Реформы эпохи Танзимата в Османской империи, их итоги.



Танзимат = «преобразования», «реформы». Принятое в литературе название преобразований с 1839 г. до 1870-х гг. Танзимат быль вызван кризисом Порты, возникшим в конце XVIII в., экономическим и политическим упадком страны, поражением в войнах, сепаратизмом феодалов, недовольством народных масс и их восстаниями. Вся ситуация породила стремление спасти империю от распада и гибели НЕ затрагивая основ системы.

Первые попытки преобразований – еще до танзимата. Попытки султана Селима III: низам‑и-джедид (1789-1807) (обновленное устройство) – укрепление центральной власти, прежде всего – создание регулярной обученной армии a‑la Европа. В к. 18 в. (1792‑93) он создает военные школы, приглашает фр инструкторов и т.д., но янычары  новых войск, а д/реформ нужны средства ­налогов­восстанийвсе свернули.

Затем – Махмуд II (1808-1839).

1826 г. – уничтожил янычарское и создал регулярное войско под рук‑вом египетских офицеров, янычары взбунтовались  их корпус, т-рь можно реорганизовать армию.

1830-е гг.: - реформы в разл сферах  уничтожение сипахийской системы (ленников, получавших от султана землю за службу), установление господства крупного частного феод землевладения. Администр. реформа: страну разделили на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во главе – назначаемые чиновники. Госаппарат: созданы министерства, возобновляется функционирование посольств в Европе, туда же – молодежь д/обучения,­ светское образование. В Стамбуле – 1-я правит‑я газета с 1831 г.

Но кризис развивался – национально-освободительные революции балканских народов (независимость Греции, автономия Сербии, волнения курдов). Иностранный капитал сильнее проник в экономику курдов.

Поражение от Египта в 1839 г. – плевок в лицо Турции. Нац. унижение.

Танзимат. Некоторые члены 2 высших госсоветов (созд в 1838 г. из высшей бюрократии) понимают ограниченность преобразований  Мустафа Решид‑паша (был послом в Англии и Франции, потом – мин‑р ИД) занимается проектами новых реформ. Их цель: ­ власть султана, чтобы  нац-освободит движения и ослабить зависимость Порты от Европы. Работа закончена уже при новом султане Абдул‑Меджиде. 

1-й этап танзимата. (1839-1853)

Гюльханейский хатт‑и‑шериф 1839 г. – осн принципы реформ (чиновники мешали  реформы проводились непоследовательно):

а) обеспечение безопасности жизни, чести и имущества д/всех подданных империи невзирая на религиозную принадлежность  принято уголовное законодательство, создан коммерческий кодекс, учреждаются Государственный и провинциальные консультативные советы (меджлисы) из представителей мусульманской и немусульманской общины. Но прав у немусульманского населения не прибавилось.

б) правильное распределение и взимание налогов  отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога с немусульман – джизьи. Провалились попыткиотменить откупную систему, организовать ряд металлообрабатывающих, текстильных, бумажных предприятий в Стамбуле, Измире, Бурсе, улучшить с/х и стабилизировать экономику ч/з создание госбанка и устойчивой денежной системы. Не было протекционистских действий. Отмена ильтизама (откупной системы).

в) упорядочение рекрутского набора и сокращение срока воинской службы. Введен обязательный д/всех мусульман рекрутский набор, срок службы уже не 15, а 5‑7 лет.

Попытка ­ светское образование: создаются начальные и средние школы, педагогические и проч училища. Но университет открыть не смогли.

1-й этап танзимата – max эффективный. В теории эти меры д.б. способствовать буржуазному развитию страны. На практике же это были лишь частные изменения, не влияющие на собственно феодально‑абсолютистский строй.

1853 г.: начало Крымской войны  не до реформ. Парижский мир = зависимость Османской империи от Европы.

Поражение в Синопской бухте показало, как слаба Порта. Турция, благодаря Англии и Франции, одна из победительниц. Но крайне ослабла за войну. Обратилась за займами к английским и французским банкам.

2-й этап танзимата (1853-1856) - с издания указа (хатт‑и-хумаюна) от 18 февраля 1856 г., в к-м подтверждаются положения Гюльханейского хатт‑и‑шерифа об обеспечении б/опасности жизни, чести и имущества граждан б/различий религии и равенстве граждан перед законом б/различий религии и национальности; декларируется допуск немусульман к гос. и военной службе, равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение гос. банковской системы, улучшение путей сообщения. Почти все это осталось на бумаге, т.к. приходилось учитывать интересы европейских держав.

Иностранцы добились права пробретать землю в Турции.

1856 г.: открыт 1‑1 иностранный банк – Оттоманский; создан с участием англ, а затем фр. капитала. Стр‑во ж/д и осуществление морских перевозок – дело иностранцев. Осн вывод по танзиматским реформам: хотели как лучше, а получилось как всегда.

1858 г. – уголовный и земельный закон

1864 г. – закон о виллаетах (административно-территориальное деление)

1869 г. – гражданский кодекс.

