. Усиливается социальная напряжённость, действует эпидемия чумы, идёт движение против крепостного права. Социальные реформы постепенно происходили. Государство постепенно объединялось. В связи с тем, что мелкое дворянство выступало на стороне власти, мы всё равно не увидим противостояния с городскими жителями и рыцарским сословием. Здесь не возникает культурного противостояния. Они органично развиваются вместе. До 14 века в Англии не существовало единого государственного языка, с конца 14 века английский язык становится государственным. 14 век – предренессанс.
Уильям Ленгленд (1332 – 1400) – "Видение о Петре-пахаре". Очень масштабное описание картины жизни Англии. Он показывает свой сон, где на поле много народу самых разных сословий. Рассуждение о том, что является основой для современного общества. Самое главное условие для благоприятного развития общества – разум и справедливость. Труд – основа для устройства общества. Пётр-пахарь – основной герой, воплощение трудолюбивого начала. Ему известна истина – как построить правильное общество. Поэтика произведения показывает его отношение к средним векам, однако, в отличии от видений средних веков,здесь идёт обращение к абсолютно современной проблематике. Установка на достоверность описания. Даже аллегорические фигуры построены в максимально бытовом описании.
Джеффри Чосер (1340 – 1400) – один из деятелей английского предренессанса. Жизнь низовая, более простая стихия.
1. "Книга герцогини" (1369 год)
2. "Песнь во славу Девы Марии"
3. "Кентерберийские рассказы" (1387 – 1400) – дух чистого ренессансного гуманизма. Сборник стихотворных новелл, хотя в качестве основного сюжета путешествие-половничество. Путешествие начинается весной – новый цикл. Планировалось по две новеллы на каждого героя, однако книга осталась незаконченной. Чосер выступает сатириком, показывая недостатки общественного устройства. Саморазоблачение персонажей – каждый герой представлен трижды – есть общий пролог, портрет, далее короткий пролог, характерный для этого героя, а потом уже сам рассказ. То, как он представлен из вне и то, как он сам себя презентует = создание объёмного описания героя. Герой определяет стилистику текста, о котором он будет дальше вести речь. Рассказы героев индивидуализированы. Любые попытки создать текст по канонам не реализуются буквально. Требования правды выходят на первый план. Разоблачение стяжательства. Чосер говорит о том, что ценность каждого человека в обществе определяется им самим. Акцент на личностном оценивании человек относит рассказы к предренессансу. Поэтика: целая плеяда источников. Стремление передать свою ритмику, свой стиль. Фаблио составляют основную часть рассказов, есть обращение к рыцарским романам. Можно встретить грубые площадные анекдоты, элементы животного эпоса, волшебные сказки. В результате такой перебивки формируется английская новелла. Чосер был её основателем. Основной акцент делается на реалистичность и потому много бытовых подробностей, здесь подключается бытовая научная составляющая, терминология. Что такое литература как таковая – можно встретить этот вопрос. Рассказчики вступают друг с другом в споры.
Томас Мэлори "Смерть Артура" (1460 – 1470).
Развитие жанра баллады – народная поэзия. Эпическая песнь, в которой очень сильно развита драматургическая и лирическая основа. Для неё характерен очень быстрой ход развития сюжета.
"Охота у Чевиотских холмов", "Сэр Матрик Спенс", "Трагедия Дугласов"
"Баллада о двух сёстрах", "Томас-рифмач", "Верный сокол" – тема любви, верности, ревности и измены.
"Женщина на Ашерс Велл" – фантастическая баллада, тема загробной жизни.
"Баллада о мельнике и его жене", "Король и пастух", "Старый плащ" – близки к французским фаблио.
"Малая песнь о подвигах Робина Гуда" – эта группа текстов пользуется очень большой популярностью. Баллады формируются на материалах очень распространённых.
Возрождение в Англии
Династия Тюдоров
Генрих VII – Елизавета I
1485 – 1603
Раннее Возрождение: 1 половина 16 века
Рассвет Возрождения – правление Елизаветы I (1558 – 1603):
Лирика: Томас Уайет, Филипп Сидней,Эдмунд Спенсер
Романистика: Джон Лили, Томас Нэш, Томас Лодж, Томас Делони
Драматургия: Джон Бейль, Томас Кид, Кристофер Марло, Уильям Шекспир
Томас Мор (1478-1535) – "Утопия" (1516 год). Книга пишется в период становления английского могущества. Его роман стал образцом жанра. Книга выстроена как двухчастная, разбитие на две части связано с попыткой дать свою модель, но с другой стороны исследовать общество. Первая часть повествует об острове Утопия. Основная причина неустройства общества – частная собственность. Во второй книге главный акцент делается на отсутствии частной собственности. Труд для людей не обременителен. Общество построено по законам разума. Принцип гармоничности. Автор стремится к реальному описанию, однако это моделирование. Здесь нет чётких описаний людей и природы. Героем можно назвать только Путешественника.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Основа для прогресса – наука. Общество строится на научных достижениях.
