ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ БССР К КУЛЬТУ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА ПОСЛЕ ДОКЛАДА Н.С. ХРУЩЕВА



XX СЪЕЗДУ КПСС «О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ»

 

Шнер Н.О.,

студентка 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Мандрик И.В., доктор ист. наук, профессор

 

5 марта 1953г. закончилось 30-летнее правление И.В.Сталина. Страну охватили апатия и страх неопределенности. В день похорон прошли массовые траурные митинги. Культ личности Сталина достиг своего апогея именно в конце жизненного пути «отца народов». Результат идеологической обработки населения особенно ярко проявился во время похорон вождя, когда в Москву отправлялись целые делегации из городов и деревень, от предприятий, организаций. Многие плакали и создавалось впечатление, что большая семья хоронит своего отца.

Но траур и слезы не всех людей были искренними. Об этом свидетельствует реакция населения на выступление Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях». После прочтения доклада было принято решение не проводить споров, а разослать текст для ознакомления в партийные организации страны. 5-6 марта доклад был прочитан членам бюро, работникам аппарата ЦК КПБ, первым секретарям обкомов, старшинам облисполкомов, первым секретарям райкомов партии. Начался процесс переосмысления деятельности Сталина. Общество раскололось во мнениях:

-демократическая тенденция, представителями которой являлись рядовые партийцы, выступала за освобождение всех сфер жизни общества от искажений сталинской эпохи. Например, машинист паровозного депо ст. Гомель Раманович критиковал начальника Белорусской ж/д Г.Котяша за бюрократический стиль работы. Проявлением культа личности он назвал поведение начальника магистрали, который на нецелесообразность строительства столовой в месте, где необходимо переходить 8 железнодорожных путей, ответил: «Вы мне не указывайте. Я дал вам 200 тыс. рублей, стройте, а в следующем году мы ее сломаем» [1, л.2];

-представители консервативной тенденции выступали за сохранение и приспособление старых рычагов управления к новым реалиям гражданского сознания;

-часть общества выступала в защиту Сталина. Председатель колхоза "Звезда" Дубровенского района т. Болбатовский высказал такую мысль: «Надо было Сталина раньше поправить. Не может быть, чтобы он всех отстранил за это» [3, С. 13];

-были случаи и безразличного отношения к развенчанию культа личности. Так на собрании партактива Центрального района г. Гомеля управляющий трестом благоустройства, член КПСС Клюев заявил: «Я не понимаю, зачем говорить о делах человека, который уже умер. И вообще не понятно, что делается. Может, пройдет 5 лет и мы так же будем говорить о Хрущеве» [3, С.13].

На сходах деятельность партии и её руководящих органов подвергалась критике. Как реакция на критику в свой адрес, а так же из-за страха потерять контроль над обсуждением доклада Хрущева ЦК КПСС 30.06.1956 г. принял постановление «О преодолении культа личности и его результатах». СМИ БССР о постановлении сообщили 3 июля и назвали его «документом великого исторического значения». Отмечалось, что в нем «была дана картина мощного подъема творческой инициативы и революционной энергии, вызванного решениями XX съезда КПСС, даны ответы на поставленные жизнью вопросы и который направлял усилия партии и народа на решение главных задач, намеченных на XX съезде КПСС» [2, С.1]. Одновременно из этого постановления широкий круг читателей смог узнать о развенчании культа личности и преодолении его последствий. Так, мастер витебского станкостроительного завода им. Кирова т. Макаренко отмечал: «У Пастанове ЦК КПСС даюцца вычэрпальныя адказы на ўсе пытанні, звязаныя з пераадоленнем культу асобы і яго вынікаў. Распаўсюджванне культу асобы прыніжала ролю нашай партыі і народных мас, ролю калектыўнага кіраўніцтва. Наша партыя правільна зрабіла, прыняўшы рашучыя меры, па ліквідацыі культу асобы, каб падобныя з’явы ніколі не змаглі больш паўтарыцца» [5, С.1].

Люди начали смелее критиковать начальство. Например, колхозник Л.Дивин писал: «Праўленне калгаса “Палітаддзел” на чале з т.Бураўлевым не распрацавала план нарыхтоўкі кармоў, не давяло яго да брыгад. Спакойна глядзяць кіраўнікі, што лепшыя тэрміны уходзяць, а сена для грамадскай жывелы няма. Сенакос тут пушчан на самацек» [4, С.2].

Рост критики в стране и за её пределами способствовали переходу руководства СССР к более жесткой внутренней политике. После XXII съезда КПСС в пропагандистской деятельности акцент делался на решённость вопроса, что означало снятие проблемы культа личности с повестки дня и прекращение критики сталинизма. Таким образом, произошло возвращение к прошлому.

 

Литература:

1. НАРБ, ф. 4, оп. 62, д. 444

2. Дакумент Вялікага гістарычнага значэння // Віцебскі рабочы. – 1956. – 4 ліп.-С. 1.

