Политико-правовые взгляды Макиавелли.



Учение Платона о государстве и праве.

Платон (427-347 до н.э.) – родоначальник объективного идеализма, представитель политико-правовой мысли, создавший направление платонизм.

Основные произведения: 3 диалога – «Государство», «Законы», «Политик».

Философия. Платон – объективный идеалист. Сердцевина его философии – теория идей. Миру вещей (то, что нас окружает, мир ощущений) противопоставлен мир идей (мир общих понятий, умозрительный, постигаемый через сознание). Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще подлинное бытие. Мир вещей – это мираж, он постоянно меняется. Реальный мир – лишь тусклое отражение мира идей.

Государство. В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом, поэтому полис (идеальный полис – 5000 человек населения) представляет собой органическое целое. Интересы целого выше интересов частного.

Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление является условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим, ибо каждый должен заниматься делом, к которому предназначен от природы.

Платон предлагает регламентировать все стороны человеческой жизни: политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Платон считает, что человек – безвольное, слабое, похотливое, эгоистичное существо, ему нельзя доверять, поэтому нужно регламентировать каждый его шаг. Платон сторонник идеи, что душа человека бессмертна, поэтому проект направлен на сохранение души, чтобы она попала в мир идей.

Коммунистический проект. Платон выдвинул план упразднения частной собственности. Правители и воины (стражи) всю свою жизнь посвящают служению общественному благу. Их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов, организуя их жизнь на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща, как в походах. Первые два сословия не имеют семей. Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети – общие. В семье, как и в собственности, он видит истоки эгоизма, порчи нравов, угрозу служению общему благу. Эти ограничения не распространяются на сословие производителей.

Диалог «Законы». Второй диалог «Законы», как считают многие, более реалистичен, больше ориентирован на человека. Платон отступает от своего сословно-коммунистического проекта. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок земли. Сословий нет. Но граждане делятся на 4 класса в зависимости от имущественного состояния. Регламентируя человеческую жизнь, Платон думает о стабильности государства. Справедливость- как равенство и как неравенство. В одной ситуации справедливо равенство, в другой неравенство.

Формы правления. 2 классификации:

1) в «Государстве»: 1) аристократия – лучшая (единовластие – монархия, собственно аристократия); 2) тимократия (господство воинов); 3) олигархия (власть богатых);4) демократия (власть народа, толпы); 5) тирания – худшая.

2) В диалоге «Политик»: выделяет правильные и неправильные формы государства, используя критерии: общий интерес и соответствие закону.

  Власть одного Власть немногих Власть большинства
Правильная форма Монархия Аристократия Демократия
Неправильная форма Тирания Олигархия Демократия, не основанная на законах

 

Билет №4.

Политико-правовые взгляды Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) - выходец из аристократической семьи, ученик Платона, был одним из учителей Александра Македонского.

Основные произведения: «Политика», «Афинская политика», «Этика».

Философия. Аристотель считает, что решающее средство познания – не идеи, а опыт и рациональный анализ. Вещь состоит из материи и формы (в медном шаре медь является материей, а шар – формой). Форма – это сущность предмета, познаваемая человеком, благодаря чему предмет существует как отдельная вещь с целевым назначением. Материя пассивна и приобретает законченный вид благодаря форме. Государство ,частная собственность – естественные, существуют от природы.

Понимание государства. Государство – «творение природы», продукт естественного развития. Изолированный индивид, чтобы оставаться человеком, должен обладать качествами Бога. Но божественных качеств у него нет, поэтому, живя в одиночестве, он становится зверем. Люди благодаря стремлению к общению последовательно создают: а) семью, б) из нескольких семей – род или селение, в) из нескольких селений – государство (полис) – высшую форму общежития («человек по природе своей есть существо политическое»). Цель полиса – благо граждан.

Важное значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить, чтобы они «знали друг друга».

Осуждение «коммунистического проекта» Платона.

1) общность имущества препятствует развитию в человеке хозяйственных наклонностей.

2) Частная собственность – следствие себялюбия. Это добродетельное начало, стимул к труду, производству и обогащению.

