Политико-правовое учение Конфуция



Предмет и содержание истории политических и правовых учений

Предмет истории политических и правовых учений- особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политически и правовых институтов, так и общества в целом, а такжеони оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.

История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций:образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.

Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.

Любое политико-правовое учение содержит в себе следующие три составные части:

1) теоретическая (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция) - теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, в средневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категориальный аппарат - категории и понятия:

а) общепринятые;

б)новые, введенные данным политико-правовым учением, и, собственно, способы и методы решения проблем на теоретическом уровне;

3) политико-правовая программа, касающаяся желательного устройства анализируемых сфер общества, - отражаются видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа.

Существенная черта любого политико-правового учения- зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы.Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктриныявляются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они - результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Политико-правовые учениявыполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе. Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.

 

Политико-правовые учения Древней Индии

В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр. vkda – «знание, ведение»). Веды – канон священных книг ариев, где изложены религиозные представления и описание ритуалов.

Согласно Ведам все люди делятся на четыре варны (сословия, касты), как то:

1) брахманы – священнослужители;

2) кшатрии – правители и воины;

3) вайшки – земледельцы, ремесленники, торговцы;

4) шудры – лица физического труда, слуги.

Верхушку социальной иерархии составляли брахманы и кшатрии. Брахманы сосредоточили в своих руках духовную власть, а кшатрии – светскую. Религиозно-философская система была выработана брахманами и получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы).

Основой брахманизма было представление о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека, его судьба выражены в понятии дхармы. Дхарма – это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась за ним всю жизнь.

Государственная власть описывается в брах-манистском каноне как единоличное правление государя. Он – важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.

Эпоха брахманизма заканчивается в середине I тысячелетия до н. э., на смену брахманизму приходит буддизм. По преданию происхождение буддизма связано с именем индийского принца Сиддхартха Гаутама (У1—Увв. до н. э.). Путем аскетической жизни он стал Просветленным, т. е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения человека от страданий. Достичь просветления мог любой. Буддизм признавал ведущую роль в общественной жизни не за брахманами, а за кшатриями. Такая политика была направлена на подрыв влияния жрецов (брахманов). Буддизм также ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.

С течением времени буддизм все больше трансформировался в сторону приспособления к государственным интересам. В нем усиливаются мотивы покорности, отход от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензиями жречества на светскую власть.

 

Политико-правовое учение Конфуция

Эпоха.

II тысячелетие до н.э. (в бассейне р.Хуанхэ крупное объединение племен; правила династия Инь).

Конец XII в до н.э. (вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть: династия Чжоу; племенные порядки сменяются государственными; идеологическое обоснование власти то же самое).

IX в. до н.э. (государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра; становление классового общества, разрушение вековых устоев, расшатывание обычаев, воцарение беззакония и произвола; распад царства на уделы - расцвет китайской политической мысли).

Происхождение государства.

Династия Инь - правители окружены религиозным почитанием (получили власть от своих обожествленных предков).

Династия Чжоу (мандат неба на власть; небу принадлежит также право отбирать этот мандат и передавать его другим лицам (обоснование смены династий); смена мандата - закономерность, выбор династии (предполагаются династийные циклы)).

Формы государства (идеальное государство).

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).

Основа учения Конфуция - принцип добродетели (управляющие верхи должны быть совершенными людьми; их жизнь должна быть подчинена строгим нормам ритуала, соблюдаемого ими; их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим).

Государство - гигантская семья (царь - отец, старший в роде; цель государства и царской власти общее благо этой семьи; призвание царя - накормить народ, обогатить и обучить его).

Патриархальная (патерналоистская) концепция власти (приспосабливается к новым условиям, когда сложилась государственность с расколом на богатых и бедных, аппарат чиновников с их алчностью).

Деление на благородных и простолюдинов - естественное (хотя осуждаются крайности богатства и бедности, подрывающие мир в государстве; отсутствие демократических тенденций; порицание простолюдинов, не желающих примириться со своим местом в обществе; симпатии аристократии, нет отставивания наследственных сословных привилегий (место аристократии должны занять люди благородные по нравственным свойствам); социальный статус человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ним).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Основа стабильности - четкая организация и формализация общественной деятельности (каждый должен соблюдать свои обязанности и находиться на отведенном ему месте; восстановление обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг людей; пример должны показывать чиновники).

Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями (модно только вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления (люди будут стараться избегать наказаний, но не будут испытывать стыда); если управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними (помогает избежать насилия и конфликтов)).

Нереалистичное стремление восстановления нравственных принципов (после периода критики, непонимания, отрицания видоизменение конфуцианства привело к использованию его лозунгов (не принципов) для идеологического оправдания восточной деспотии в ее китайском варианте).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!