Благоприятные условия для развития буржуазии, новой интеллигенции. Толчок к появлению «новых османов». Танзимат прекращает существование с «зулюмом» Абдул-Хамида II. . На деле увеличивает уровень грамотности, официально никто не говорил, что Танзимат закончился. Конституция и пр. не нужны и не понятны. Продолжаем модернизацию в технических сферах, спасать гос-во нужно, но никакого разгула парламентаризма. Не отменил конституцию. Не отменил османизм, но наряду с ней пропагандировали идею объединения всех мусульман вокруг султана, их единстве. А после отсоединения Балкан масса беженцев хлынула в Империю –а это не только турки, но и принявшие ислам болгарские народы. Другой поток – около 1 млн. беженцев с Кавказа по окончании Кавказкой войны. Крымские татары туда же. Итак, состав другой, нежели в начале 19 века. Вот они готовы служить султану. Получается, коло 90% населения мусульмане, идея сплочения для них понятна. Идеологи были разные, но идея того, что идеалом гос-ва должен быть халифат, а не европейская конституционная монархия, пропагандировалась тогда многими.

 

Итоги Танзимата: .Танзиматские реформы в Османской империи, их итоги

В Порте кризис на лицо, и в полит и в эк плане, народ ропщет, приближенный Махмуда II Мусьафа Решид-паша разрабатывает план реформ, чтобы 1) укрепить султанскую власть 2) тормознуть нац-освоб движение на Балканах 3) ослабить зависимость Порты от европейских держав. Танзимат -«преобразования», «реформы». Это преобразования, длившиеся с 1839 до 1870-х гг. Первый этап приходится на 1839-1853 гг.

Первые попытки преобразований – еще до танзимата. Попытки султана Селима III: низам-и-джедид (1789-1807) (обновленное устройство) – укрепление центральной власти, прежде всего – создание регулярной обученной армии на евр.лад, создание воен.школ, приглашение иностр (прежде всего фр) инструкторов, но все это подрывает привилегированное положение янычар, они бунтуют. Затем – Махмуд II (1808-1839).

1826 г. – решил создать новое регулярное войско под командованием египетских офицеров, янычары возбухли, Махмуд начал их ликвидацию. 1830-е гг.: - реформы в разл сферах, уничтожение сипахийской системы (ленников, получавших от султана землю за службу), установление господства крупного частного феод землевладения. Администр. реформа: страну разделили на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во главе – назначаемые чиновники. Госаппарат: созданы министерства, возобновляется функционирование посольств в Европе, из молодежи готовят дипломатов, они получают европейское образование. В Стамбуле – 1-я правит‑я газета с 1831 г. на тур и фр.яз.

Но всё еще кризис, нац-осв движение на балканах, независимость Греции, автономия Сербии, О.И. подпадает под власть Европы, ситуация с Египтом - нац.унижение. На первом этапе Танзимата принят «священный указ» - т.н. Гюльханейский хатт-и шериф. Суть: 1) безопасность жителей империи независимо от религии, создание уголов.законод-ва, коммерческого кодекса, учреждение Гос и провинц советов (меджлисы) из представителей мусульм и немусульм общины. Но статьи, касавшиеся немусульман, жестко игнорировались на практике. 2) правильное распределение и взимание налогов, отмена чрезвычайных, барщины, упорядочено взимание джизьи, провал попыток отменить откупную систему (ильтизам), наладить местные текстильные и металлообраб предприятия, создать госбанк и устойчивую денежную систему. 3) рекрутский набор на осн всеобщ воинской повинности, срок службы сокращен с 15 до 5-7 лет 4) создание начальных и средних школ, педагогических училищ, но университет открыть не смогли + нехватка препод.кадров, монополия улемов (адепты ислама) на просвещение народа.

1 этап был интенсивным и способствовал будущему буржуазному развитию страны, но у руля стояли феодальные бюрократы, поэтому реформы не затронули основ строя, ни народу лучше не стало вообще, ни немусульманам.

Хотя Порта была в числе победителей крымской войны, она очень ослабла, обратилась за займами к английским и французским банкам.

2-й этап танзимата (1853-1856) - с издания султанского декрета (хатт‑и-хумаюна) от 18 февраля 1856 г., подтверждавшего положения Гюльханейского хатт‑и‑шерифа об обеспечении б/опасности жизни, чести и имущества граждан независимо от религии, равенстве граждан перед законом независимо от религии и национальности; декларируется допуск немусульман к гос. и военной службе, равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение гос. банковской системы, улучшение путей сообщения. Зато для иностранцев открыта турецкая земля, недвижимость, 1856 – Оттоманский банк (участвовали фр и ВБ капиталы) + концессии на ж/д, эксплуатацию недр, морские перевозки. На втором этапе произошло политическое, торговое и финансовое закабаление турков. 

1858 г. – уголовный и земельный закон;1864 г. – закон о виллаетах (административно-территориальное деление); 1869 г. – гражданский кодекс; благоприятные условия для развития буржуазии, новой интеллигенции. Толчок к появлению «новых османов».

