Вопрос 22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.
1) Томас Джефферсон (1743 – 1826). ОП: «Заметки о штате Виргиния», проект Декларации независимости США (1776).
2) За исключением раннего периода своей жизни, Т. Джефферсон сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право. То, что мы знаем о его идеях, почерпнуто из Декларации независимости и огромного эпистолярного наследия. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложены в Декларации независимости Соединенных Штатов.В преамбуле Декларации Джефферсон решительно отказывается от распространенной тогда доктрины «божественного права королей» и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека. Затем идёт список злоупотреблений Георга III, который занимает добрых две трети документа, хотя, как полагали многие критики Джефферсона, хватило бы и одной фразы. За ним в основной части Декларации идет перечень попыток воззвать к совести монарха. Тем самым Джефферсон добился композиционного контраста: агрессивному узурпатору противостоит робкая жертва. Вывод автора Декларации категоричен: народ имеет право на независимость от тирана.
3) На фундаменте естественных прав человека Джефферсон выстроил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается единственным носителем суверенитета. Из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти. Но в конечном счете симпатии Джефферсона склонились к регулярным и весьма глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев.
|
|
4)По форме правленияДжефферсон видел США только республикой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш.Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. В конце XVIII в., когда вплоть до буржуазной революции во Франции Европа не знала ни одной сколько-нибудь крупной республики, идеи Джефферсона по этому вопросу представляли собой новое слово в политической науке и способствовали развитию антимонархических и антифеодальных процессов. В качестве формы государственного устройстваДжефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центра. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Что касается разделения властей, идеи в то время отнюдь не новой, Джефферсон видел в нем скорее некий общий принцип, нежели инструмент для достижения подлинного народовластия. Вся власть д. исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не урезать, а расширять.
|
|
5) Будущие Соединенные Штаты виделись Джефферсону аграрной республикой с сильными демократическими традициями, поставщиком сельскохозяйственной продукции на европейские рынки. Всячески пытался закрепить принцип мирного решения международных проблем.
Вопрос 23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона.
1)Вскоре после Великой фр революции, когда стало ясно, что она не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения, получают распространение идеи утопического социализма,вскрывающего пороки капиталисти-ческого общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить соц. равенство, справедливость и свободу. Классики утопического социализма: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Их роднят идеи всеобщей обязательности труда, справедливого распределения, коллективизма, гармоничного развития личности. Все утописты убеждены, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений, путём просвещения и мирных преобразования.
|
|
2)Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 – 1825). ОП: «Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».
Придерживался идеалистических концепций французских просветителей XVIII века о причинах развития общества. История проходит 3 фазы: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическую (период крушения феод и теолог систем) и позитивную (будущий общественный строй, основанный на науке).
Общество будущего – промышленное общество, будет основано на научно и планово организованной крупной промышленности. Самое важное – исполнение общего плана работ. Только пром система способна найти применение человеч талантам и наукам. Политика превращается в науку об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством.
3)Деление общества на классы: 1)учёные; 2)собственники, за исключением лиц, входящих в первый класс; 3) неимущие. В более поздний период («Промышленная система») Сен-Симон подчёркивает, что основным является деление общества на: 1)паразитов; 2)промышленников. Паразитический класс – это дворяне, военные, рантье, гос чиновники и юристы. Промышленники: трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры.
|
|
4)Проект справедливого общественного устройства. Всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экон процессами. Цель – улучшение участи самого многочисленного класса общества. В отношениях между людьми исчезнет господство и подчинение. Превращение гос-ва в форму организации производства. Люди равны в том смысле, что каждый, независимо от происхождения, может стать управляющим. Но они фактически не равны, так как не все обладают талантом к управлению.
Сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему. Между королём и палатами создаются 2 промежуточные инстанции: 1)Совет учёных (разрабатывает планы необходимых социальных преобразований); 2)Совет промышленников в составе виднейших представителей промышленности, торговли, банковского капитала (рассмотрение проектов Совета учёных, составление бюджета и проверка его исполнения. Проект бюджета после этого поступает на рассмотрение в Совет министров и на рассмотрение обеих палат).
5)Свобода. Основой свободы является промышленность. Рост могущества промышленности – есть полное осуществление свободы. Сен-Симон ставил интересы технического и индустриального прогресс выше свободы отдельного человека.
6)Делает вывод о том, что прогресс промышленности = соц. и нравств. прогресс, а свобода промышленности = соц. свобода. Это неправильно.
7)Основной принцип нового административного управления состоит в том, чтобы руководствоваться интересами целого.
8)Способ перехода к новому обществу – акт королевской власти, призывающий к управлению страной вместо дворян и духовенства промышленников и учёных. Осуществление реформы сверху.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!