3. Селицкая,Л. Бюст, разлетевшийся на куски / Л.Селицкая // Советская Белоруссия. – 2002. – 16 ноябр. – С. 13.

4. Сенакос пушчан на самацек// Ленінскі сцяг(Лезненскі р-н). – 1956. – 11 ліп.-С. 2.

5. Усеагульнае адабрэнне // Віцебскі рабочы. – 1956. – 6 ліп.-С. 1.

 

ПЕРВЫЙ ИСПАНСКИЙ ИНКВИЗИТОР

 

Яковлева О.Ю.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Яковлева Г.Н., канд. ист. наук, доцент

 

«Новая» инквизиция в течение нескольких веков оказывала влияние на развитие Испании. Первым испанским инквизитором был Томас Торквемада. Цель данной работы – показать его роль в истории этой организации.    

2 августа 1483 г. папа Сикст IV издал декрет, по которому в Кастилии создавался постоянный «священный» трибунал во главе с генеральным (верховным) инквизитором, назначаемым папой римским, но во всех своих действиях подотчетным только испанской короне [3, c. 235]. На должность генерального инквизитора был назначен духовник королевы Изабеллы доминиканец Томас Торквемада. Он себя титуловал так: «Мы, брат Томас Торквемада, монах ордена братьев проповедников, приор монастыря святого Креста в Сеговии, духовник короля и королевы, наших государей, и генеральный инквизитор во всех их королевствах и владениях против еретической испорченности, назначенный и уполномоченный святым апостолическим престолом» [Цит.: 1].

17 октября 1483 г. папа римский расширил полномочия кастильского генерального инквизитора также на Арагон, Валенсию и Каталонию. В 1483 году был создан Верховный совет инквизиции под председательством генерального инквизитора. Главной задачей совета являлось решение вопросов, связанных c разоблачением еретиков. Верховный инквизиционный трибунал в Испании действовал вплоть до 1834 г. [3, с. 235].

Томас Торквемада по праву считается подлинным творцом и идеологом испанской инквизиции. Он возглавлял инквизиционный трибунал в течение 15 лет вплоть до своей смерти. Многие считают его фанатиком, который видел основную цель своей жизни в истреблении нехристиан, которых он считал виновными в вероотступничестве. Гонения на мавров и евреев начались после падения Гранады в 1492 г. Испанские монархи ввели несколько декретов, по которым не исповедующим христианство предстояло покинуть Испанию или перейти в православную веру. Выезд из Испании иудеев, мавров, морисков подорвал экономику Испании, так как среди выехавших было много ремесленников и торговцев.

Одним из главных достижений главного инквизитора являлся кодекс инквизиции, в который входило 28 статей. В составлении кодекса, составленного в 1484 году, участвовали виднейшие испанские богословы, а также Изабелла и Фердинанд. В нём были суммированы директивы папского престола по преследованию еретиков и прошлый опыт инквизиционных трибуналов в Испании и других странах. Основные положения кодекса Торквемады: инквизиция объявлялась тайным судилищем, первой и последней инстанцией, рассматривавшей дела еретиков. Ее решения считались окончательными и пересмотру не подлежали. Лица, обвиненные инквизицией в ереси и не признавшие себя виновными, подлежали отлучению и передаче светским властям для сожжения. Обвиняемый в ереси мог спасти себя от костра только полным признанием своей вины, выдачей сообщников, отречением от еретических воззрений и полным подчинением воле «священного» трибунала. Кодекс Торквемады не устанавливал какого-либо срока для проведения следствия и суда над обвиняемым. Инквизиция могла держать свои жертвы в заключении неограниченное время. Были случаи, когда узники томились в заключении десятки лет до вынесения им приговора и, не дождавшись его, умирали в тюрьмах [3, с. 239-240].

За всё время своей деятельности Торквемада «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят сжег фигурально после их смерти или по случаю их отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать одного человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до ста четырнадцати тысяч четырехсот навсегда погибших семейств. Сюда не включены те лица, которые по своим связям с осужденными разделяли более или менее их несчастье и горевали, как друзья или родственники, о строгостях, постигших несчастные жертвы» [Цит.: 1].

Таким образом, деятельность первого испанского инквизитора оставила глубокий отпечаток на дальнейшем развитии Испании. В результате гонений на евреев и мавров в стране наблюдался упадок экономики. Следующие верховные инквизиторы шли по следам Торквемады, тем самым обрекая на нищету и смерть тысячи жертв.

 

Литература:

1. Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции, т. 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://krotov.info/history/16/liorente/lior_10.html Дата доступа: 17.02.2012.

2. Бейджент М., Ли Р. Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/beyd/index.phpДата доступа: 17.02.2012.

3. Григулевич И. Инквизиция. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/index.php. Дата доступа:17.02.2012.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!