 

Вариант 2

1808-1839 – начало правл-я Махмуда II. Сначала борется с восст-ми в Сербии и Греции, потом по примеру Мухаммеда Али решил намутить централиз-ю. До 1822 подавляет сепаратизм Али-паши Янинского. 1826 – решил сформировать новое войско под руков-вом егип. офицером – недов-во янычаров, мятеж – ЯНЫЧ. КОРПУС УНИЧТОЖЕН, 6-7 тыс. убито, ост-е разогнаны => возм-сть расширить реорганиз-ю армии + одновр-но сокрушил госп-о крупнейш. аянов в Румелии/Анатолии => усил-е султанск. власти. Ликвидир-л систему СИПАХОВ (тяжел. кавалерия, получали доход с земельн. участка/другого предпр-я – тимара/зеамета, воен. лена/условн. феод. держ-я). Больш. часть из отобран-х тимаров перешла в госуд. влад-е, но кое-что – в частное. Это законод-но укрепило госп-во в деревне крупн. землевлад-я. Кр-не still отдавали ½ урожая в виде арендн. платы/десятины/друг. поборов. АДМИН. РЕФОРМА: раздел империи на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во гл. – спец. чиновники; возобновлена практика постоян. посольств в европ. столицах; шаги по разв-ю светск. образов-я (канцелярия переводчиков при Порте, открытие медиц./инженерн./воен. училищ, начало издания 1 правит. газеты). Позитивное содерж-е реформ, кот-е по сути продолжали курс Селима III, утрачивалось, т.к. они способств-ли сохр-ю феод. порядков/турецк. госп-ва над покорен-ми народами.

 

Огранич-сть преобразов-й понимали и дальновидн. предст-ли правящ. верхушки => 1838 – созд-е двух ВЫСШИХ ГОСУД. СОВЕТОВ лицами, знакомыми с европ. порядками: инициатор – МУСТАФА РЕШИД-ПАША (в прошлом – посол в Англии/Франции, теперь МИД), разработ-й проект new реформ для укрепл-я султан. власти/предотвращ-я национ.-освоб. движ-я на Балканах. Указ начал готовить еще при Махмуде 2, закончил при Абдул-Меджиде: хатт-и шериф (священ. указ) обнародован в ноябре 1839 перел летним дворцом Гюльхане => ГЮЛЬХАНЕЙСКИЙ ХАТТ-И ШЕРИФ: положил начало новому этапу реформ – ТАНЗИМАТУ. Три осн. цели преобразов-й: обеспеч-е безоп-сти жизни/чести/имущ-ва для всех подданных империи вне завис-сти от религии; правильно. распредел-е и взимание налогов; упорядоч-е рекрутск. набора/сокращ-е срока воен. службы. Противниками реформ стали высш. чиновники/улемы (ученые, знатоки ислама), наживавшиеся на взяточнич-ве => непоследов. провед-е реформ. Для реализ-и ПЕРВОГО ПОЛОЖ-Я было принято уголов. улож-е/принят коммерч. кодекс/учрежден Госуд. совет и провинц. консультативн. советы – меджлисы (из мусульман/немусульман). Это в опред. степени ограничило произвол/беззаконие в действиях администр-и; уменш-сь конфискации, примен-е пыток/смертн. казней. НО деспотич. власть султана не затрагив-сь => радикально изменить существ-е порядки они не могли. Несм-ря на обещания уравнять в правах мусульман и немусульман, на практике это игнорир-сь; монополия на воен./гражд. действия принадл-ла турецк. верхушке. ПЕРЕСМОТР НАЛОГОВ. СИСТЕМЫ: отмена чрезвыч. налогов/барщины/упорядочено взим-е джизьи – налога с немусульман. Но откуп отменить не удалось, как не удалось создат текстильн./металлообраб./бумажн. предпр-я в районе Стамбула/в Измире и Бурсе, создать госбанк/устойч. финанс. систему. Не удалось и обеспечить протекцию местн. произв-ва от иностр. капитала. ВОЕН. РЕФОРМА оказ-сь более удачн.: введен всеобщий набор рекрутов на основе всеобщ. воинск. повинности (для мусульман), срок службы сокращен с 15 до 5-7 лет. + шаги по распростр-ю системы СВЕТСК. ОБРАЗОВ-Я: созд-е начальн./средн. школ, педагогич. и друг. училищ => недов-во духов-ва/западн. держав => прогресс в сфере просвещ-я тоже невелик; мало создано светск. Школ, из-за нехватки ср-в не удалось открыть универ. Монополию улемов на просвещ-е народа ослабить не удалось. Реформат. деят-сть была прервана в 1853 КРЫМСК. ВОЙНОЙ. Т.о., ПЕРВЫЙ ЭТАП ТАНЗИМАТА (1839-1853) был временем наиб. интенсивн. преобразов-й в администр./госуд. упр-и, в сфере экон-ки/культуры. Объективно все это расчищало путь для бурж. разв-я, но, т.к. осуществляли эти реформы предст-ли феод. бюрократии, изменения были лишь частичн., основы феод.-абсол. строя были мало затронуты. Полож-е немусулман/народн. масс города и деревни не улучш-сь, не устранены поводы для вмешат-ва иностр. держав.

 

