РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы курганы с усами, построены они под определенным углом и определяют стороны света; по мнению ученых, в степи они играли роль маяка.
Памятник раннего железа Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Павлодарской области, он относится к сакским племенам исседонам. В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.
Особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество крупного рогатого скота.
Предметы искусства жителей Северного Казахстана I тысячелетия до н. э. относятся к звериному стилю.
По утверждению древнегреческого историка Геродота I соседями сарматов были аргиппеи. Культура племен Северного Казахстана в 1 тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура.
Искусство плавки и обработки цветных металлов на территории Казахстана получило развитие еще в эпоху раннего железа. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III - I вв. до н.э.
На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные царские курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления - Шиликтинская долина. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят название царские.
|
|
На территории Восточного Казахстана в 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа - Золотой курган. Изучив археологические находки из Шиликтинского Золотого кургана ученые установили, что курган возведен в VIII-VII вв. до н.э.; таким образом, самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.
Открытие царского погребения VIII в. до н.э. из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринят как третий золотой человек. Интересная находка из этого кургана - сделанная из золота и лазурита пятиугольная звезда, которая в древности считалась символом власти. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель были не только местами захоронения царей и вождей, но и священными местами, где проводились массовые ритуальные обряды.
Наряду со звериным стилем в Центральном Казахстане начиная с VII -V в. до н.э. развивается полихромный стиль.
Регулярное сообщение по Великому Шелковому пути началось во II в. до н.э., но уже в VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, о чем свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
|
|
Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука антропология. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы, был европеоидный. Реконструкцию облика древних жителей Жетысу по их останкам произвел ученый-антрополог Герасимов М.М.
В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали постепенно проявляться монголоидные черты.
ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА
История Казахстана средних веков делится на три основных периода: первый период охватывает раннее средневековье - VI- IX вв., второй период - X-XIV вв. и третий период - XV-XVII вв.
Государства раннего и развитого средневековья (VI - начало XIII ВВ.)
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552 -603 гг.)
Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, является Тюркский каганат.
Этноним тюрк впервые упоминается в 542 г. в китайских Источниках, которые пишут, что тюрки были зависимы от Жужанского каганата и платили им дань железом.
|
|
Источники отмечают, что в 552 году предводитель тюрков Бумынь выступил против Жужанского каганата и разбил их войска. В 553 году тюрки во главе с Мукан-каганом нанесли сокрушительное поражение Жужанскому каганату. После победы над жужанями
тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Организатором борьбы тюрков против жужаней и основателем тюркской государственности является Бумынь-каган.
О политическом господстве Тюркского каганата на востоке в 70-е - 80-е гг.VI в. свидетельствует то, что данниками тюрков были китайские государства, которые преподносили дань 100 тюков шелка ежегодно Мукан-кагану.
После покорения племен на востоке тюрки начали завоевательные походы на запад. Западные походы 10 тюркских туменов возглавил Истеми. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат расширил свои владения на западе до северного побережья Черного моря. На пути продвижения тюрков на запад упорное сопротивление им оказали оседлые племена Средней Азии - эфталиты. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в VI в. Раннефеодальные государства тюркских племен на территории Казахстана назывались - каганаты. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат превратился в крупную державу наряду с такими государствами, как Китай и Византия.
|
|
Общее название многих тюркских племен - теле. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было кочевое скотоводство. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что было связано с культом огня. Захоронение умерших начинается у тюрков с VIII в.
В 603 г Тюркский каганат распался на Западный и Восточный каганаты.
ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603 -704 гг.)
На территории от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги и Иртыша на севере и востоке в 603-704 гг. существовал Западно-Тюркский каганат. Столицей и зимней ставкой государства был город Суяб, расположенный на реке Чу. Летняя ставка Мынбулак.
В VII в. этнополитическую основу Западно-Тюркского каганата составляли он ок будун («десять племен»). Представители власти с титулами ябгу, шад,эльтебер принадлежали к роду кагана. Вассальное, оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, назывались татами. Судебные функции выполняли представители власти с титулами буруки и тарханы.
Основное население Западно-Тюркского каганата состояло из кара-будунов, именно они облагались различными повинностями. В государстве действовала повинность кровного долга, по которому выделялись люди для прохождения военной службы, существовало и рабовладение, в рабство попадали военнопленные.
На завоеванных Западно-Тюркским каганом территориях сборщикам налогов присваивалась должность селиф. Селифами и своими наместниками на завоеванных территориях каган назначал лиц из местных жителей, что укрепляло положение каганата. Свидетельством могущества и международного авторитета Западно-Тюркского каганата является оказание им военной помощи Византийской империи в 627 году.
Борьба между господствующими племенами нушеби и дулу привело к ослаблению Западно-Тюркского каганата, чем воспользовался Китай и в середине VII в. вторгся на территорию Семиречья. Западно-Тюркский каганат теряет свою независимость в 704 г.
