Манава Дхармашастра («Законы Ману»)

* Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит. Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий исполнением чужой дхармы немедленно становится изгоем.

* Дхарма царя – охрана всего этого. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого, извлекши вечные частицы лучших из богов. Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат пользе и не уклоняются от дхармы.

* Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание воплощением дхармы. Наложенное надлежащим образом после должного рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, - губит все. Весь мир подчиняется только посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе.

* Надо всегда постепенно накапливать дхарму ради приобретения спутника в ином мире, ибо с дхармой в качестве спутника он переходит даже труднопроходимую тьму.

* Адхарма, совершенная в этом мире, не сразу дает плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, она подрезает корни совершающего ее. Если наказание падает не на самого преступника, то) на сыновей, если не на сыновей, то на внуков; но совершенная дхарма не остается без последствий для совершающего ee. Благодаря адхарме он некоторое время процветает, потом находит блага, потом побеждает врагов, но в конце концов погибает с корнем

* Четверть вины от совершения адхармы идет виновнику, четверть - лживому свидетелю, четверть - всем судьям, четверть - царю. Царю, охраняющему должным образом подданных, идет шестая доля дхармы всех их; не охраняющему идет шестая доля адхармы.

* От адхармы освобождает признание и аскеза. Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайщия - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры – услужение.

Дхармашастра Нарады».

Божественный мудрец Нарада сократил книгу благословенного Ману Праджапати.

Когда среди людей стала исчезать дхарма, появилась тяжба. И если бы не было царей на земле для наложения наказаний, то сильнейшие изжарили бы слабых как рыбу на вертеле.

Указ – это сияние, исходящее от царей… Что бы они не сказали – хорошее или дурное – это дхарма для тяжущихся.

Царь, пусть он находит след дхармы, как охотник выслеживает раненого зверя по каплям крови в чаще. Если же воры не найдены, пусть царь даст возмещение из своей казны: ведь если о нерадив, то, становясь грешником, лишается дхармы и артхи.

Об общинах. Какая бы ни была у них дхарма, какие бы ни были занятия и установленные правила, а также источник средств существования – пусть царь дозволит им быть такими                                          

Равный авторитет всех дхармашастр: Когда имеется противоречие в двух отрывках из священного откровения, они оба считаются дхармой, потому что они оба объявлены правильной дхармой.

Умело рассматривая запутанные ходы тяжбы, старательно избегать противоречий с артхашастрой и дхармашастрой.

Предпочтение отдавать дхармашастре, а при противоречии между ее текстами предписание избирать посредством рассуждений.

Искусство политики" (Артхашастра Каутильи)

Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники.

О министрах

…Своих соучеников, так как он узнал их честность и пригодность к делу, они ведь будут пользоваться его доверием. Нет, ведь, как его прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему.
… Тех, у которых с ним общие тайные дела, потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут его из боязни, что он знает их слабые стороны.   Этот недостаток – общий у царя и у министров. Боясь того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в правильных и неправильных поступках. Скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости, потеряв власть из-за этого поступка.
…тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни, помогут ему, потому что так обнаруживается их преданность. Нет, это преданность, но не проявление ума.
…Тех, кому поручены дела по счетной части и по доходам, и которые их выполнили, как им было указано или с избытком, ибо на том выявилась их пригодность. Нет. Ибо эти люди не обладают другими нужными для министров свойствами.
… людей, отцы и деды которых были министрами, так как ему известны их дела. Они его не покинут, даже в случае ошибок с его стороны, благодаря близкому знакомству. Ведь коровы, минуя чужое стадо коров, остаются со своими. Нет. Ибо эти люди, забрав все, станут поступать как господа.
…Новых людей, опытных в политике. Новые люди будут смотреть на держателя жезла как на Яму и не совершат против него поступков. Нет, говорит Бахудантипутра, знающий историю, но не знающий практики потерпит неудачу в делах.  
…Людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью, так как достоинства стоят на первом месте. Да, так как пригодность человека создается из пригодности его к делу вообще и из его специальной пригодности.

 

Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами тех, кто может предать, не идущих на предательство – ссорой и силой и пусть указывает им на ошибки вражеского царя. Если же царству вредят фавориты или главенствующие лица соединяются вместе, так что невозможно открыто противодействовать злодеям, против них (царю), возлюбившему дхарму, надлежит использовать тайные кары. Надлежит применять тайные кары и к своему окружению, и к окружению врага терпеливо и без колебаний, и на будущее время, и для настоящего.