В феврале 1853 Коля 1 отправил султану ультиматум с требов-ем признать его покровит-во над всеми подданными Осм. Имп-и => ультиматум отклонен (типа покуш-е на суверенные права султана). Россия начала воен. действия. 30 ноября – разгром Нахимовым турецк. флота в Синопск. Бухте. Обеспокоенные Англия/Франция/Сардиния + Порта составили антирусск. коалицию, союзники высад-сь в Крыму и осадили Севастополь. На Кавказе русские теснили турков и заняли Карс. В итоге в марте 1856 был подписан ПАРИЖСКИЙ МИР: Россия возвращает Карс в обмен на Севастополь и друг. города, занятые союзниками; нейтрализ-я Черн. моря: обязат-во Р. и Турц. не иметь здесь воен. флот/верфи/укрепл. базы. Сохран-е верховн. власти султана над Сербией/Молдавией/Валахией + особое соглаш-е Англии/Франции/Австрии «о целостности и незав-сти Османск. империи в границах Парижск. трактата». Осм. имп-я типа среди победит-лей, но война подорвала экон-ку/истощила казну, еще в 1854 Порта взяла займ у англ./франц. банков => начало финанс. закабал-я Турции. Последствия «коллективн. протектората» зап. держав над Турцией сказ-ся во время ВТОРОГО ЭТАПА ТАНЗИМАТА, кот-й начался с new султанск. указа – хатт-и хумаюна – от 18 фев. 1856. Подтвержд-ся важнейш. пункт Гюльханейского указа об обеспеч-и безоп-сти жизни/имущ-ва/чести всех подданных и равенстве перед законом без разл-я религий/национ-сти + декларация допуска немусульман к госуд. и воен. службе + обещ-е равного налогооблож-я/постеп. отмены откупн. системы/введ-я госуд. бюджета/созд-я кредитно-банковск. системы/улучш-я путей сообщ-я. Преемниками Мустафы здесь выступили Али-паша и Фуад-паша. Больш-во полож-й не реализовано, прав-во в осн. принимало законы в интересах иностр. капитала/компрадорск. Буржуазии: призн-е права иностр-цев покупать в Турции землю/недвиж-сть; учрежд-е смешан. судов, охран-х интересы компрадоров. 1856 – открытие 1 иностр. банка – Оттоманского, с участием англ./франц. капиталов. Через неск-ко лет получил право эмиссии банкнтот/выполн-я казначейск. функций + концессии иностр. капиталистам на строит-во ж/д/эксплуат-ю недр/морск. перевозки. Рост импорта => дефицит платежн. баланса. С 1854 по 1879 внеш. долг по займам составил 2,5 млрд франков. А осн. часть казен. средств расходов-сь на содерж-е султанск. челяди/гарема/строит-во new дворцов/оплату воен. расходов. Усил-е финанс. трудностей => усил-е налогов. бремени с кр-н, рост дороговизны. Растет недов-во, как среди турок, так и среди немусульм. жителей Балкан.

 

К концу 60-х танзиматск. реформы потеряли целесообразность, т.к. преобразов-я 2 этапа в интересах иностр./компрадорск. буржуазии ускоряли процесс финанс./полит./торгов. закабал-я империи. Реформы не затрагивали существ. аграрн. отнош-й/деспотич. власти султана/не решали национ. ? => не могли привести к кардинальн. сдвигам.

 

2. Сукарно и его роль в становлении независимой Индонезии

После капитуляции Японии, 17 августа 1945 г., Индонезия провозгласила независимость. Президент Сукарно (1945-1967 – у власти). 4 принципа (в основе – мархаэрнизм): (1) унитарное государство, основанное на националист. идеалах (2) равноправие всех наций, отрицание шовинизма (3) суверенитет народа, основанного на традиционной общинной системе (4) веротерпимость при стремлении к вере в единого Бога.

1946 - Голландия пыталась вернуть свои позиции, но вынужденно признала независимость- авг 1948 в Гаате - «Соединенных Штатов Индонезии» - 7 госуд. сформировано при Комиссии добрых дел. под эгидой Голл-Индон союза. Сукарно- партия Машуми.

1950 – новое название унитарная «Республика Индонезия». Законодат. орган – Народный консультативный конгресс. Значит. роль компартии, в 1948 и 1951 даже пыталась она захватить власть. Но Национальн. парт.Инд-зии с ее принципами мархаернизма – сильнее. Теория «направляемой демократии» Сукарно: президент должен опираться на «функциональные группы», чл. которых связанны общей религией, уровнем образования, общей сферой деятельности. При этом Сукарно распустил в 1960 парламент, а в своем лице соединил и закон, и испол. власть, сам назначал депутатов. Новая его теория = «насаком» (сокращение от «национализм, религия, коммунизм») = сотрудничество 3 сил тогдашней Индонезии. Коммунистов – 3,5 млн (больше только у СССР и Китая, которые – в то время – одновременно много помогали Индонезии. Объявлено о строительство «индонезийского социализма», общенародного гос-ва, «направляемой экономики». В 1963 присоединили под сурдинку территорию западного Ириана à повышение авторитета армии у населения. Буржуазные науционалисты начинают проявлять недовольство и обвиняют Сукарно в том, что он подталкивает страну к марксистскому пути развития. В 1965 Индонезия вышла из ООН, попала под влияние Китая

1 октября 1965 г. – попытка переворота и свержения Сукарно военными во главе с Ушунгом. Но Революционный комитет не сумел взять власть. Сумятица в стране. Фронт правых сил требует запретить компартию. Формально Сукарно сохранил власть, но реально она все же перешла в руки военных и во главе них оказался генерал Сухарто

1967 г. –генерал Сухарто у власти до 1998. Поддержан Западом. 1973 г. – слияние 4 мусульманских партий и ­ исламизма в стране. Но стабильности политической нет, как не было. Не было и единой идеологической основы режима. 1982 г. – улчшение экономического положения и начало приближения к «4-м драконам». Пр-во каучука, табака, кофе, пряностей. Темпы роста ВВП – 7,5% в год. Численность бедных к 1990-м сократилась в 4 раза. Но большой внешний долг – особенно после азианского кризиса 1997 г. Инфляция.

