Критерии оценки эстетической воспитанности



«Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

• эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;

• овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

• практическое участие в создании прекрасного в жизни;

• потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Названные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников»(14).

 

 

Воспитание толерантности на уроках изобразительного искусства

На наш взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск компромиссов и пр. Толерантность — это способность принимать, понимать, признавать другое, не свое, быть терпимым к чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостаткам. Толерантность — это человеческая добродетель, включающая в себя терпимость к различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Именно идеи толерантности лежат в основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Эта линия программы выражается в основном авторском принципе построения содержания программы — «От родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного очага культуры — в огромный разноречивый мир духовных представлений. Диалог, а вернее, многоголосье культур человечества заложены в основу программы. Это и ее содержание, и метод.

Для утверждения принципов толерантности в программе используются следующие методы.

Метод диалогичности. В основе педагогической деятельности учителя должны быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь — не просто к пониманию, но к толерантному взаимодействию. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к созданию оптимальных условий для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Учитель и ученик — собеседники.

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и в слове. И. Репин, А. Бенуа, В. Кандинский, К. Малевич, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, Н. Рерих, Ю. Пименов, Е. Кибрик и многие другие известные художники оставили прекрасные литературные произведения. Мы готовим не мастерового, а личность — умеющую и мыслящую. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, понятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в словесной речи, и в изобразительном языке. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний.

Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации — бесценный материал для учителя. Не насмешка, а развитие: поддержать зарождающийся интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению. Не просто слова, но слова, которые должны активизировать потребность и способность вглядывания. Промежуточным и очень существенным переходом от узнавания («что?») к пониманию («зачем?») является поиск ответа на вопрос «какой?». Какое это дерево (человек, колорит, рисунок) по настроению, по отношению к изображаемому? А дальше ответ на вопрос: какая цель была у автора?

Метод сравнений помогает педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан со становлением человеческого отношения к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение на основе диалога. Этот метод применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Такой подход поможет уйти от стереотипности, разовьет интерес к поисковой работе. В восприятии произведений искусства также имеет смысл показать несколько возможностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение даст возможность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению»(14).


Вывод по второй главе

    Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.

  Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.

   На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.

 

 


Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства и действительности используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


Список используемой литературы

1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

4.Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.

5. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1972.

6. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А.- М., «Просвещение» 1986 .

7. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова И.А., Лихачева Б.Т.-  М., «Педагогика» 1974 .

8. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., «Просвещение» 1983 .

9. . Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников- М.,  1985.

10. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983 .

11. Педагогика. Под редакцией Сластенина В.А.- М., 2002 .

12. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность. - М., «Ростов-на-Дону» 2005 .

13. . Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества.Журнал «Педагогика», №5, 2006.

14. w.w.w.yandex.ru


Приложение 1

                                         Эстетическое воспитание


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!