Свое владение царя –– ядро государства, исконные земли, на которые непосредственно простирается власть государя. За пределами собственных владений остаются земли соседей и друзей. Правитель соседней страны, однако в ряде случаев неравный в правах с государем. Идеальный правитель должен властвовать над соседями. Выделяется целая категория соседей, подобных слугам. Царь попадает в положение дандопаната, если он не в состоянии противостоять более могущественному государю. Перечисляется ряд неравноправных договоров (сандхи), согласно которым .более слабый (хина) правитель становится зависимым. В аналогичной ситуации оказывается и тот, кто в тяжелых обстоятельствах добровольно прибегает к помощи более могущественного соседа. Заручившись покровительством, такой царь ведет себя, подобно слуге по отношению к своему господину. Его владения рассматриваются как кормление, полученное от более сильного владыки; он не должен без разрешения строить крепости, заключать брачные союзы, возводить сына на престол, совершать крупные жертвоприношения, устраивать празднества, отправляться в увеселительные поездки и обязан постоянно изъявлять свою преданность государю. Может он попросить своего владыку и о том, чтобы ему дали другие земли вместо прежних. Не исключено, что именно эти соседи и попадают в разряд начальствующих лиц, т. е. рассматриваются в качестве слуг или чиновников. Если у государя есть основания не доверять зависимому царю, то он воспринимает его не как врага, а как изменника и использует методы, какие применяются к прочим начальствующим лицам в государстве (скажем, натравливает их друг на друга и т. д.). При этом рекомендуется на освободившийся престол сажать того из наследников зависимого царя, который проявил лояльность к государю. Таким образом, власть в стране первого все же остается наследственной. Но царь не должен претендовать на земли, имущество, сыновей и жен зависимого правителя, надлежит назначать родственников последнего на почетные должности (патра) и после его смерти передать престол его сыну. В этом случае зависимые правители будут служить сыновьям и внукам царя (VII. 16.29). Если же он станет посягать на земли, имущество, детей и жен зависимых правителей, то против него лоднимется весь круг государств (мандала). Его аматьи, обладающие собственными землями (свабхуми), тогда либо прибегнут к помощи круга государств, либо своими силами лишат его царства или жизни. Царь, который не вправе ничего предпринять без разрешения своего владыки и может быть даже переведен в другую область, весьма напоминает должностное лицо, чиновника. В то же время посягательство на* его земли вызывает волнения всех должностных лиц (аматьев), сидящих на своих землях и проявляющих такое беспокойство за них, как будто они являются государями. Грань между чиновником-аматьей и зависимым царем оказывается весьма зыбкой.

Наилучшим союзником (другом) считается такой, который подчиняется. Если же он выходит из повиновения, его следует лишить земли с помощью претендентов на престол. У неверного союзника тоже может быть отнята его земля, его владения передаются другому.

Учитывая характер отношений между главенствующим правителем и его соседями, друзьями, наверное допустимо иногда рассматривать в качестве государства именно мандалу, а не собственные владения царя, являющиеся лишь ядром его державы.

 

6. Учение буддизма о чакравартине

И вот одно из этих существ, будучи ленивым по природе, сделало запас. Другие, глядя на него, также начали делать запасы. И тогда у них возникло понятие мое. Рис, который все время продолжали срезать, перестал родиться. Поэтому, разделив между собой поля, они присвоили их и стали грабить чужие. Так появилось воровство.

Для того чтобы воспрепятствовать воровству, люди собрались и выделили из своей среды специального человека, который за шестую часть урожая должен был охранять поля. Этот хранитель полей стал называться кшатрием; так появилось понятие кшатрий. Поскольку он был тем избранным царем, относительно которого множество людей пришли к согласию, и устраивал всех подданных, возникло наименование Царь Махасаммата. Таково начало династии царей.

Тех, кто отказался от жизни в доме и избрал уединение, стали называть брахманами.

Впоследствии при одном из царей начало процветать воровство среди тех, кто из жадности не делился [установленной] долей (уклонения от выплаты налога). Царь использовал против них оружие. Поэтому другие стали говорить: Мы так не поступали. Это положило начало лжи.

Люди, продолжительность жизни которых падает до десяти лет, — полные выродки: они одержимы безнравственными влечениями, крайней жадностью, находящей для себя единственный способ удовлетворения в неуемном присвоении чужого посредством воровства, и ложными взглядами, не известными ни отцу, ни матери. Приверженность детей учениям, которые не были бы известны их родителям – явный признак погружения общества в хаос. Выродки обуреваемы бешеной злобой, моментально рождающей агрессию при виде любого живого существа. Любые подручные средства, включая палки и комья земли, обращаются в их преступных руках в оружие, которым они и убивают друг друга.