1998 г. – Сухарто ушел в отставку, к власти пришел Хабиби, а дочь знаменитого Сукарно – Сукарнопути - у него в премьершах.

 

7. Сукарно и его роль в становлении независимой Индонезии.

1. Весь ЮВ Азиатский регион развит очень по-разному. Колониальное влияние – с 30ых зачинается всяческий капитализм. В Индонезии – до Первой Мировой слаборазвита, аграрно-сырьевой придаток метрополии. С середины – ввоз туда голландского, американского и английского капиталов. Национальная буржуазия + её главный конкурент в стране – китайские буржуа. В связи с капитализацией – прижали крестьянство ещё сильнее.

2. Во Второй Мировой – как и весь ЮВ – оккупирована Японией (высадились в 1942ом). Ещё раньше – Индонезия оторвана от метрополии – Голландии, взятой Гитлером.

3. Японцы запретили любую политическую деятельность. Все партии и профсоюзы вне закона.

4. Однако (почему? Не понятно) – с поддержкой японцев создан Центр Народных Сил (Путера). Лидер организации – Сукарно. Позже организация переименована в Союз верности народу Явы.

5. В 1943ем под давлением японцы разрешают создать Машуми (Консультативный совет индонезийских мусульман) – но вне политики, только религия/культура.

6. 1944 г. – Индонезии обещана независимость в течение 2 лет. Создана Исследовательская комиссия по подготовке независимости во главе с Сукарно.

7. Споры: или мусульманское государство или светское.

8. Решающее слово – на заседании ИКПН в 1945ом Сукарно сформулировал принципы Панча Сила – философскую основу независимости страны. Преамбула конституции. 5 принципов:

a) Национализм. Единая индонезийская нация -> унитарное государство.

b) Интернационализм. Равноправие Индонезии в мировом сообществе, отказ от превосходства другой нации.

c) Народовластие. Обсуждение важнейших вопросов на общеиндонезийском уровне.

d) Социальная справедливость. Уменьшение имущественной дифференциации.

e) Вера в единого Бога. Свободный выбор религии (но не свобода совести).

Вот и всё, что там сделал Сукарно. Эти принципы – основа, так что он её и заложил.

 

Билет №29

1. 1. Изменения в социальной структуре стран Юго-Восточной Азии в период колониального правления.

В колониальную эпоху на Востоке начались социальные перемены. Речь идет не только о преобразованиях, которые проводили колонизаторы, но и о реформах в странах, сохранивших свою государственность и стремившихся дать более или менее адекватный ответ на вызов истории, ставившей под сомнение суверенитет и жизнеспособность народов Востока.

Начало колониальной эпохи было темным и страшным периодом в истории Востока, когда арабы, африканцы, индийцы, малайцы столкнулись с европейцами не как с гуманными «цивилизаторами», а как с ЖЕСТОКИМИ АГРЕССОРВАМИ, безжалостными захватчиками. Именно таковыми были первые колонизаторы — португальцы и испанцы. Феодальные монархии Иберийского полуострова, повинуясь инерции реконкисты и охватившему эти страны в XV-XVII вв. католическому рвению, устремились на поиск новых земель и торговых путей, подталкиваемые к тому воинствующим дворянством, могущественной церковью и банкирами Фландрии, финансировавшими заморские экспедиции с целью избавиться в торговле с Востоком от посредничества арабов и Венеции. Первые экспедиции португальцев вообще напоминали КРЕСТОВ. ПОХОДЫ и были связаны не столько с торговлей (обычно сводившейся к работорговле), сколько с захватом опорных пунктов на афро-азиатском побережье, строительством крепостей и факторий, церквей и тюрем, попытками распространения христианства в промежутках между грабительскими налетами в поисках золота, пряностей и прочих раритетов для тогдашней Европы.

Неудивительно, что португальский колониализм больше напоминал ПИРАТСТВО И РАЗБОЙ, а общение португальцев с азиатами и африканцами сводилось к ограблению, порабощению, пыткам и кострам инквизиции, наконец — к массовому уничтожению тех, кто пытался протестовать, как это было с мусульманами Малакки, Момбасы и некоторых других мест. В этих условиях говорить о каком-либо серьезном влиянии ПОРТУГАЛИИ на социальные процессы в захваченных районах почти не приходится, тем более что португальское присутствие в этих районах осуществлялось в состоянии перманентной колониальной, религиозной и торговой войны. Лишь в отдельных областях Индии и Индонезии это присутствие способствовало росту товарно-денежных отношений, подъему торговли и ремесел. В основном же хозяйство многих стран от востока Африки до Молуккских островов было ПОДОРВАНО грабительской политикой португальцев. Как правило, в районах их экспансии усиливались феодальные и военно-деспотические порядки, широко процветала работорговля (в страну ежегодно ввозилось до 10 тыс. рабов), росло напряжение как между португальцами и местными жителями, так и внутри самого местного населения, часть которого принимала христианство, участвовала в качестве наемников в военных действиях, вместе с португальцами разоряла местные храмы, мечети, пагоды.