В 682 годув результате войны с Китаем восточные тюрки на территории современной Монголии восстановили свое государство и в 682-744 гг. подчинили себе территории Казахстана, Центральной Азии и Южной Сибири. В 744 году на территории восточных тюрок возник Уйгурский каганат.
Воссоздали и укрепили Восточно-Тюркский каганат Бильге-каган и Культегин. Воинская доблесть тюрков, деяния Бильге-кагана и Культегина отражены на вечных каменных письменах.
Древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана - согдийцы, сыграли особую роль в расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье.
ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704 -756 гг.)
Первыс сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Ещё в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII - начале VIII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.
Послс смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского государства, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.
В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб.
В 751 году у города Атлахапроизошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайское нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. По данным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускались в городе Тараз.
Согдийцы - древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата.
В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В. основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.
КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756 -940 гг.)
Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в. Китайская династийная хроника отмечает, что крупный племенной союз карлуков в VI - VII вв. входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками.
Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение,
которое они потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744 году на территории
Восточно-Тюркского каганата.
В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков.
Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766 -775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату.
В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.
Арабое нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет.
ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX- начало XI вв.)
Огузы вместе с другими тюркскими племенами расселялись в Жетысу, но в середине VIII в. были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Казахстан огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIII в. Огузнаме свидетельствует о победе огузов над печенегами, жившими между Волгой и Уралом. В состав огузов входили племена индоевропейского и финно-угорского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков.
Огузское государство было создано в среднем и нижнем течении Сырдарьи в конце IX в. и просуществовало до начала XI вв. Столица государства город Янгикент. Общественное устройство Огузского государства - военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Верховный правитель носил титул джабгу. В огузском обществе важную роль играли военачальники, которые носили титул сюбаши, а советники верховного правителя - джабгу, носили титул кюль еркин.
В Огузском государстве с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания стали созывать Совет знати. Эпическая летопись Огузнаме свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводческую продукцию.
Огузское государство вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии.
Таким образом, в конце X в. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию.
В начале XI в. наблюдается упадок Огузского государства, вызванный многолетней войной, недовольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского государства воспользовались сельджуки и захватили город Джент.
Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское государство, окончательно пало под ударами кипчакских племён. В XI в. кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XI в. на территории Западного Казахстана перестало существовать государство Огузов, сыгравшее важную роль в политической истории Евразии.
КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX - начало XI вв.)
Китайские летописи сообщают, что в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также и персидский историк XI века Гардези. В середине VII в. племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата.
Объединение кимакских племен происходит в 840 году уже после падения Уйгурского каганата. Таким образом, в конце IX в. на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана образовывается Кимакский каганат. Столица Кимакского каганата - город Имакия.
Вся полнота власти в Кимакском государстве находилась в руках правителя, который носил титул - каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах государства также переходила по наследству. В Кимакском государстве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.
Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганата, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XI в. Кимакского каганата. Со второй половины X в. на территорию кимаков начали нападать войска государства Караханидов, в XIв. эти набеги участились, что также способствовало упадку государства.
В религиозных верованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Кимакский каганат просуществовал в период с конца IX в. по начало XI в., на территории Северо-Восточного и Центрального Казахстана.
ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942 -1212 гг.)
В середине X в. в Жетысу и Восточном Туркестане было создано Караханидское государство. Основателем Караханидского государства был Сатук Богра-хан. Столицей государства становится город Баласагун. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого переходила по наследству.
Земельный надел, который был пожалован каганом, назывался икта, владельца икты называли иктадар. Иктадары обязаны были проходить у кагана воинскую службу и собирать налоги с населения. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались вакф. Вакфные земельные наделы налогами не облагались.
В 960 г. Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией ислам. Таким образом, на территории Казахстана ислам впервые объявляется государственной религией в Караханидском государстве.
В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов захватили столицу Саманидов - город Бухару и полностью подчинили себе территорию Маверанахра. Таким образом, в XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию Маверанахра и Жетысу и состояло из двух владений. В территорию Восточного ханства входили Жетысу и Восточный Туркестан со столицей город Орда, близ Баласагуна. Западное ханство включала в себя территорию Маверанахра.
В 30-х гг. XII века с востока в Семиречье (Жетысу) вторглись войска каракитаев. В сражении близ города Самарканда они разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов. Так в первой половине XII в. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.
В начале XIII в. на западе усиливается государство Хорезм, и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно покоряет западную часть государства Караханидов. В начале XIII века, бежавшие от монголов племена найманов во главе с ханом Кучлуком, покоряют восточную часть территории государства Караханидов.