"О достоинстве и преумножении наук" (1605 год)
"Новый Органон" (1620 год)
"Новая Атлантида" (1623 – 1624 годы) – основная задача – помощь людям с покорением природы и расширением возможностей.
АПРЕЛЯ
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ура, Шекспир родился! Увы, Шекспир умер. 1564 – 1616 год.
До 1587 года – Стрэдфорд-на-Эйвоне
1587 - 1612 – Лондон (театр "Глобус", труппа Ричарда Бербеджа)
1612 – 1616 - Стрэдфорд-на-Эйвоне
Возникновение шекспировского вопроса – был или не был Шекспир на свете?
Периодизация:
1) 1590-ые годы. Относительный оптимизм по отношению к обществу.
Поэмы, сонеты, комедии, трагедии, хроники активно создаются в этот период.
2) 1601-1608 годы. Комедий несколько, множество основных трагедий. Начинается период пессимизма.
3) 1608 – 1613 год. Трагикомедии – примирение с жизнью.
Постановки на сцене подлинной литературой не считаются. Большую славу ему приносят сонеты, которые создаются в основном в первый период творчества, однако публикуются позже.
Шекспир – создатель английского сонета: ABABCDCDEFEFGG
С самого начала Шекспир утверждает поэзию действительности. Главное требование его поэзии – художественная достоверность.
Сонеты стали неким поэтическим дневником. Выделяется две большие группы сонетов: сонеты, посвящённые теме дружбы (сонет от первого до сто двадцать шестого), сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной (127 – 152), а также сонеты-заключение – тема радости и красоты любви (153 – 154).
Тема преемственности для Шекспира является важной. Человек – смертен, жизнь конечна. Есть две возможности остаться в мире и не уйти бесследно, остаться бессмертным в веках: продолжение рода, а также творчество. Тема ответственности человека перед временем. Также Шекспир доводит до логического конца линию образа прекрасной дамы. Она уже более земная, более жизненная.
Сонеты распадаются по стилистике: сонеты о любви и дружбе более гармоничны, а затрагивающие проблемы – дисгармоничны. Постепенно появляется осознание, что мир плох и печален.
Главный объект исследования хроник – человек и государство. Проблема монархии и образ идеального монарха. По отношению к английской истории, очень важный вопрос: противопоставление монарха и феодала. Монарх и его население, насколько они взаимодействуют между собой.
Если брать глобально весь комплекс исторических хроник Шекспира, они затрагивают династии: Плантагенеты, Ланкастеры, Йорки, Тюдоры. Он собирает хроники по тетралогиям.
1 тетралогия обращена к событиям война Белой и Алой розы (1455 – 1485 годы). Этот период стал для Шекспира показательным. Народ не является созидательной силой. На первом плане – личность монарха. Здесь противопоставляются два монарха: Генрих VI и Ричард III. Ричард III пример самолюбивого правителя. Он презирает все нравственные законы.
2 тетралогия обращена к роду Ланкастеров. Она хронологически обращена к более раннему периоду, к началу 15 века. По формальным признакам она говорит о более зрелом периоде государства, нежели первая тетралогия. Эта Англия оказалась ближе к елизаветинской Англии, эпохе Шекспира. Здесь в центре стоит проблема формирования идеального монарха.
Отдельное место занимают хроники "Король Джон" (1596 год) и "Генрих VIII" (1613 год). Для будущего правителя очень важно уметь говорить языком своего народа. Этот некий манифест английского абсолютизма. Возникает внутренний раскол, возникает отдельная сфера государственных интересов и отдельно частная жизнь человека.
История движется от гармонии к трагедии по спирали. Человек сбрасывается с линии истории, когда сползает со спирали, с хроник. Судьба человека истории неинтересна, если он один. Появляется феномен времени, большой истории. У времени своя логика, свой ход событий. Время – отдельный персонаж, организующий порядок.