К середине XVII в. Португалия, утратив свое положение ведущей колониальной державы, отступила почти повсюду. С этого времени можно говорить о какой-то хотя бы относительной «МОДЕРНИЗ-И ПОРТУГ. КОЛОНИАЛИЗМА», о хотя бы попытках экономического и социального развития колоний, о внедрении там начатков промышленности и о воспитании образованной элиты, впоследствии прозванной «асимилядуш» (ассимилированные). Эти люди, среди которых было немало португальцев по рождению (португальцы часто смешивались в колониях с теми, кто принял христианство), стали людьми португальской культуры и опорой португальского влияния. Однако впоследствии именно из них формировались и кадры местных патриотов, так как даже смягчившийся после XVII в. колониальный гнет в португальских колониях оставался достаточно тяжелым, расправы с непокорными беспрецедентно жестокими, а откровенное рабство и работорговля лишь на стыке XIX -XX вв. уступили место наемному труду и «контрактации» рабочей силы, которая на деле была разновидностью замаскированного рабства.

Столь же беспощаден и бесчеловечен был и КОЛОНИАЛИЗМ ИСПАНИИ, несколько отставший по времени от португальского и многому у него научившийся, в том числе — в ходе конкуренции с ним. Завоевания испанцев были более обширны, особенно — в Америке и на Филиппинах. Они также делали упор вначале, как и португальцы, на христианизацию коренного населения и поиски золота, пряностей. В их методах также преобладали методы грубого насилия, военного подавления, пытки, казни, физическое уничтожение тех, кто отвергал испанское господство.

Главным владением Испании на Востоке стали ФИЛИППИНЫ, которые в основном имели для Мадрида военно-стратегическое значение, так как здесь испанцы почти не нашли ни золота, ни пряностей. Экономически эксплуатировать Филиппины вообще было довольно трудно, ибо путь, например, из Севильи в Манилу и обратно в XVI в. занимал первое время около 4 лет. Обособленность островов и малочисленность испанцев на них заставляли колонизаторов ИСКАТЬ ОПОРУ В МЕСТН. ВЕРХУШКЕ. Постепенно, начиная с XVII в., стала формироваться прослойка помещиков. Они, а также монастыри, стали основой землевладельцев (АСЕНДЕРО). Широкое применение получили издольщина и долговая кабала, но юридическая свобода крестьянина и наличие обширных пустующих земель способствовали развитию МЕЛК. КРЕСТ. ЗЕМЛЕВЛАД-Я, не скованного ни личной зависимостью, ни общинными связями, весьма непрочными. В то же время со второй половины XVII в. усилилось влияние церкви. Вся территория страны была поделена между пятью монашескими орденами, а монахи-испанцы нередко были единственными представителями и духовной, и светской власти, одновременно выполняя функции приходских священников.

С начала XVII в. ведущая роль в колониальных завоеваниях переходит к ГОЛЛАНДИИ. Если в испано-португальской системе главную роль играл феодально-бюрократический аппарат, то голландцы впервые учредили КОЛОНИАЛЬН. СИСТЕМУ ТОРГОВ. КАПИТАЛА. Голландская Ост-Индская компания, возникшая в 1602 г., получила не только право монопольной торговли и мореходства практически во всем афро-азиатском мире, но и право содержать свои войска, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету, строить крепости и фактории. Эта компания действовала эффективнее португальцев и вскоре вытеснила их из главных зон — Индонезии, Цейлона, Тайваня, ряда островов Индийского и Тихого океанов. Имея в XVII в. на Востоке кораблей в 70 раз больше, чем Англия, голландцы в союзе с англичанами ИЗГОНЯЛИ ОТОВСЮДУ ИСП-ЦЕВ И ПОРТУГ-ЦЕВ. Однако вскоре острая конкуренция между союзниками привела к изгнанию и самих англичан более сильными тогда голландцами практически из всей Юго-Восточной Азии. Голландцы, действуя иногда экономическим методами (в частности, скупая у населения пряности и другие ценные для Европы товары по ценам более высоким, чем предлагали испанцы и португальцы), не чурались и грубого насилия. Они закрывали доступ в свои колонии всем неголландцам, ревностно охраняли свою монополию на скупку местных товаров, организовывали экономически эффективное в условиях Юго-Восточной Азии плантационное хозяйство, основанное на рабском и полурабском труде, а в дальнейшем — на контрактации рабочих-мигрантов, в основном из Китая и Индии. Тогда же к колониальным структурам в Юго-Восточной Азии стали подключаться инонациональные торговцы, в основном арабы, индийцы и китайцы.

Ост-Индская компания голландцев НЕ ВМЕШИВ-СЬ в социальные порядки покоренных ею народов, оставляя власть и доходы местным феодалам и племенным вождям при условии выполнения ими всех ее распоряжений (принудительных поставок пряностей, золота и олова, уважения ими торговой монополии компании). Со многими князьями заключались договоры, т.е. формально они сохраняли суверенитет. Но в соответствии с этими же договорами они вынуждены были делать все, что захочет компания, вплоть до насаждения новых агрикультур. В частности, на Яве феодалы в XVIII в. заставляли крестьян сокращать посевы продовольственных культур и разводить кофейные деревья. Урожай КОФЕ, естественно, забирала компания. Накопление капиталов за счет эксплуатации колоний, однако, вскоре пошло во вред Голландии, способствуя развитию ростовщичества, но не промышленности. Поэтому вскоре Голландия была оттеснена Англией. Но она сумела сохранить часть колоний, так как Англия столкнулась с соперничеством Франции.