3) Общая собственность противоестественна. Общность имуществ не дает стимулов к производству.

Понимание права. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Право отождествляется со справедливостью. Аристотель не отождествляет право как идеальное понятие, воплощение разума и справедливости с условным, рукотворным право, т.е. с законом. Право делится на естественное и условное (установленное). Естественное право везде имеет одинаковое значение и не зависит от признание (непризнания) его, распространяется на общественные явления, существующие «от природы»: семью, рабство, частную собственность. Условное право – установленное государством (писанные законы). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписанные, основанные на обычае.

Понимание справедливости. Аристотель различает справедливость уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическая пропорция», затрагивающая отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления. Распределяющая справедливость учитывает положение человека в обществе, и ее принципом служит «геометрическая пропорция» - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется такая справедливость в политике, при выдвижении на должности, назначение наказаний за преступления против чести и достоинства (если ударит начальник, ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, следует не только ударить, но и подвергнуть каре). Важным показателем справедливости является отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.

Форма правления и их смена. Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства) и по достигаемой цели. В правильных государствах верховная власть преследует цели общего блага граждан, в неправильных правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает 6 видов государственного устройства: правильные – монархия, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Монархия – реальное сосредоточение в руках правителя власти.

Тирания – неправильная монархия – худшая из всех форм правления.

Аристократия – власть ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц – предпочтительнее монархии.

Олигархия – это господство богатых.

Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Необходима полития - смешанная форма, возникающая из сочетания из сочетания олигархии и демократии. Полития представляет собой строй с преобладанием собственников средних размеров, что гарантирует «самодостаточность» семей и ослабляет противоречие между богатством и бедностью.

Демократия – неустойчивая форма правления.

 

 

Билет №9.

Политико-правовые взгляды Макиавелли.

Никола Макиавелли (1469-1529) – выдающийся итальянский политический мыслитель, изнутри знающий мир политики. Скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека.

Основные произведения: «Государь», «Рассуждение по первой декаде Тита Ливия».

Отношение к религии. Религия для Макиавелли – не высшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует не истинность религиозного учения, а его роль в общественной жизни. «Религия и бог были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств». Захватив светскую власть, говорил Макиавелли, католическая церковь недостаточная сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать сделать это другим.

Природа человека, интересы человека и социальных групп как основа политики. Религиозным догмам противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии. Фортуна – судьба, все зависти от самого человека. Но человеком движет эгоизм.

Понятие «государство» и «республика». Макиавелли первым применил термин «stato» для определения государства. Он не проводил разграничений (полис, королевство, княжество; государство, страна, общество), но введением нового термина заложил для них основу.

Он же впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии; в качестве родового понятия, охватывающего две формы правления – аристократию и демократию.

Формы государства. В «Государе» подразделяет формы правления на республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. А в «Рассуждения» традиционная система: 3 правильных и 3 неправильных формы (монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – licenza (особое название – распущенность)). Наилучшей формой в «Рассуждениях» считает смешанную, в которой бы сочетались бы элементы монархии, аристократии и демократии – прочность. В «Государе» его симпатии на стороне принципата, единовластии. Т.к. «Рассуждения» носят более общий теоретический характер, а «государь» - размышление о том, что пригодно для Италии.

Соотношение политики и морали. «Цель оправдывает средства». Он считает, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение добродетельно.

Коротко о главном.

Религия не высшее звание и авторитет, а политический факт, роль которого нужно учитывать и использовать;

Отношение к вере – сугубо утилитарно: она полезна для убеждения в необходимости данного правления и воспитания высоких качеств гражданина;

Политика для правителей – самостоятельная область знания, как управлять, исходя из реальной обстановки, фактов, личного опыта;

Скептицизм относительно идеи божественно предопределения;

Вера в возможности человека;

Энергия и воля – главные качества, необходимые государю;

Политический прагматизм государя: если хочешь сохранить власть, с врагом можно бороться двумя способами – законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму;

Возможность аморализма в политики (макиавеллизм): государь, когда нет выбора, использует любые средства, если грозит верная гибель.

 

Билет №10.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!