АПРЕЛЯ
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Лозинский, Щепкина-Куперник, Пастернак, Радлова, Кузмин — самые близкие переводчики к оригинальным текстам Шекспира.
Проблема человека по разным жанрам конкретизируется в разных аспектах. Наиболее распространённый жанр – трагедия, так как меняется устройство общества.
«Магистральный сюжет» - судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека «бесчеловечном миропорядке», по мнению Л.Е.Пинского.
Основная проблема – судьба личности. Изначально герой идеализирует положение вещей, но в ходе действия выясняется, что герой очень сильно заблуждался. В этом трагическом конфликте герой начинает совершать ошибки и приходит к преступлению. Герой погибает в развязке, утверждая свою правоту.
Если говорить об основных чертах трагедии, её поэтике:
Герой:
1. Единственная и неповторимая личность. Он уникален, как и сюжет, масштабен и глобален
2. Неразрывно связан с сюжетом
3. Масштабен
Сюжет:
1. Конфликт лежит в основе общественных отношений
2. Личность против системы
3. Свобода героя, несвобода системы
4. Трагедия познания мира и самосознания героя
5. Конфликт приводит к развязке
6. Катастрофа как норма сюжета, трагедия как норма жизни
«Ромео и Джульетта» (1595 год). В основе этого текста неполное противопоставление героев мира. В текст можно встретить формат канцоны, элементы лирики рыцарей.
Комедии + хроники + трагедии:
1. Комедия:
- комедийно-праздничная атмосфера
- нет полного противостояния героев миру
2. Хроники:
- образ героя-эгоиста (Тибальт)
- конфликт старого и нового уклада жизни
3. Трагедии:
- герои проходят процесс изменения, герои взрослеют
- моральная победа героев
«Гамлет, принц датский» (1601 год) – трагедия знания. Текст строится на средневековом сказании о датском принце, который мстит своему родственнику, который мстит за убийство отца. Текст неоднократно обрабатывался в зарубежной культуре.
Гамлет – чужестранец. Для Шекспира мотив чуждества важен для того, чтобы дать герою позицию наблюдателя из вне. Система в трагедии глобальна, а потому побеждает над главным героем. В системе теряется личность. Система забирает права на самовыражение и права на свободную жизнь. У героя нет возможности вырасти.
Образ Гамлета:
1. С персонажами трагедии: сходство – контраст.
2. С персонажами комедий.
3. С героями хроник.
4. С героями следующих трагедий.
МАЯ
ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА
Субъективные трагедии – трагедии доблести (1604-106 годы). Акцент делает на героев, а главная проблема — проблема личности как таковой.
«Отелло»
«Макбет»
«Антоний и Клеопатра»
Поэтика:
1. Источник страсти неотделим от жизненного пути.
2. Страсть героя — особая для каждого персонажа.
3. Взрослые герои, сформировавшиеся. Именно их путь привозит к кризису, когда иллюзии рассыпаются.
4. «Доблестное» миропонимание, концепция долга. Доблесть — личное достижение, мир должен вознаграждать героев за это.
5. Трагедийный поступок — вызов миру. Проверка мира на прочность: действительно ли мир ценит личность.
6. В центре выдающаяся личность.
7. Протагонисты ещё не доходят до отрицания устоев своего общества.
8. Герои в состоянии «аффекта доблести».
9. Герой усматривает препятствие для себя лишь в отдельных людях.
10. Гибель героя — акт личной доблести.
«Отелло» 1604: трагедия человека заблуждающегося. Сюжет заимствован с итальянской новеллы. Что такое личность эпохи возрождения, личность творческая, личность, активно проявляющая себя в мире?
Отелло: положительная доблесть, культ деятельного человека.
Яго: отрицательная доблесть, культ личной выгоды.
Отелло и Яго равны по масштабу, добиваются значительных успехов.
Самое главное для человека — найти своё место в обществе.
Примирение героя с миром. Подчёркивается, что восстанавливается вера героя в мир и в человека.
Рассматривая два варианта доблести, Шекспир говорит о том, что важен масштаб поступка, а не его конкретное наполнение. Отсюда характеристика поступка оказывается очень условной, а оценки меняются очень легко.
«Макбет» (1605): трагедия действующего. Шекспир говорит, что нужно сопротивляться доблести. Шекспир меняет историческую основу, взяв за основу шотландские хроники. В начале нам дана масштабная экспозиция — мир умеет ценить героя по поступкам.
1. Двусмысленность доблести, взаимопереходы между добром и злом. Неоднозначность добра и зла.
