Политико-правовые взгляды И.Канта.



И. Кант (18-19 вв.) родился в Кёнигсберге (Восточная Пруссия).

Труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Два периода творчества:

1) доктрический; Канта верит в способности человеческого разума познавать явления такими, какие они есть на самом деле;

2) критический; он занимается исследованием форм познанияи отвергает такую возможность. Воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают нам представления об их подлинной природе (вещи в себе).

  Агностицизм- учение о непознаваемости истинного бытия.

Кант считает, что невозможно ни доказать, ни опровергнуть Бога, т.к. он не поддаётся опыту. Но вера в него нужна для нравственного порядка в мире.

Познание - функция теоретического разума, а действие - практического.

 Этика Канта.Императив- правило, характеризующиеся должествованием, выражающим объективное принуждение к поступку; если бы разум полностью определял волю, поступок должен был быть совершён по этому правилу. Императивы могут быть условными (гипотетическими) и безусловными (категорическими).

Основа его учения - долг.

Два категорических императива:

1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время хотел, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в лице своём, и в лице другого так же, как к цели, и никогда не относился только как к средству.

Следование категорическому императиву позволяет преодолевать противоречия между людьми.

 Право и мораль- две части учения о нравах или метафизике. В основе права и морали те же принципы, но разные мотивы. Принуждение - важное отличие права от морали.

Право - совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона.

Виды:

- естественное право (покоится на принципах, продиктованных разумом), положительное право (право вытекает из воли законодателя);

- прирождённое право (принадлежит каждому от природы), пробретённое право (требуется правовой акт);

- частное право (совокупность законов, которые не нуждаются во внешнем обнародовании, в естественном сотоянии), публичное (нуждается во внешнем обнародовании, гражданское состояние);

- право в строгом смысле (ничего этического, возможность полного принуждения), право в широком смысле (правовое регулирование не может быть определено никакими законами: справедливость - право без принуждения и крайняя необходимость - принуждение без права).

Государство. В основе происхождения государства теория общественного договора. Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Формы правления. Согласно количеству носителей высшей власти выделяет 3 формы государства: автократия (шире монархии), аристократия, демократия. При наличии разделения властей – государство республиканское, при отсутствии – деспотическое. Категорический императив означал требование республики.

Изменение форм правления – нормальное явление, но оно должно происходит не путем народного бунта (у народа нет права на восстание), а путем реформ. Но если революция произошла, то следует подчиниться новой власти. 

Кант о войне и мире. Кант выделяет правомерные (оборонительные) и неправомерные войны. Кант – пацифист, антимилитарист, борец за мир. Формирует ряд принципов, которые способствуют предотвращению войны. Гарантии мира в республиканском строе, при котором право объявления войны принадлежит законодательному собранию.

Теория вечного мира. Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (каждое государство сохранят свой суверенитет). Вечный мир – это категорический императив, хотя и нереальный.

 

Историческая школа права.

Историческая школа права возникла в конце 18 века и сложилась к 19 века в Германии.

Представители: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Пухта (все жили в 18-19 вв.).

Право - национально-культурный феномен, который основывается на базе национальных традиций и обычаев.

Густав Гуго.

1) "Учебник естественного права как философия положительного права". В этой работе Гуго ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение о том, что правовое регулирование может осуществляться сверху. Закон - не единственный источник права.

2) "Законы не являются единственным источником юридических истин". Здесь Гуго дополнительно аргументирует выдвинутые им раньше положения. Он утверждает, что право развивается вместе с языком и складывается само по себе, без чьих-либо приказов. Формирование права отождествляется с правилами игр, которые возникают независимо от игроков. Они формируются с течением времени, и в результате многократного применения устанавливаются твёрдые правила. Многие не читают законов, но фактический порядок всем известен, т.е. определённость и известность достигаются обычным правом. Что можно сказать об этом? Обычное право складывалось исторически - первый этап формирования права, но затем серьёзную роль стали играть люди. Гуго одобряет существующие порядки, но ведь в Германии кризис. Фридрих Карл Савиньи.

"Система современного римского права". В Германии были препятствия для развития капитализма, что нашло отклик в статье одного юриста Тибо "О необходимости всеобщего ГП в Германии", т.е. в создании ГК и вытиснении феодализма. Савиньи критиковал Тибо за веру во всемогущество законодателя. Право по Савиньи - органический продукт народного духа, оно развивается независимо от воли законодателя. Но в то же время Савиньи не отрицает роли юристов в разработке права и выделяет две стадии:

- стадия естественного права (право живёт в сознании народа);

- научное право (труды юристов).

Но кодификацию Савиньи объвляет более поздней стадией развития права и считает, что для Германии это время ещё не пришло. Это защита обычного права и феодалов.

Георг Пухта.

"Обычное право" и "Курс институций".

Право - результат деятельности народа, продукт народного духа, выражение общего сознания народа, оно развивается исторически и имеет свою историю. Государство создано той же силой, что и право и оба они имеют божественное происхождение. И правительство, и правительственная власть происходят от Бога. Пухта сторонник монархии.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!