Овечий источник». Особенности поэтики Лопе де Вега.



В конце 16в сложилась исп нац драма. Вместе с романом Сервантеса «Дон Кихот» последних ее представителей определяет знание об испанской культуре в целом. Главным основателем драматургии был – Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635). Сервантес назвал его «чудо природы, феникс и океан поэзии». Лит. наследие огромно. В 5 лет он писал стихи, в 12 сочинил первую комедию. Писал во всех жанрах и родах. 2200 драматич пр-ий (400 комедий, 400 пьес). Родился в Мадриде, в роду крестьян. Написал теоритические основы испанского театра (1609) в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Основные черты: главная здача драматурга – угодить зрителю, поэтому Плавт и Теренций плохие драматурги; нужно выбирать сюжеты в которых трагическое и комическое перемешаны как это бывает в природе; при сохранении единства действия, можно нарушать единство времени и места; согласно первым 3 пунктам необходимо преобразовать и форму пьесы: необходимое деление пьесы на акты(хорнады), которе необходимо сократить с 5 до 3; сочетание высокого и низкого речевых стилей; сохранение целостности действенной линии при разнообразии эпизодов; наличие многообразных поэтических размеров и форм, соответствующих тем или иным состояниям действующих лиц; достижение напряженного ритма драмы. Существует 2 классификации пр-ий Вега. Одна двучастная, другая трехчастная. Двучастная: комедии «плаща и шпаги» (Собака на сене-1604, учитель танцев -1594) и героич драмы (Овечий источник -1612-1613, звезда Севильи-1623, жестокий Нерон-1625, Орлеанская девственница-1618). К. Державин делит на государственно-историч, соц-политич и частно-бытовые.

Овечий источник: явилась пламенным протестом не только против феодального гнета, но и против абсолютистко-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собой орудие того же феодального угнетения народных масс.

Особенности поэтики «Овечьего источника»: в основе реально-историч события- восстание 1476; имена Фердинандо Арагонского и Изабеллы Кастильской связаны с порой утверждения нац государства и обузданием феодальной монархии (которую представляет командор Гусман); понятие личной чести переходит в несословную, общечеловеческую; главное новаторство- особый гражданский пафос пьесы, порождаемый не отдельными персонажами, а коллективной массой; сочетание светской комической традиции (фарсов) с фольклорной традицией (символика, обряды, поверья и приметы, речь персонажей).

 

 

Просвещение как культурно-историческая эпоха. Особенности просветительского рационализма.

Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия» стала первой научной книгой, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества, он выдвинул идею народного суверенитета. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как «Разбойники» (1781) Ф.Шиллера (1759–1805), «Натан Мудрый» Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играли философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития. Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!