В период расцвета Караханидского государства за счет оседания обедневших скотоводов увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии у Караханидов, внесли изменения в развитие городской архитектуры. В Караханидском обществе занимались земледелием и скотоводством, но как отмечает Юсуф Баласагуни, ведущее место в хозяйстве занимало коневодство.
Караханидское государство существовало в период 942 -1212 гг.
ГОСУДАРСТВО КАРАКИТАЕВ (1125-1212гг.)
По китайским источникам, каракитаи - это потомки живших в Центральной Азии племен киданей. В 924 г. племена киданей создали государство Ляо занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая. Переместившееся на запад племя киданей в мусульманских источниках стали называться каракитаями.
В 1125 г. племена каракитаи во главе с Елюй Даши переселись в пределы Жетысу и создали здесь свое государство. Одной из причин вторжения каракитаев в Жетысу является упадок государства Караханидов. В 1141 году близ города Самарканда каракитаи нанесли поражение союзным войскам сельджуков и караханидов. Правители караханидов с 1141 года оказались в вассальной зависимости от каракитайского гурхана.
В государстве каракитаев глава государства носил титул гурхана, и правом наследия власти обладали не только мужчины, но и женщины. Племенам, жившим в пограничных районах, вменялось в обязанность защищать границы.
В 1204 году, потерпев поражение от Чингизхана, найманы во главе с Кучлуком переселяются в Жетысу., здесь они сталкиваются с каракитаями и в 1208 году наносят им поражение.
В 1212 году государство каракитаев пало под ударами Хорезмского шаха и найманов во главе с Кучлук ханом. Территория государства каракитаев стала владением найманов.
НАИМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ.
Основным местом расселения племен найман, кереитов и жалаиров до X в. были центральные и западные районы Монголии.
Термин найман с монгольского языка означает по числу племен восемь. По письменным источникам VIII века, союз восьми найманских племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами.
Столица государства найманов город Балыкты располагался на берегу реки Орхон. В 1201 году главы племен киргизов, меркитов н найманов созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана. В 1204 году найманы, потерпев поражение от Чингизхана, во главе с Кучлуком переселились в Жетысу.
Исследования утверждают, что на месте столицы Монголии Улан-Батор находилась столица Керейского государства.
«У них очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью»,- пишет персидский историк Рашид ад-Дин о кереях. В Тюркской летописи историка Абулгазы о жалаирах говорится как о племенах, покоренных Чингисханом. Системой правления племен найманов, кереитов и жалаиров являлась ханская власть.
КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (начало XI - начало XIII вв.)
С конца VIII до начала XI вв. кыпчаки были в составе государства Кимаков. В нач. XI в., после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.
С XI по начало XIII в. на основной территории Казахстана кроме Жетысу господствовали кыпчаки.
Территория расселения кипчаков в исторических источниках называется Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой. Ставкой левого крыла кыпчакских племен (Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен (Западнокыпчакское объединение) находилась на месте города Сарай.
В начале XI в. на пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Казахстан преградой являлось государство Огузов. Но в начале XI в. Огузское государство переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.
Кипчакские ханы вели борьбу также и со среднеазиатским государством Хорезм. Для усиления своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среди них ислам. В XII в. регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами.
Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен. Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы.
В европейских исторических источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами.
В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество лошадей. Кипчакское племя ельборили в арабских источниках называли племенем ханской династии.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.
В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал Великий Шелковой путь. По китайским источникам использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось во II в. до н. э. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с Византийской империей.
Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.
Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монголов.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI- нач. XIII вв.)
Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в., еще будучи зависимы от Жужанского каганата, они платили ему дань железом.
Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI-IX вв. строили вдоль караванных путей сардобы - купольные сооружения над колодцами.
С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры балбалы, которые устанавливались тюрками на местах захоронения знатных людей. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле дын - строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти тюркские памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду.
В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХП вв., в этот период самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. По сведениям М.Кашгари в VI в.город Испиджаб носил название Сайрам. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв., только на территории Жетысу найдено более ста средневековых городов.
Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников.
До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример - найденные на месте города Суяб буддийскиехрамы, относящиеся к VII-VIII вв.
В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей.
В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХП вв.
Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-ХП вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII вв.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI-XIII вв.)
Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифскимписьмом.
Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена Культегин и Тоньюкук созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности Культегин и Тоньюкук являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо
К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга Коркыт-Ата. В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы Огузнаме.
В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись, и Кок бори (волку).
Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам Х-ХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван вторым учителем после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.
Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. Кутадгу билик Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения Кутадгу билик каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул главного визиря.
История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари Диуани лугат ат-тюрк. Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.
Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни предводителем мудрецов - Ахмед Иугнеки, он призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма Дар истины, написанная на тюркском языке.
Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении Диуан-и-Хикмет он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм бичует изворотливых подхалимов. Диуан-и-Хикмет Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию СулейменБакыргани.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!