Методы голландского колониализма широко использовали АНГЛИЧАНЕ И ФРАНЦУЗЫ. Англия, начавшая колониальную экспансию одновременно с Голландией, на первых порах ей уступала и по мощи военно-морского флота в Азии, и по размерам капиталов созданной в 1600г. британской Ост-Индской компании (30 тыс. фунтов стерлингов против 540 тыс. у ее голландского аналога). В XVI в. морская экспансия Англии вообще ограничивалась ПИРАТСК. ЭКСПЕД-МИ, грабившими испанские и португальские суда, перевозившие в Европу золото, серебро и прочие ценности из Америки. Все это совершалось при поддержке и по прямому подстрекательству королевского двора и лондонской знати.

Со второй половины XVII в. Англия, постепенно наращивая военное могущество на море и на суше, сумела к началу XIX в. ОТОБРАТЬ У ГОЛЛАНДИИ ПОЧТИ ВСЕ ЕЕ КОЛОНИИ в Азии и проникнуть в главную из них — ИНДОНЕЗИЮ. С XVII в. развернулось и англо-французское противостояние в Индии и Америке, в основном, закончившееся в пользу Англии. Параллельно англичане начали завоевание Малайи и Бирмы. Но британские (как и голландские) завоевания шли медленно, так как сопротивление им было гораздо сильнее, чем португальцам и испанцам, ввиду захвата ими обширных территорий и подчинения целых народов. Политика насильственной христианизации, торговой монополии, налогового грабежа и административного подчинения не только оскорбляла религиозные чувства и национальное достоинство жителей Востока, но также задевала их экономические и политические интересы. Поэтому англичане выработали КОНЦЕПЦИЮ КОСВЕН. УПР-Я КОЛОНИЯМИ. Она заключалась в стремлении установить как можно более тесный контакт с верхушкой завоеванной или фактически подчиненной страны, всячески ее обласкать и подкупить, максимально приблизив в политическом и культурном отношении, но при этом — не вмешиваться во внутренние дела данной страны, создав у ее народа ИЛЛЮЗИЮ СОХРАН-Я СВОЕЙ САМОСТ-СТИ и самобытности. Расчет заключался в том, что местная верхушка, полностью ориентируясь на Лондон, сама найдет наилучшие способы и пути реализации британских интересов и при этом, опираясь на традиции страны, сумеет умело замаскировать суть своего прислужничества колонизаторам.

Слабым пунктом концепции была относительная УЗОСТЬ СОЦ. ОПОРЫ политики Англии. Позиции и авторитет традиционных элит (феодалы, родо-племенные вожди и т.п.), как правило, подрывались уже самим фактом присутствия колонизаторов. «Невмешательство» последних во внутренние дела колонии тоже имело свои пределы: очень часто этот принцип нарушался. Кроме того, традиционные эксплуататоры, соглашаясь на сотрудничество с англичанами во имя, как правило, каких-то своих корыстных интересов, далеко не всегда находили оптимальные способы реализации про-британской политики и тем более маскировки ее направленности. Поэтому БРИТАНСК. КОЛОНИАЛЬН. ИМПЕРИЮ, включавшую в себя все типы колониальной зависимости — от переселенческих (в Америке, Австралии, Новой Зеландии) до классических колоний и полуколоний— ПОСТОЯННО СОТРЯСАЛИ ВОССТАНИЯ. Причем нередко их возглавляли выходцы из тех самых традиционных элит, которых англичане старались привлечь на свою сторону. И дело было не в том, что их лишали прерогатив, а в нежелании играть роль марионеток, предателей своего народа.

Более того, в условиях относительно мирного функционирования британского (да и всякого иного) колониализма происходило УБЫСТР-Е СОУ. ПРОЦЕССОВ, в частности таких, как разложение натурально-патриархального уклада и, следовательно, патриархальной (соседской, кровно-родственной) общины, выделение из нее новых элементов, способствовавших распаду всей системы традиционных связей и отношений (за исключением этнических и конфессиональных). Интересы построения колониальной экономики давали толчок строительству дорог, каналов, ирригационных сооружений, новых поселков, развитию внутренней и внешней торговли, а также сети финансово-кредитных учреждений. Все это требовало ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВ-Х (по колониальным стандартам) рабочих и СЛУЖАЩИХ, а также способствовало рождению местного предпринимательства. Наиболее образованные представители этого слоя жадно впитывали в себя не только экономические знания и соответствующую философию Запада, но и его политическую культуру, в частности понятия о гражданских правах и свободах, о самоценности человека.