Чакравартина — благой  Правитель мира. Чакра — драгоценное колесо с тысячью спиц-лучей, со ступицей-ободом, совершенное во всех отношениях, несотворенное, божественное — это атрибут имперской власти).

От иных царей чакравартина отличают тридцать два признака великой личности. Например: "У великой личности сорок зубов, зубы образуют ровный ряд, без промежутков, зубы белые, обладают способностью особо острого восприятия вкусовых ощущений... У великой личности широкий и длинный язык. "Широкий и длинный" означает, что [если] он высунет язык изо рта, то покроет им все лицо" ("Сутра о признаках"). Образ ведет свое происхождение от образа "царя-зверя"

Критерии: 1) кшатрий, 2) требование буддийского календарного соответствия: ситуация обретения чакры может сложиться только в строго определенное время — пятнадцатого числа лунного месяца; 4) требование локального соответствия: ситуация обретения чакры предполагает присутствие претендента в строго определенном месте — на верхней террасе царского дворца. Резиденция государя представляла собой полифункциональное средоточие власти. Она символизировала властное могущество, выполняла роль главной государственной сокровищницы, где хранились драгоценности и казна, и служила житницей, в которой сберегались запасы на случай неурожая; здесь же располагался царский двор и осуществлялось государственное делопроизводство. Царский дворец являл собой место силы, и его захват был однозначен утрате царской власти как таковой. Государь, пребывающий вне своей резиденции или лишенный ее по каким-либо причинам, не может претендовать на статус имперского правителя. Требование локального соответствия исключает претензию на данный статус и со стороны государя, пребывающего в изгнании. (Насильственный увод англичанами последнего императора Бирмы Тибо из его резиденции до сих пор является для бирманских традиционалистов символом эсхатологической трагедии.) 5) Требование компетентного свидетельства; обретение чакры должно осуществиться в присутствии множества министров, т. е. лиц, владеющих знаниями и умениями, присущими государственным мужам. Явление чакры — результат созревания кармического следствия прошлых действий того живого существа, которое в этой жизни претендует на статус имперского правителя. Именно поэтому факт явления чакры не может быть доказан, о нем могут лишь свидетельствовать очевидцы, опирающиеся в своих словах на восприятие как источник истинного знания.6) визуально-знакового соответствия: шесть признаков явления чакры: чакра имеет вид колеса с тысячью спиц-лучей, со ступицей и ободом. Она должна восприниматься наблюдателями как совершенная во всех отношениях; вызывать эстетическое переживание (прекрасная); не относиться к разряду сотворенных объектов (несотворенная); ассоциироваться с объектами божественных сфер (божественная), а ее субстанцией может выступать только золото.

Семь сокровищ сопутствуют появлению чакравартина:

Сокровище-чакра — колесо, обладающее способностью перемещаться по воздуху; благодаря ему Вселенский Правитель и его войско могут без специальных усилий достигать любой точки мира.

Слон-сокровище – символ мощи, сильного правления, победы в сражениях.

Конь-сокровище – символ быстрого проявления явлений; конь несёт на спине драгоценность, исполняющую желания;

Самоцвет-сокровище-драгоценность – минерал, способный излучать свет на дальние расстояния; драгоценность, исполняющая задуманное (чинтамани; изображают с восьмью гранями), символ великих заслуг, позволяющих осуществлять задуманное.

Жена-сокровище – символ мирского счастья; толкуют, что она успокаивает все тревоги и услаждает взор, не вызывая чувственных желаний; благородная императрица, которой присуща гармония телесной красоты и духовных совершенств.

Сокровища —казначей и советник-министр как мудрый советник и удачливый полководец.

Правитель, имеющий верного боевого слона, коня, алмаз мудрости, верную жену, хорошего домоправителя и преданного советника, обладающий десятью достоинствами всемирного монарха, может надеяться на появление драгоценного диска, символизирующего дхарму. Этот божественный диск поднимается из Восточного океана и сияет в небе, словно вторая Луна. Затем диск опускается во дворец достойного монарха, который отдает дань уважения небесному колесу и выражает готовность следовать за ним. Таким образом, правитель становится чакравартином — возничим колесницы, у которой одно колесо — это государство (аначакра), а другое — учение Будды (дхарма-чакра). С этого времени диск называется “колесом драгоценности” (ратна чакра) и становится как бы собственностью правителя. В некоторых текстах, например, в трактате Буддхагхоши Сумангалавиласини, приводится описание колеса. Его ступица сделана из сапфира, а ее внешняя поверхность покрыта серебром. Все спицы колеса собраны. из различных драгоценных камней, которые сияют, подобно солнечным лучам. Обод колеса сделан из полированного красного коралла. На внешней части обода расположены зонтики из белых кораллов, воспроизводящие звуки пяти музыкальных инструментов, поэтому при движении колеса звучит чудесная музыка.

