Революционно-демократическая программа А. Н. Радищева.



Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик рево-люционной демократии.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Усиление крепостнического гнета. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773—1775).

Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закончил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпцигского университета. Был управляющим Петербургской таможней. По указанию Екатерины II, за оду «Воль-ность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни. Через несколько дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на 10 лет. В 1801 г. Ра-дищев получил разрешение на возвращение в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комиссии, созданной Александром I. В комиссии выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.

Логическое основание политико-правовогоучения. Естественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность».

Содержание политико-правового учения. Политические взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал чело-век: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком» .

Государство основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому люди отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Госу-дарство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».

Радищев признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный мол-чаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает наро-ду, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».

В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» перевел русским словом «самодержавство», сделав приме-чание: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руковод-ствуется лишь своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, — «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева».

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юридической, с экономической, с нравственной.

С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного крестьянина противоречит общественному договору: «порабощение есть преступление».

С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».

Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обра-батывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и каменном сердце.

Политический идеал Радищева. Идеальной формой правления государства для него была республика: «На вече весь течет народ».

Радищев приводит исторический аргумент в обоснование возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет-воряли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).

Правовой идеал Радищева. Закон — это «извет общей воли».

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее об-рабатывает).

Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную револю-цию и учреждение республики в России.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!