Тема 6. Алгоритмы и исполнители
Дополнительный материал
По учебному предмету «Информатика» (VI класс)
Пузиновская С.Г.
Тема 6. Алгоритмы и исполнители
Урок 29. Составление алгоритмов с помощью готовых фрагментов
Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока
учащиеся будут знать:
- команду OnVector исполнителя Чертежник;
учащиеся будут уметь:
- составлять алгоритм для исполнителя Чертежник из готовых фрагментов для решения поставленной задачи.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Литература к уроку:
1. Овчинникова, Л. Г. Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса : пособие для учащихся учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. – 10-е изд., перераб. – Минск :Аверсев, 2016. – 128 с. : ил.
2. Пупцев, А. Е. Информатика. 7 класс. Опорные конспекты. Поурочные тематические задания: Пособие для учителей / А.Е. Пупцев. – Мн.: Новое знание, 2004. – 100 с.
3. Терещук, В.А. Информатика в школе :PascalABC в теории и на практике / В.А.Терещук, Г.Т.Филиппова. – Минск :Аверсэв, 2009. – 127 с. : ил. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
Теоретический материал
Команда OnVector(a,b) перемещает перо Чертежника на a единиц по осиОх и на bединиц по оси Оyотносительно текущего состояния.
Если a=0, то перо по осиОх не смещается.
Если b=0, то перо по оси Оу не смещается.
Если a>0 и b=0, перо смещается вправо.
Если a<0 и b=0, перо смещается влево.
Если b>0 и a=0 перо смещается вверх.
|
|
Если b<0 и a=0, перо смещается вниз.
В остальных случаях новое положение пера можно получить, сместив его сначала по оси Ox на a единиц (вправо или влево в зависимости от знака), а затем по оси Oy на b единиц (вверх или вниз).
Например, если перо Чертежника находится в точкеА(1, 2), то для перемещения в точку В(4, 4) можно выполнить команду ToPoint (4, 4) или команду OnVector (3, 2).
Практический материал
Задание 1. Установите соответствие:
1 | PenDown | А | Поднимает перо Чертежника |
2 | ToPoint (x,y) | Б | Перемещает перо Чертежника на a единиц по оси Ох и b единиц по оси Оу относительно текущей точки |
3 | PenUp | В | Создание поля размером n на m |
4 | Field (n, m) | Г | Опускает перо Чертежника |
5 | OnVector (a,b) | Д | Перемещает перо Чертежника в точку (x,y) |
Ответ: 1 —□; 2 —□; 3 —□; 4 —□; 5—□.
Задание 2.Задана командаOnVector (a,b).Установите соответствие:
1 | a> 0 | А | перо смещается влево |
2 | a = 0 | Б | перо смещается вниз |
3 | a< 0 | В | перо смещается вверх |
4 | b> 0 | Г | перо смещается вправо |
5 | b = 0 | Д | перо по оси ОУ не смещается |
6 | b< 0 | Е | перо по оси ОХ не смещается |
Ответ: 1 —□; 2 —□; 3 —□; 4 —□; 5—□; 6—□.
Задание 3.Определить, какой рисунок будет получен в результате выполнения фрагмента программы:
|
|
Field(6, 5);
ToPoint(1,1);
PenDown;
OnVector(3,2);
PenUp;
OnVector(1,-2);
A. | B. |
C. | D. |
Задание 4.Отметьте на координатной плоскости точки расположения пера исполнителя Чертежник, если начальное положение опущенного пера – точка А (6, 8). Затем последовательно от одной точки к другой положение пера будет изменяться по мере выполнения команд исполнителем Чертежник.
№ | Имя точки | Команда |
1 | B | ToPoint(8,10); |
2 | C | OnVector(2,0); |
3 | D | OnVector(0, -4); |
4 | E | ToPoint(6,2); |
5 | F | ToPoint(2,6); |
6 | K | OnVector(0,4); |
7 | L | OnVector(2,0); |
Это задание можно использовать в качестве физкультминутки, разрезав таблицу по строкам и раздав каждому учащемуся по одной карточке.
Задание: На доске изображена координатная плоскость, на которой необходимо разместить магнит в точке с заданными на карточке координатами. Затем предложить соединить расставленные точки, чтобы получилось изображение.
Задание 5.
Заполните в командах приведенных программ значения пропущенных координат, чтобы каждая из программ вычерчивала указанный треугольник.
С помощью команды ToPoint(x,y) | С помощью команды OnVector (a,b) |
Programprimer1; usesDrawman; begin Field(6, 5); ToPoint(__,__); PenDown; ToPoint(__,__); ToPoint(__,__); ToPoint(__,__); PenUp; ToPoint(0,0); end. | Programprimer1; usesDrawman; begin Field(6, 5); ToPoint(__,__); PenDown; OnVector(__,__); OnVector(__,__); OnVector(__,__); PenUp; OnVector(__,__); end. |
Задание 6.
|
|
Заполните в командах программывычерчивания флажка значения пропущенных координат.