2. Родовой образ доблести.
3. Героическая форма рождения новой личности.
4. Двойственность фантастики и реальности.
Новая мораль. Человек вынужден поддерживать рамки своего поведения. Возникает отчуждение от людей, от времени — эпоху не догнать. Герой приходит к финальному праху и полному отчуждению от людей, полное поражение перед стихией жизни.
Фантастика играет большую роль — она вводися как параллельное человеческому миру действие. Возникает второй поток. Настоящая жизнь – лишь сказка. Множащееся зло всё-таки можно побороть.
Переход к исследованию, что представляет собой социум. Вторая часть трагедийного творчества будет делать акцент на обществе.
«Объективные», социальные трагедии — трагедии состояния мира, 1606-1608 годы.
«Король Лир»
«Кориолан»
«Тимон Афинский»
Поэтика:
1. Источник страстей — в несправедливом устройстве общества.
2. Страсть — негодование против общества, дурных людей и системы в целом.
3. Источник страсти — человеческое достоинство, попираемое обществом.
4. Тема неблагодарности.
5. Конфликт заложен в самой структуре общества.
6. Антагонист — группа, целое общество.
7. Трагедии открытого действия.
8. В кульминации герой назначает себя судьёй общества и начинает мстить.
9. Гибель героя «от недостатка социального воздуха».
«Король Лир» 1605-1606 год: трагедия состояния мира. Здесь практически отсутствует интрига.
1. Максимальная простота характеров и языка.
2. Сложность подтекста.
3. Король Лир: человек-герой в процессе становления.
4. Тема человеческого достоинства.
5. Завязка пьесы = завязка конфликта.
6. Эксперимент как попытка совершить деяние.
Мир героя не ценит и совершенно не воспринимает.
МАЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИСПАНИИ
1. Окончание Реконкисты (!492 – взятие Гренады)
2. Объединение Кастилии и Арагона
3. Отмена крепостного права
4. Колониальная экспансия
5. Абсолютизм
6. Слабое развитие городов
7. Феодальная реакция — попытки городов развиваться пресекаются
8. Сильное влияние католической церкви — она затормаживает развитие культуры
Испанский гуманизм лишён антиклерикальной тенденции. Религиозные темы активно разрабатываются в поэзии и драматургии.
Появляются новые темы — фантастика. Возникает новый идеал человека — самоотверженный исследователь, он близок к образу рыцаря. Фантастические образы постоянно приходят к столкновению с реальными. В стране растёт преступничество и бродяжничество.
Периодизация:
1. Раннее Возрождение (1475-1550)
2. Позднее Возрождение (1550-начало 17 века)
Испанская литература ищет утопию в прошлом.
Литература:
1. Конкретика образов, отсутствие культа формы
2. Слабое развитие лирики (Камоэнс, Фернандо дЭррера)
3. Активное развитие драмы
В связи с попыткой описания социальной реальности очень продуктивным жанром оказывается роман.
Проза.
1. Рыцарский роман. Этот жанр возвращает человека в прошлое. Рыцарь ищет возможность проявить себя.
«Амадис Галльский» («История Флоризанда, племянника Амадиса» — подражание другого автора). Классическая схема рыцарского романа. В младенчестве теряет родителей, остаются знаки, скитания, дама и так далее. Тема любви для героя важна. Главная цель автора — создание идеального героя.
2. Пасторальный роман. Восходит к античным образцам. Жанр придворной литературы.
«Диана» (1558-1559 годы), Хорхе де Монтемайора.
3. Плутовской (только испанский) роман. Авантюра — борьба за выживание. Акцент делается на путешествиях по реальным территориям, поэтому возникает сатирический пафос. Реальность ломает человеческую личность, фигура главного персонажа формируется самой жизнью. В центре сюжета всегда внутренний мир главного героя. Главный герой становится индивидом и значимым человеком. Как время формирует героя, как он развивается в путешествии.
«Трагикомедия о Калисто и Мелибее» (рубеж XV и XVI веков)
«Жизнь Ласарильо с Тормеса и его удачи и несчастья» (1554 год)
«Жизнеописание Гусмана де Альфараче» Матео Алеман (1559-1604 годы)
Плутовской роман работает с актуальной действительностью и не несёт никакой морали.
Установка на реалистичность весьма продуктивна: герои прорисованы, время показано.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616 годы). Основной элемент его стилистики — реалистичность. На его творчество повлияла война с Турцией и плен после. Поэтому тема свободы стала ведущей.
