РАЗДЕЛ I: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНОСТИ



 

 

Тема 2. Политико-правовые идеи Древнего Востока: Египет, Междуречье, Китай, Индия.

Основная парадигма политической и правовой мысли и государственности Востока – манифестационизм: сакральность власти, первичность власти по отношению к собственности. Второстепенные элементы договорного начала в праве.

Общая характеристика основных направлений политической мысли в государствах Древнего Египта и Междуречья. Религиозный характер политической идеологии.

Китай. Концепция «ли». Мандат неба на власть (Чжоу). Даосизм. Учение о недеянии как форме власти. «Дао» и «дэ». Лао-Цзы. Неподвижность царской власти. Аномия (отсутствие позитивного закона) как основа правопонимания. Конфуций и конфуцианство как противоположность даосизма. Ритуал как основа права. Почитание предков и старших. Социально-политические и правовые идеи Мо-Цзы. Школа фацзя (легистов). Шан Ян. Учение о преступлении и наказании. Карательная природа права у легистов. Соотношение права и закона. Элементы конфуцианства и даосизма у фацзя.

Политико-правовая мысль Индии. Ведизм. Оправдание кастового строя в законах Ману. Политические идеи брахманизма. Политическая идеология буддизма.

 

 

Тема 3. Греко-римская политическая мысль в античные времена.

Древняя Греция. Периодизация истории древнегреческой политико-правовой мысли. Идеи индивидуальной свободы у Сократа. Происхождение государства у Платона. Круговорот государственных форм. Платон и его коммунистические идеи. Две модели идеального государства. Аристотель – основоположник современной политико-правовой науки. «Афинская полития». Учение о формах государства: монархии, аристократии и политии. Правильные и неправильные формы государства. Предпочтительность формы государства в зависимости от его размеров и географического положения. Политические и правовые идеи Полибия. Круговорот государственных форм. Учение о смешанной форме правления.

Рим как изначальный архетип мирового государства. Учение Цицерона о праве и государстве. Учение римских юристов о праве. Римские юристы о природе и системе права. Право и справедливость. «Право народов». Имперский плюрализм римского права. Право публичное и частное. Римское частное право как основа всех правовых систем Запада. Универсальность института частной собственности в римском праве.

 

РАЗДЕЛ II: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ СРЕДНИХ ВЕКОВ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

 

Тема 4. Политико-правовые идеи эпохи становления и расцвета христианства (Восточная и Западная Церковь, Византия).

Основные политико-правовые идеи Нового Завета. Отношение ранней христианской церкви к римской власти. Признание римских законов и римского права. Политические и правовые взгляды ранних Отцов церкви: св. Игнатий Богоносец, св. Ириней Лионский, св. Иустин Философ. Ориген. Концепция «двух градов» у Августина. Формирование канонического права. Правовые взгляды Императора Юстиниана. Рецепция каноническим правом римского права. Формирование византизма как «симфонии властей». Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского. Юридические аспекты деятельности католической инквизиции.

 

Тема 5. Политико-правовая мысль в Средние века в иудаизме и исламе и их дальнейшее развитие

 

Возникновение ислама – последовательно креационистской монотеистической религии. Единство ислама как религии и права. Специфический правовой характер ислама. Шиизм и суннизм. Становление фикха – мусульманской правовой доктрины. Влияние идей Платона и Аристотеля.  Учение о «добродетельном городе». Политико-правовые взгляды аль-Фараби. Теократизм и демократизм исламской концепции государства. Антимонархизм ислама. Политико-правовое учение Ибн Халдуна. Трактат «Мухаддим» («Мукаддима», т.е. «Введение»). Разновидности форм правления (естественная монархия, политическая монархия, халифат). Различие монархии и халифата.

Развитие иудаизма в свете нового видения ветхозаветной доктрины. Понятие «брит» (договор) как основа будущего западного правопонимания. От теократии к монархии. Иудаизм в средние века. Политико-правовые взгляды Маймонида. Талмудическая и каббалистическая школы. Кордовская и виленская школы.

 

Тема 6. Русская политико-правовая мысль в эпоху Возрождения и Реформации.

 

«Слово о Законе и Благодати» Иллариона Киевского. «Поучение» Владимира Мономаха. Иосифляне и нестяжатели о проблеме собственности. Русский взгляд на земельную собственность. Главная задача царя по Филофею Псковскому. Политическое и правовое учение Ивана Грозного. Реакция князя Андрея Курбского. Церковно-политические концепции Патриархов Филарета и Иосифа. Патриарх Никон и его иерократическая утопия. Раскол. Политико-правовые идеи в русском старообрядчестве. Протопоп Аввакум. Собор 1666-67 гг. и «закат» Третьего Рима.

 

Тема 7. Политико-правовые идеи периода Возрождения и Реформации в Западной Европе.

Критика протестантами «язычества» Римско-католической Церкви. Отказ от церковного Предания. Республиканский и буржуазный характер Реформации. Реформация в Германии: Мартин Лютер, Томас Мюнцер. Социалистические и коммунистические идеи у Мюнцера. Кальвинизм: учение о предопределении. Кальвинизм как основа формирования буржуазной этики и права. Контрреформация. Политико-правовые взгляды Пия II. Унификация политической организации и канонического права Римско-католической Церкви на Тридентском соборе. Политико-правовая концепция ордена иезуитов.  

Макиавелли. Концепция происхождения и формирования государства. Имидж правителя. Технологии властвования у Макиавелли. Политика законодательного прагматизма. Учение о централизованной власти и государственном суверенитете у Жана Бодэна. Концепция суверенитета как основы публичного права. Классификация форм государственности. Учение о «королевской монархии» как высшем типе государственности.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!