Некоторые проблемы развития личности: социализация, достоинство, культурный идеал.



Личность – это индивидуальность в коммуникации. Личность реализуется через отношение к другим личностям. В развитии личности выделяют проблемы: социализации, достоинства, культурного идеала. Современная личность на самодетерминацию в поведении, т.е. опережающую адаптацию.

Социализация личностипредставляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществеили группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

·сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

·изменение себя, стремление «стать как все» - внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Личность формируется через процесс социализации, который включает освоение:

·культуры человеческих отношений и общественного опыта;

·социальных норм;

·социальных ролей;

·видов деятельности;

·форм общения.

Механизмы социализации:

·идентификация;

·подражание - воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;

·полоролевая типизация - приобретение поведения, характерного для людей своего пола;

·социальная фацилитация - усиление энергии человека, облегчение его деятельности в присутствии других людей;

·социальная ингибиция - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей;

·социальное влияние - поведение одного человека становится подобным поведению другого человека. Формы социального влияния: внушаемость - непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм - сознательная уступчивость человека мнению группы (развивается под влиянием социального давления).

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании,которое противопоставляется собственно социализации. Если воспитание – это целенаправленное формирование у индивида определенных личных качеств, то социализация усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения. Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот — воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Содержание социализации, то есть то, что усваивает индивид, определяется ценностными ориентациями членов общества: так, американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, а индийцы — созерцательность, пассивность и мистицизм. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие встречать неодобрение с их стороны.

Вместе с тем, у каждого человека, начиная с детства, образуются личные ценностные ориентации, т. е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее. Сознательно или бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценностные ориентации, привести их в более или. менее логически упорядоченную иерархическую систему. Эта система обычно складывается «сама собой» – люди выстраивают ее, не задумываясь над тем» как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформировалась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не всегда в состоянии это осуществить (хотя с возрастом некоторые изменения происходят опять же «сами собой»).

В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности. Финальные ценности – это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях – наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным.

Процесс социализации зачастую протекает противоречиво, со сбоями и неудачами. Проявление недостатков и провалов социализации отражает девиантное поведение. Девиация – это совокупность различных норм асоциального поведения личности, отступления от социальных норм и стандартов. Девиация выражает конфликт между личностными и общественными интересами. Однако она может быть связана и со стремлением личности к новому и непривычному: изобретательство, творчество.

Заметим, что практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах рассматривались бы как девиантные или, наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе. Поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными – по отношению к другим. Следовательно, девиантное поведение – это не всегда негативное явление, точно так же, как конформизм – далеко не всегда благо.

Процесс социализации обнаруживает определенную степень завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

В современном российском обществе проблемы социализации обусловлены тремя основными обстоятельствами:

1. распад прежней системы ценностей, в результате чего старшее поколение зачастую оказывается неспособным подготовить молодежь к социальной жизни в новых условиях;

2. кардинальное и очень быстрое изменение социальной структуры и образа жизни общества порождает массовую маргинализацию одних групп и очевидную неспособность многих новых групп обеспечить воспроизводство своих рядов;

3. тотальное ослабление системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Личностное достоинство человека как регулятора его поведения, о жизни по закону достоинства. В этом смысле достоинство фигурирует как сверхценность, как морально-духовное образование в итоговом порядке; все остальные ценности считаются конкретными. Достоинство как сверхценность причастна к формированию каждой конкретной ценности, поскольку их смысл связывается с достоинством.

Решительная приверженность ценности достоинства означает, что она дает основные ориентиры жизни для тех, кто ее выбрал. Личность, для которой достоинство стала сверхценностью, формирует суждения о себе, учитывая степень достижения этого морально-духовного образования. Ориентация относительно этой сверхценности - главное условие при определении самототож-ности, направленность на нее - исключительно важнаяива.

Достоинство как сверхценности, если человек ей решительно отдана, является доминантным признаком его личности. В таком статусе достоинство целесообразно рассматривать как показатель высшего морального самосознания, к которой должна подняться личность. Это не кажется теоретическим преувеличением: современная мораль как составная общечеловеческой культуры преодолела сложный и противоречивый путь развития. Нынешнее осознание превосходства ценности достоинства основывается на том, что оно вытеснило предыдущие менее адекватные взгляды, например, относительно этики универсальной справедливости, самовыражения или порядочности, и поэтому служит стандартом, с ур ахуванням которого другие взгляды можно критиковать, а некоторые позиции - одобрять.

Этическому мировоззрению, основанному на культуре достоинства, присущие конфликтность и внутренняя напряженность. Достоинство как сверхценности не только оценивается выше других ценностей, но и в некоторых случаях может е ставить под сомнение и отрицать другие ценности. Новая нравственная траектория, связывается с этикой достоинства, утверждается путем переоценки существующих цинностеей.

Достоинство в высшем духовном статусе не только является стандартом, на основе которого формируется мнение относительно других ценностей, но и часто радикально меняет представление об их общественную значимость, иногда отбрасывая и прежний идеал и клеймя его как искушение. Культура достоинства еще большей силой освещает личностно развивающие негативы. Его-ценностей, в которые часто "погружается" современный человек, ограничивая свое развитие удовольствием преимущественно поздравительных потребностиьних потреб.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!