Общее учение о праве римских юристов.



Эпоха. Ш в. до н.э. — Ш в. н.э. Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они зани­мались практической деятельностью по разрешению пра­вовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе­нии сделок;

3) сообщали формулы дня ведения дела в суде.

Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский — придворные должности.

Практическая деятельность римских юристов обуслови­ла необходимость толкования права, источниками которого были:

• обычное право;

• законы 12 таблиц;

• законодательство народных собраний;

• эдикты магистратов;

• сенатусконсульты;

• конституции императоров.

Любое толкование предполагает наличие общей культу­ры. Ее основой стала греческая философия, глубоко про­никнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Целъса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание правовых взглядов. Огромное влияние на римских юристов оказала философия стоициз­ма — последнее по времени направление греческой (пос- леаристотелевской) философии. Стоики говорили не о че­ловеке в империи, а о человеке в мире. Провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное прави­ло стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики считали единственным источником права природу, а един­ственным правом — естественное право. Этой философи­ей и объясняется преклонение римлян перед естественным правом — справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изме­нить старую норму с учетом новых представлений о спра­ведливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве­щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед­ливое от несправедливого, ... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой»

Содержание правовых взглядов. Общее понятие права. Исходя из этического содержания права римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.

Цельс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название OTjustitia (правда, справедливость)...».

Павел: «право означает то, что всегда является справед­ливым, каково естественное право».

Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал:

• право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского государства»;

• право частное (jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц».

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

• естественное право;

• право народов;

• цивильное право.

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи­вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «Мы видим, что и животные даже дикие обладают опытом в этом праве».

Согласно естественному праву все рождаются свобод­ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуют­ся народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море при­знается общим для всех; обеспечивается неприкосновен­ность послов; люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всеце­ло от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть ци­вильное. Таким образом, наше право является или писа­ным или неписаным, как у греков; из законов одни записа­ны, другие не написаны».

Цивильное право — это для римских граждан право ча­стной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

• Римские юристы предложили новую классификацию права, разделив его на публичное и частное.

• Многие труды римских юристов (Институции Гая, ра­боты Ульпиана, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I—IV в. н.э.)) вошли в единый правовой документ импера­тора Юстиниана I в 534 г., который с 1583 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римского гражданского права).

• Римское право позднее было рецепировано во многих странах Западной Европы, что является бесспорным свиде­тельством высокоразвитой правовой культуры, созданной римскими юристами.

• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру­денции, которое получило дальнейшее развитие в системе юридического образования Запада.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 594; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!