В зависимости от положения той или иной страны в колониальной системе, уровня социально-экономического развития и методов эксплуатации освободительная борьба народов Востока приобретала тот или иной характер. Очень важным стимулом к освобождению явилось создание в конце XVIII в. США и ряда других суверенных государств после 1820 г. Их пример, а также противоречия между колониальными державами, возникавшие периодически трения между колонизаторами и теми, на кого они пытались опираться, изменения экономической конъюнктуры, стихийные бедствия и довольно частые просчеты в колониальной политике, обычно связанные с незнанием или недооценкой силы местных традиций, постоянно питали силы национального, социального и духовного ПРОТЕСТА в странах, попавших в колониальную зависимость. В ряде случаев это привело к массовым восстаниям и антиколониальным выступлениям, таким как восстание Дипонегоро на Яве в 1825-1830 гг. против голландского гнета, движение эмира Абд аль-Кадира в Алжире в 1832-1847 гг. против французов, национальное восстание («восстание сипаев») 1857-1859 гг. в Индии. Эти и многие другие движения были выражением ФЕОД. ЭТАПА НАЦИОН.-ОСВОБОД. БОРЬБЫ народов. Феодальным этот этап назван не только по социальной принадлежности руководителей восстаний, но и по методам борьбы и организации повстанцев, по их идеологии и убеждениям, носившим прежде всего религиозный характер. От Алжира до Индонезии ими использовался лозунг «ДЖИХАДА» (священной войны против неверных). Мусульманские духовные авторитеты издавали фетвы (постановления) об обязанности каждого правоверного сражаться с колонизаторами, приход которых превращает «страну ислама» (дар уль-ислам) в «страну войны» (дар уль-харб). СОЦ. СТРОЙ стран Востока XVI-XIX вв. при всем их разнообразии и многоукладности (социоэкономической, социокультурной, этнополитичес-кой и т.п.) представлял собой всюду вариации восточной формы раннего или развитого феодализма со значительным удельным весом патриархально-общинных, рабовладельческих и переходных между ними структур. Пестрый, разноплеменной и многоэтничный состав населения предопределял ОТСУТСТВИЕ у него ЕДИНОГО НАЦИОН. СОЗНАНИЯ, отсюда вытекало и стремление сплачиваться по клановым, земляческим, племенным, религиозным критериям, а также в соответствии с традиционной верностью тому или иному феодалу, вождю, предводителю, вероучителю. Только крах движений, руководимых феодалами, и переход большинства из них на сторону колонизаторов изменял положение.

Метрополии, конечно, объективно внедряли КАПИТАЛИЗМ. Однако они внимательно следили, чтобы экономическое развитие колоний шло лишь в русле их интересов и чтобы новые социальные слои, буржуазия и интеллигенция, не слишком усиливались. В качестве надёжного противовеса этим силам колонизаторы всячески поддерживали проверенных ими «в деле» феодалов и бюрократию. Поэтому и в двадцатый век колониальный Восток, насчитывавший кое-где уже довольно длительный срок существования национального частного предпринимательства и интенсивного экономического обмена с метрополиями, вступал в основном в ПЕРЕХОДНОМ СОСТОЯНИИ, уже не феодальном, но еще далеко не капиталистическом. Более того, разные виды капитализма, не освоив большей части социального пространства Востока, лишь увеличили МНОГОУКЛАДНОСТЬ И ПРОСТОТУ восточного общества, его дробность и неинтегрированность.

Определенной спецификой обладал ФРАНЦ. КОЛОНИАЛИЗМ (начало в XVI в., достижения утрачены к концу XVIII в., новый подъем начиная с захвата Бонапартом Египта в 1798 г. и попытки захватить Палестину, позже захвачен был Алжир и другие страны Магриба, проникла на Ближний Восток, подчинила себе значительную часть Африки, страны Индокитая, многие острова в Индийском океане). Французы придерживались концепции «ПРЯМОГО УПРАВЛЕНИЯ»в колониях, предпочитая разрушать местные порядки и навязывать свою власть непосредственно,не прибегая, как англичане, к сотрудничеству с местными элитами. Более того, в отличие от англичан, предпочитавших сохранять по возможности традиционный социальный строй в колониях, французы делали ставку на МАКСИМАЛЬН. МОДЕРНИЗ-Ю этого строя и на АССИМИЛЯЦИЮ местных жителей, которым предоставлялась «честь стать французами», но лишь по языку и культуре, без получения соответствующих прав.

Концепция «прямого управления» была довольно быстро «ИСПРАВЛЕНА», так как ни разрушить полностью традиционное общество, ни превратить население колоний во «французов» было невозможно. Более того, в ряде колоний, например, в Алжире, французские власти постарались приспособить к своим нуждам местные феодальные и общинные институты, религиозные братства, сотрудничали с местной элитой, раздавая ей чины, ордена, разные привилегии. Но все же результатом применения концепции «прямого управления» было БОЛЕЕ БЫСТР. ПРЕОБРАЗОВ-Е СОЦ. СТРУКТУР в колониях Франции и массовое распространение там образования на французском языке. Фактически был воспитан значительный слой людей, ПОЛУАССИМИЛИРОВАННЫХ ФРАНЦ. ВЛИЯНИЕМ, хорошо знакомых с языком и культурой Франции. Это позволило колониальным властям использовать данный факт в своей политике и пропаганде, делая упор (особенно после 1870 года) на «ЦИВИЛИЗАТОРСК. МИССИЮ» Франции в колониях и на ее приверженность «идеалам свободы, равенства и братства», рожденным Великой французской революцией 1789 г. На очень значительную часть интеллигенции колоний, окончившей французские школы и университеты, подобная пропаганда действовала всегда эффективно. Но это было типично скорее для второй половины XIXв. Что же касается предшествовавших двух- полутора столетий, то тогда ставка делалась, в основном, НА СИЛУ, как и у прочих колонизаторов. Практика иных государств Запада, обратившихся к колониализму в XIX в. (Бельгии, Италии, Германии, США) ничего нового, в основном, не привнесла. АНГЛИЯ И ФРАНЦИЯ ТАК И ОСТАЛИСЬ КРУПНЕЙШ. В МИРЕ КОЛОНИАЛЬН. ДЕРЖАВАМИ, своего рода законодателями и учителями колониализма. Причем их практика и политика, а иногда откровенное давление и вмешательство, прямо влияли на государства Востока, формально избегавшие колониального порабощения.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 4696; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!