«Галатея» (1585 год) — постуральная литература, тема любви. Задаётся также тема поиска людей нравственных и благородных; попытка исследования, что происходит при столкновении героя и реальной жизни. Но роман остался недописанным.
«Алжирская жизнь» (около 1588 года), «Нумансия» (1581-1583 годы), сборник «Восемь комедий и восемь интермедий, новых и никогда не представленных» (1615 год).
Также Сервантес работал с жанром новелл. Одно из самых известных произведений «Назидательные новеллы» (1613 год) – это попытка создания реалистического образа действительности.
Новеллы есть авантюрные (ловкость и находчивость героев в приключениях; судьба героев может связываться с историческими героями; всё связывается с испытаниями) и любовные.
МАЯ
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
(1547 – 1616)
Прошлая как утопия. Рыцарский роман не теряет своей актуальности.
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
- Развенчивание канона рыцарских романов;
- Донкихотство как национальна черта Испании;
- Гуманистический идеал человека;
- Полифонизм романа;
Роман получило большую популярность и неоднозначное толкование. Единственная цель книги — свести рыцарский роман. Главный герой не подходит под типаж главного героя рыцарского романа — приземление. Традиционные подвиги снижаются также, они оказываются смешными. Здесь пародируется не только общая схема, но и в целом эпизоды популярных книг. Сервантес не пытается сделать смешным только своего героя (герой носит важные качества, которые не сохранились в жизни), Сервантес выступает против чрезвычайной выдумки, она уводит человека от реальности. Проверка литературного штампа реальной жизни (допустим, эпизод в волшебной пещере).
Высмеивается также и стиль, Сервантес постоянно говорит о чрезмерной его напыщенности — пышные схемы и метафоры, которые сложны для обычных ушей.
По мнению Сервантеса, литература начинает выстраивать образ, сильно отвлекающий от реалий, а также даёт ложные надежды. Но главное, идёт выступление против низкого качества подобной литературы. Такие произведения не строят стиль, они роняют стилистику и не дают читателю развиваться. Эти романы услаждают, а не поучают. Литература должна давать образец и быть реалистичной.
Фигура Дон Кихота воплощает основные качества человека эпохи Возрождения, но эпоха этого не ценит. Нужно уметь даже в своём железном веке находить поэзию, в обыденном вокруг. Главный герой также предстаёт как человек с энциклопедическими знаниями — он рассуждает здраво и выражает ум светлый и ясный. Персонаж пытается возродить в обществе ценности, возродить понятия, допустим, защиты, благородства и чести, выражает ключевые идеи своей эпохи.
Часто он кажется смешным, часто мир его оскорбляет. Но мир смеющийся признаёт за героем благородство, к нему обращаются за помощью. Роман перерастает своё пародийное начало, становясь глобальным судом над своей эпохой, развенчиванием эгоизма времени, где потеряны человеческие качества.
В настоящий момент всё это благородство не нужно, оно приводят к смеху и неудачам. Тем не менее, мы видим, что влияние на окружающих есть.
Гуманистические тенденции связаны не только с Дон Кихотом и Санчо, текст дополняется новеллами, написанными в разном формате.
Приключенческие романы:
«Странствия Персилеса и Сихизмунды» (1617 год). Этот текст отмечен наибольшей религиозностью, так как это позднее произведение, писалось уже в период болезней и чувства смерти. В романе проскальзывают нотки прощания и постепенный уход от своего творчества.
«Путешествие на Парнас» (1614 год).Эстетический манифест Сервантес.
Развитие нравственности своего читателя – главная задача поэзии.
Испанская национальная драма. Формирование испанской национальной школы драмы. Необходимо забыть чёткие правила, в первую очередь важно говорить о жизни. Комедия покажет всё, чем наша жизнь полна.
Хуан дель Энсина — народные сюжеты в пасторальном стиле.
Бартоломе де Торрес Наварро — светские темы, пьесы на любовной интриге.
Лопе де Руэда — сюжеты из итальянской драматургии, меняя колорит итальянский на испанский.
Хуан де ла Куэва — необходимо отойти от традиций, больше динамики и жизни.
Лопе де Вега — тексты многообразны.
Тирсо де Молина —продолжение традиций Лопе де Вега, но акцент религиозно-философской драме.
Хуан Руис де Аларкон —проработка характеров.
Гильен де Кастро —сюжеты берутся из романсов, авантюрная проблематика.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!