СООТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ



Межнина А.В.,

студентка 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отно­шение к развитию природы и общества, которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию, а также поведение в различных сферах жизни.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом чело­века выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное (житейское) [4,с.244].

Цель данной статьи – определить соотношение научного и религиозного мировоззрения.

Как указывают Рычков А.К. и Яшин Б.Л. научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов. Общенаучная картина мира характеризуется тем, что она возникает на основе синтеза знания из разных областей науки. Этот синтез не является простой процедурой механического соединения различных данных тех и других наук, а осуществляется на основе их глубокого осмысления и систематизации, тесной взаимосвязи и взаимной диффузии, взаимопроникновения. При этом происходит целостное воспроизведение в сознании разнокачественных по своему характеру знаний в единой картине [3,с.205].

Научное знание представляет собой упорядоченную систему понятий, из которых складывается теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслениям фактов и проникновением в природу изучаемого объекта. В научном знании фиксируются причинно-следственные связи между объектами и отражаются закономерности их развития. Научное знание дает возможность с высокой степенью достоверности предсказать результаты тех или иных систем. Научное знание постоянно развивается на основании новых открытий, она никогда не претендует на истину в последней инстанции и является относительным. История науки представляет собой картины непрерывного восхождения к вершине знания. Например, началом революции в физике, породившей впоследствии квантовую механику, теории кварков, слабого взаимодействия, астрофизики и т.д., стала теория относительности, авторство которой история науки связывает с А.Эйнштейном. Новая теория провозгласила относительность понятий времени, пространства, движения, описывая правдоподобно явления электромагнетизма и микромира, вдохновила физиков на создание веток на уже укоренившемся дереве нового научного направления.

Религиозное мировоззрение – это система взглядов, основанная на вере в Бога или богов, где Бог – объект поклонения, Высший разум, Создатель и Творец мира. Оно опирается на интуитивно-эмоциональ­ный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Абсолюта или других сверхъестественных сил, бессмертия души [4,с.245]. В соответствии с религиозным мировоззрением существует некий таинственный мир, для постижения которого недостаточно одного научного знания. Религиозное мировоззрение – это концепция общего порядка бытия, ценностей и моральных норм.

Продолжительное время два мировоззрения противопоставлялись друг другу. А в конце XX века их соотношения приобрело статус актуальной проблемы и вызвало горячие споры.

Проведенный нами сопоставительно – сравнительный анализ показал, что по ряду положений имеются точки соприкосновения.

Например, ученый У. Миллер после неудачной попытки возрождения жизни в лаборатории пришел к выводу, что «абсолютно невероятно, чтобы материя и энергия преобразовались в живые организмы без посторонней помощи» [1,c.38]. А если подходить к вопросу о божественном творении мира в течение шести дней, то богословы начинают говорить о необходимости метафорического понимания этого традиционного догмата. Т. е. речь идет не в буквальном смысле о шести днях творения, а о шести периодах, которые могут быть очень продолжительны и совпадать с данными науки о космогенезе и эволюции жизни на Земле [2].

Наше существование противоречит второму закону термодинамики. Действие этого закона мы наблюдаем каждый день. Брошенный новый автомобиль или велосипед превращается в лом. Но во Вселенной этого похоже не происходит – к такому заключению пришел профессор математики Р. Пенроз, когда изучал степень беспорядка во Вселенной. На основании таких изысканий он сделал вывод: с момента возникновения Вселенной и про сей день в ней царит порядок.

Это подтверждает предположение о том, что научное и религиозное мировоззрение не являются взаимоисключающими, а наоборот могут взаимообогащать друг друга.

 

Литература:

1. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania – Существует ли заботливый Творец? New York, 1998. – 192 с.

2. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=128

3. Рычков А. К.,Яшин Б.Л. Философия:учеб для студ высш учеб заведений. М.:Гумант.изд.центр ВЛАДОС, 2002. -384 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!