Проанализируйте первую экзистенциальную матрицу: «Чувства-Разум-Воля»



Душа человека - это разум, чувства и воля.

Наверняка вам приходилось слышать, что «сердцу не прикажешь», и что «любовь зла». Из этих слов складывается впечатление, что чувства – неподвластная нашему контролю стихия. Если мы попали в водоворот чувств, нам из него никуда не выбраться, даже если он сулит нам большие неприятности. Все, что мы делаем под влиянием сильных чувств, оправдано. Так ли это?

Не стоит уходить от вопроса, ссылаясь на «народную мудрость». Такая «мудрость» порой оказывается выражением коллективного невежества. Но истина еще никогда не определялась большинством голосов.

Можно согласиться с тем, что для значительной массы людей, чувства – стихия, которую они не в состоянии контролировать. Это объясняется тем, что такие люди живут без ясных ценностей и четких целей, не развивая в себе разум и волю. Когда на судне не работает руль и сломан двигатель, неисправен компас и нет карты, корабль полностью подчиняется воле волн. Человек, живущий лишь эмоциями, напоминает такой корабль.

Чувства украшают и обогащают нашу жизнь – но если мы полностью отдаем им бразды правления, нас ждут несчастья. Чувства обманчивы: идя на поводу у «любви», мы создаем привязанности, которые становятся источниками наших страданий.

Полный чувств человек порой не замечает боли – но со временем чувства выгорают и холодеют, а боль становится только сильнее. Восторг уходит, и душа становится усталой и циничной. Но нелепо считать, что это неизбежно.

Чтобы глубокие и светлые чувства всегда радовали нас, мы должны развивать волю и разум. Живите целеустремленно и осознанно. Найдите для себя подходящую цель и двигайтесь к ней шаг за шагом, преодолевая сопротивление и учась всему, что необходимо. Не ждите, что «жизненное предназначение» откроется вам в каком-то мистическом озарении. Просто делайте то, что вы хотите и что у вас хорошо получается. Пробуйте новые для себя дела, чтобы расширить кругозор и проверить, насколько вы к ним склонны. Будьте человеком дела.

Все люди дела осознают, что жизнь складывается из решений, которые мы принимаем, и что мы всегда свободны в выборе, что бы ни говорили на этот счет эмоции. Разум и воля помогают принимать решения, о которых позднее не приходится жалеть.

Речь не о том, что разумные и волевые люди никогда не ошибаются. Ошибаются все, но ошибаются по-разному. Для человека, который осознает себя хозяином жизни, ошибка – это досадный эпизод на пути к цели, а также важный урок. Для человека, который покорно отдается стихии, ошибка превращается в трагедию, с которой он ничего не может поделать. Не может только потому, что не умеет.

35) Отрефлексируйте тезиз Макса Шелера: «Я пришел и не знаю, откуда, я живу и не знаю себя, я уйду и не знаю, где буду…»

В своей работе Шелер, рассматривая человека как часть живой природы, утверждает, что организация всей сферы живого имеет многоступенчатый характер. «Самую нижнюю ступень психического, которое, таким образом, объективно (вовне) представляется как «живое существо», а субъективно (вовнутрь) — как «душа» (одновременно это тот пар, которым движимо все, вплоть до сияющих вершин духовной деятельности, и который сообщает энергию деятельности даже самым чистым актам мышления и самым нежным актам доброты), образует бессознательный, лишенный ощущения и представления «чувственный порыв»

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М. Шелер писал: «Вопросы: что есть человек и каково его положение в бытии? — занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос». Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология — это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Итак, в работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Важно отметить, что Шелер указывает на то, что «человек ... соединяет в себе все сущностные ступени наличного бытия вообще, а в особенности — жизни, и по крайней мере в том, что касается сущностных сфер, вся природа приходит в нем к концентрированному единству своего бытия». Таким образом, чувственный порыв, присущий растениям, и инстинкт, присущий насекомым, в человеке проявляются в виде ощущений (восприятия) и ритмичной, смысловой реакции на ситуации, значимой для вида. Далее Шелер усложняет систему и выводит из инстинкта две формы: первая является «привычной» — это «ассоциативная память», вторая «разумной» — это «практический интеллект». Ассоциативная память — это изменчивое поведение на основе предшествующего опыта, свойственное млекопитающим и позвоночным. Практический интеллект же — это форма психической жизни, основанная на выборе, она корректирует опасность ассоциативной памяти, её недочеты, она не нацелена на опыт, а только на стремление к определенной цели. Эта форма принадлежит наиболее развитым видам животных. Как уже говорилось ранее, жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И. М. Шелер убежден, «человек — естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа.

Наиболее базисно важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру», «экзистенциальная независимость». Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.

Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Возникает вопрос, а если человек не часть мира, то какое же место он в нем занимает? И Шелер отвечает на этот основной вопрос, подводя итог своей работе: «Человек есть место встречи. В нем Логос, согласно которому устроен мир, становится актом, в котором можно соучаствовать». Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шелера, представляет как определенная целостность — микрокосм, находящийся в определенном отношении с «макрокосмом — запредельным миром».


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!