Тема 4. Понятие личности в социологии.
Статусно-ролевая характеристика
Социальной структуры
1. Человек как биопсихосоциальная система. Структура и социальные типы личности.
2. Понятие и виды социального статуса. Статусная иерархия.
3. Социальные роли личности и ролевое поведение. Интернализация социальных ролей.
4. Социализация личности как социокультурный процесс. Законы, формы, этапы и агенты социализации. Десоциализация, ресоциализация.
Темы рефератов и докладов
1. Гендер и личность.
2. Социальная идентификация личности.
3. Эволюция гендерных ролей в современном обществе.
4. Личный и групповой статус.
5. Проблема маргинализации и ее опасность.
6. Личность и девиантное поведение, его причины и формы.
7. Теории объяснения девиантного поведения.
8. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гоф-фман).
9. Психоаналитическое направление в социологии (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг, Э. Фромм).
Контрольные вопросы и задания
1. В чем специфика социологического понимания личности (в срав-нении с философским и психологическим)?
2. Назовите основные социальные качества личности.
3. Какие основные типы личности выделяет и изучает социология?
4. В чем состоит сущность социализации личности?
5. Какова социализирующая роль идентификации?
6. Что такое статусный набор?
7. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)?
|
|
8. Какова сущность социальной роли?
9. Что такое ролевой набор?
10. Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий
1. Сравните следующие высказывания:
а) «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде "субстанции" и в виде "сущности человека", что они обожествляли и с чем боролись...» (К. Маркс, Ф. Энгельс);
б) «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное, общество» (Вл. Соловьев);
в) «Человек может быть всецело самим собой лишь пока он один; кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение – это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его Я. В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум – свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр).
|
|
Почему любое из этих высказываний нельзя считать полным? Обоснуйте свою точку зрения.
2. В Индии существует следующая легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба – по-арабски и т. д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что их национальная принадлежность в этом смысле не имеет значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Комнату открыли через 7 лет, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны. Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ.
3. В недавнем прошлом в философской периодике велась популярная дискуссия на тему «Была ли у древних греков совесть?». Иными словами, обсуждалась проблема, является ли личность и ее составляющие, такие, как совесть, детерминированным уровнем развития общества. У греков, считал один автор, не было совести, потому что не было индивидуализированной личности. Их личностью был род. Как вы считаете, прав ли автор этой точки зрения? Обоснуйте свое мнение.
|
|
4. В некоторых архаических обществах существовал ритуал «переворачивания статуса», когда индивиды, находившиеся внизу социальной иерархии, на короткое время получали статус господ и им оказывались соответствующие почести, исполнялись их распоряжения, а подлинные господа им подчинялись и были унижены. По-вашему, в чем смысл таких ритуалов или это просто бессмысленная игра?
5. Охарактеризуйте социальный статус монарха. Является ли монарх, скажем, королева Великобритании, просто воплощением традиций или наличие в обществе такой статусной позиции имеет функциональный смысл? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.
6. Чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность друг с другом?
7. Прокомментируйте высказывание П. Бергера: «Общество представляет собой сеть социальных ролей». Как вы считаете, можно ли рассматривать его как определение общества? Обоснуйте свое мнение.
Глоссарий
Понятие | Содержание | ||
1 | 2 | ||
Адаптация социальная | приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов | ||
Гендер | совокупность социальных характеристик пола | ||
Окончание
| |||
1 | 2 | ||
Девиация | поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя | ||
Конформизм | некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т. д. | ||
Личность | устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения | ||
Социализация | процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит | ||
Ресоциализация | процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни | ||
Десоциализация | Разобучение, утрата прежних навыков и манер поведения | ||
Социальная роль | система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами | ||
Статус аскриптивный | прирожденный, унаследованный статус | ||
Статус достигнутый | значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям | ||
Статус основной | статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями | ||
Статус социальный | позиция человека в обществе, обусловливающая определенный набор прав и обязанностей |
Тест для самоконтроля
1. Социологическому пониманию социальной роли соответствует следующее определение:
а) роль – это внешняя характеристика поведения;
б) роль – это предписанные ожидания поведения личности в соответствии с занимаемым статусом;
в) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации;
г) роль – это маска, за которой скрываются истинные намерения.
2. К социализации применимо следующее высказывание:
а) она присуща не только человеку, но и животным;
б) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;
в) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;
г) это психофизиологический процесс укрепления организма.
3. Вторичная социализация – это:
а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями;
б) период социализации, совпадающий с получением формального образования;
в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;
г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.
4. Ресоциализация представляет собой:
а) период социализации, совпадающий с получением формального образования;
б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;
в) отучение от старых норм, ценностей и ролей;
г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни.
5. Конформность – это:
а) неподчинение социальным нормам;
б) проявление инновативного поведения;
в) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;
г) один из типов девиантного поведения.
6. Социальным конформистом можно назвать:
а) законопослушного человека;
б) хитрого приспособленца;
в) человека, не имеющего собственного мнения;
г) того, кто одевается модно и элегантно.
7. Тип адаптации личности, при котором человек не признает целей и ценностей своего общества, но тем не менее соблюдает правила игры и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений, в социологии называется:
а) эскапизм;
б) ритуализм;
в) конформизм;
г) бунт.
8. Она может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной, позволяет отождествлять себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям и другим признакам с определенной социальной группой. Это:
а) социализация;
б) социальная адаптация;
в) социальная идентификация.
9. Совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду, − это:
а) социальное поведение;
б) социальное действие;
в) социальная коммуникация;
г) социальное движение.
10. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что оно неправильное, то ответьте «нет»:
а) социализация есть способ изменения и развития культуры;
б) социализация – это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра;
в) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;
г) близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники – агентами вторичной.
Литература: [5, 6, 8, 22, 25, 34, 36, 40, 46, 55, 64, 69, 77, 81, 90, 91, 96, 97, 109, 112, 115, 135, 138, 140, 148].
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 697; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!