Programprimer2; usesDrawman; begin Field(15,11); ToPoint(__,__); PenDown; OnVector(__,__); OnVector(__,__); OnVector(__,__); OnVector(__,__); OnVector(__,__); PenUp; OnVector(__,__); end. |
Задание 7. [1]
В системе программирования Pascal ABC составьте программы создания следующих изображений с использованием команды OnVector (a, b).
Задание 8.[3]
В системе программирования Pascal ABC составьте программы создания следующих изображений с использованием команды OnVector (a, b).
Задание 9.[3]
Определите, какие команды и в каком месте нужно добавить в программу, чтобы в результате ее выполнения получились следующие рисунки:
Programprimer3;
usesDrawman;
Begin
Field(10, 10);
OnVector(3, 1);
PenDown;
OnVector(3,0);
OnVector(2,2);
OnVector(-7,0);
OnVector(2,-2);
OnVector(1,2);
PenUp;
End.
Тема 6. Алгоритмы и исполнители
Урок 30. Использование вспомогательных алгоритмов
|
|
Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока
учащиеся будут знать:
- что такое вспомогательный алгоритм (подпрограмма);
учащиеся будут уметь:
- составлять алгоритм с подпрограммой для исполнителя Чертежник.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Литература к уроку:
1. Овчинникова, Л. Г. Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса : пособие для учащихся учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. – 10-е изд., перераб. – Минск :Аверсев, 2016. – 128 с. : ил.
2. Пупцев, А. Е. Информатика. 7 класс. Опорные конспекты. Поурочные тематические задания: Пособие для учителей / А.Е. Пупцев. – Мн.: Новое знание, 2004. – 100 с.
3. Терещук, В.А. Информатика в школе :PascalABC в теории и на практике / В.А.Терещук, Г.Т.Филиппова. – Минск :Аверсэв, 2009. – 127 с. : ил. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
Теоретический материал
Продемонстрировать рисунок, на котором изображены повторяющиеся объекты (не менее 3-5) и фрагмент программы, изображающий один объект.
Рисунок | Фрагмент программы, изображающий нижний треугольник |
ToPoint (4, 2); PenDown; OnVector(1,2); OnVector(1,-2); OnVector(-2,0); PenUp; |
Организовать обсуждение:
- Как быстро получить требуемое изображение, имея фрагмент программы? (скопировать его)
Получим программу:
ProgramElka; usesDrawman; begin Field(9,9); | ||
ToPoint (1,1); PenDown; OnVector(3,2); OnVector(3,-2); OnVector(-6,0); PenUp; | 1-й треугольник | |
ToPoint (1,3); PenDown; OnVector(3,2); OnVector(3,-2); OnVector(-6,0); PenUp; | 2-й треугольник | |
ToPoint (1,5); PenDown; OnVector(3,2); OnVector(3,-2); OnVector(-6,0); PenUp; | 3-й треугольник | |
End. |
- Укажите недостатки данного способа (программа становится большой и в ней присутствуют повторяющиеся части)
Этого недостатка можно избежать.
В программировании существует возможность сокращать запись программ, в которых многократно повторяется один и тот же набор команд. Такой набор команд оформляют в виде подпрограммы (вспомогательного алгоритма), другое название – процедура. Процедуре дается имя, которое указывается в основной программе для вызова данной процедуры.
Таким образом, приведенную выше программу можно записать в следующем виде:
ProgramElka; usesDrawman; | ||
procedureTriangle; begin PenDown; OnVector(3,2); OnVector(3,-2); OnVector(-6,0); PenUp; end; | Процедура с именем Triangle Последовательность команд, которая используется для вычерчивания каждого треугольника, оформим в виде процедуры с именемTriangle. | |
begin Field(9,9); ToPoint (1,1); Triangle; ToPoint (1,3); Triangle; ToPoint (1,5); Triangle; | Основная программа В основной программе вместо каждой повторяющейся последовательности команд запишем имя процедуры – Triangle. | |
End. |
Практический материал
Задание 1.Составьте программу построения следующего изображения с использованием процедуры Strela.
procedureStrela; begin PenDown; OnVector(-1, -1); OnVector(1,-1); OnVector(-1, 1); OnVector(5, 0); PenUp; end; |
Задание 2.Составьте программу построения следующего изображения с использованием процедуры Square1.
Задание 3.Составьте программу построения следующего изображения с использованием процедуры Square2.
Задание 4.Составьте программу построения следующего изображения с использованием процедуры Triangle.
Задание 5.Составьте программу построения следующего изображения с использованием процедурыFlag.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1623; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!