 Чаще всего это колесо содержит 16 сегментов, или 16 аспектов четырех истин. Правитель, который следует дхарме, или “колесу закона”, называется чакравартином (приводящим в движение “колесо закона”).

Доктрина, исключающая одновременное появление двух чакравартинов: как и будд, двух [чакравартинов] одновременно не бывает. Каноническая позиция утверждает, что татхагаты, архаты и истинно просветленные появляются во временной последовательности, а не синхронно; этот принцип распространяется и на чакравартинов. В пределах одной Вселенной двое татхагат одновременно не приходят, во-первых, потому, что в таком удвоении нет необходимости, и, во-вторых, будда появляется лишь в том случае, если мир лишен духовного лидера, и этот факт запечатлен в обете Бодхисаттвы: В этом слепом мире, лишенном поводыря, да явлюсь я Буддой, защитником всех беззащитных!

Четырехчленная типология Вселенских Правителей (золотой, серебряный, бронзовый и железный чакравартины). Шкала материалов, из которых состоят эти чакры, кодирует собой число континентов, подпадающих под власть чакравартина (золото —четыре, серебро —три, бронза —два, железо — один).

Золотой Вселенский Правитель обретает имперское господство ≪благодаря приглашению —малые государи инициативно изъявляют готовность отдать свои земли под его власть. (Типовой текст обращения подобных государей к обладателю золотой чакры: Эти страны процветают для Вашего Величества, они изобильны, проникнуты миром и покоем, щедры на подаяние, населены множеством простого народа и образованными людьми. Правьте ими, о Владыка! Мы же станем слугами Вашего Величества). Золотой чакравартин распространяет свою власть на все четыре континента в результате инициативного приглашения малых государей, готовых стать к нему в зависимость по схеме господин — слуги.

Серебряный чакравартин обретает господство над тремя континентами благодаря собственному приходу: он является в те земли, которые желает присоединить к своему царству, и их правители склоняются перед величием обладателя серебряной чакры и скромно покоряются ему.

 «Бронзовый чакравартин является к малым государям и устраивает сражение – показательное военно-спортивное состязанию, ибо никто не намерен оказывать Вселенскому Правителю силовое сопротивление с целью отстоять свою независимость. а во втором происходит

Железный чакравартин – ≪взаимное бряцание оружием: чакравартин одерживает победу посредством давления с позиции силы, но без применения прямого военного насилия.

Победив, они наставляют живые существа на десять благих путей деятельности

Славное предназначение чакравартинов состоит в основании царства праведности.

*Тайское государство Сукхотаи (XIII-XV вв.), обладавшее двумя столицами - собственно политическим центром (г. Сукхотаи), который считался олицетворением "колеса государства" (аначакра), т. е. колеса колесницы царя-чакравартина, ассоциировавшегося с его образом как светского иерарха; и духовной столицей (г. Саванлок), служившей олицетворением "колеса Учения" (дхарма чакра), т. е. колеса колесницы царя-чакравартина, которое ассоциировалось с его образом как буддийской персоналии. Царь-чакравартин управляет "колесом государства" правой рукой, а "колесом Учения" - левой, вся административная система подразделялась на правостороннюю и левостороннюю.

*Правление царя Ашоки (268-231 гг. до н. э.). Чакравартинами считались сингальский царь Паракрама Баху Великий (1153-1186 гг.), создавший на Шри-Ланке единое централизованное государство, тайский король Рама Камхенг (1275-1317 гг.), а также Чингисхан и Кублайха.

*Будучи движим состраданием, непременно добивайся помилований, в особенности к совершившим тяжкие преступления. Никого не держи в заключении долго, а в темницах пусть удовлетворяются все их потребности. Лучше не казнить, а изгонять из страны.

Дхармачакра ( «колесо дхармы», «колесо закона») — символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре[1]. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами.

 

Флаг Индии Герб Шри Ланки Фаньлунь

 

Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути: правильное понимание (правильное воззрение), правильное стремление (правильная решимость), правильная речь, правильная деятельность (правильное поведение), правильные средства к существованию (правильный образ жизни), правильное усилие, правильная осознанность (правильное направление мысли), правильная концентрация.

 

УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!