Глава 1. Магическое мышление как копинг-стратегия



Nbsp;

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Магическое мышление как копинг-стратегия. 7

1. Магическое мышление: определение, характеристики. 7

1.1. Свойства и механизмы магического мышления на примере анализа примитивных народов. 7

1.2. Магическое мышление, пралогическое мышление, мифологическое мышление. Сходства и различия. 9

1.3. Магическое мышление в норме. 10

2. Копинг-стратегии, определение, характеристика. 13

2.1. Классификация копинг-стратегий. 14

2.2. Копинг-стратегии и защитные механизмы.. 15

2.3. Эффективность копинг-стратегий. 16

Глава 2. Организация и методы исследования магического мышления как копинг стратегии. 20

2.1. Характеристики выборки испытуемых. 20

2.2. Методы исследования. 20

2.3. Этапы и дизайн исследования. 26

Глава 3. Изучение магического мышления как копинг-стратегии у людей разных возрастов. 28

3.1. Анализ различий в выраженности магического мышления у людей разных возрастов. 28

3.2. Взаимосвязь магического мышления и стратегий совладания со стрессом 30

3.3. Особенности взаимосвязи магического мышления и копинг-стратегий у людей разных возрастов. 32

Выводы.. 36

Заключение. 37

Список литературы.. 38

 

 


 

Введение

В двадцать первом веке, во времена научно-технического прогресса, всеобщего образованности кажется неуместным говорить о магии и магическом мышление. М. Вебер считал, что в эпоху модерна, когда человек освободился от магии и религиозных суеверий и обрел подлинную автономность, человек сможет объективно познавать всё что угодно. Однако в настоящее время мы наблюдаем противоположную тенденции в обществе. Мы можем заметить, что количество шаманов, магов, ведунов, представителей нью-эйдж вместе со всевозможными предрассудками и суевериями только растёт.

Со времен перестройки больше людей верят, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (с 37% в 1990 г. до 48% в 2015 г.). Приметам верят 50% россиян, женщины чаще чем мужчины (62% против 36%) и вера в астрологию присутствует у 33% населения. Как отмечает в своём исследовании Левада Центр (2017 г.) каждый седьмой россиянин в своей жизни прибегал к услугам альтернативной медицины (гомеопатии, аюрведы и т.д.), а каждый десятый – к услугам гадалки или астролога. Каждый пятый россиянин в целом читал журналы или книги по эзотерике, а среди женщин – каждая четвертая. За прошедшие девять лет россияне стали чаще верить в жизнь после смерти, и в то, что умершие родственники обладают способностью влиять на живущих: 33% в 2008 году против 42% в 2017 и 28% против 38% соответственно.

Леонид Ионин в своей статье «Новая магическая эпоха» (Ионин Л. 2015г.) предполагает, что повышение уровня магического мышления связано с усложнением технологий, он говорит о том, что рядовому человеку не известно точно, как работает тот или иной прибор, отсюда возникает ложное чувство магического действия, необходимо совершить ритуал для того что бы достичь нужного эффекта (нажать кнопку). Глобализация, объединение культур экономик и территорий ведёт к обратному процессу обострённого культурного обособления и в такой попытке сохранить идентичность, часто приумножается и выпячивается не только культура народа, но и его архаичные, магические традиции. 

Вера в явления, не доказанные научно, необыкновенные и магические характерна для людей разного пола, возраста и социального статуса (Саенко Ю.В. 2006 г.). Исследователи по-разному обозначают причину веры в паранормальное, и суеверия, так Лебедев называет причиной чувство страха. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе суеверия. Также было замечено, что к суевериям больше склонны люди с высоким уровнем личностной тревожности, показателем нейротизма и фрустрации. И.Я. Стоянова говорит о мифологическом мышлении как о способе защиты и адаптации условиям окружающей среды, в мифе всё понятно и просто (Стоянова И.Я., 2007).

Таким образом мы подходим к выводу о том, что магическое мышление несёт функцию защиты психики, является способом познания мира спасающем от фрустрации и тревоги. В некотором роде можно говорить о том, что магическое мышление является специфическим копингом, т.е. некоторой моделью поведения и мышления, которая помогает человеку адаптироваться к окружающему миру. Но встаёт вопрос о том, на сколько продуктивной и полезной является данная форма совладеющего поведения. Данная тема к сожалению, не достаточна разработана особенно в контексте нормы, а не патологии, хотя мы видим, что данный феномен весьма распространён в обществе.

Целью курсовой работы является исследовать магическое мышление как копинг-стратегию у лиц разного возраста.

Задачи:

1) Проанализировать различия в выраженности магического мышления у людей разных возрастов.

2). Выявить взаимосвязь магического мышления и стратегий совладания со стрессом.

3) Проанализировать особенности взаимосвязи магического мышления и копинг-стратегий у людей разных возрастов.

Объект исследования:магическое мышление

Предмет исследования: магическое мышление как копинг-стратегия у людей разных возрастов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что магическое мышление взаимосвязано с копинг-стратегиями, направленными на уход от проблемы: дистанцирование, бегство-избегание, также существуют различия в уровне магического мышления в зависимости от возраста, тем выше, чем старше возраст испытуемого.

Методы исследования. Для исследования магического мышления как копинг-стратегии были использованы методики измеряющие уровень магического мышления и веры в паранормальное: «Определение уровня магического мышления» М. Экблада и Л.Дж. Чапман в адаптации Э.Э. Байрамовой, С.Н. Ениколопова,; шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика в адаптации Д. С. Григорьева; «Опросник конструктивного мышления» С. Эпштейна в адаптации Лебедева С., Ениколопова С.Н.. Для исследования личностных качеств, способствующих совладанию и адаптации: методика «Определение локуса контроля» Дж. Роттера в адаптации методики Пантелеева С.Р., Столина В.В., новый опросник толерантности к неопределённости; опросник «Определение уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга Ю.Л. Ханина. И для определения ведущих копинг стратегий: опросник «Определение уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга Ю.Л. Ханина; Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературных источников и приложений. Во введении сформулирована цель и задачи работы, объект, предмет, гипотеза исследования. В первой главе дается анализ литературных данных о магическом мышлении, копинг стратегиях и их взаимосвязи. Вторая глава посвящена описанию выборки и методов эмпирический (психодиагностический), математико-статистической обработки данных. В третьей главе приводятся результаты исследования и их интерпретация.

 В заключении сформулированы основные итоги исследований. Список литературы содержит 38 наименований.

 

        


Глава 1. Магическое мышление как копинг-стратегия


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 739; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!