Основные современные разновидности идеологий.
Либерализм начинает постепенно пересматривать свои позиции, относительно государства, они считают, что государство – это не только ночной сторож, что оно все же необходимо. Возникает необходимость в проведении активной социальной политики (впервые в Германии, затем в Англии). Для уравнивания социального положения граждан был введен прогрессивный налог (поборник введения Ж.Кайон). Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу. Реформизм – политика социальных преобразований путем реформ, идейная платформа сближения социальных настроений либералов и консерваторов.
Неолибералы допускают вмешательство государства в экономику с целью обеспечения "свободной игры" экономических сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов и т.д.). В то же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая, что при достаточном просторе для конкуренции складывается "социальное рыночное хозяйство", которое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие.
Эволюция консерватизма выразилась в консервативной волне 1980-х годов, связанных с политикой Тэтчер в Англии и Рейгана в США.
Неоконсерватизм - возникшее в 1960-х гг. социально-политическое течение, характеризующееся:
- стремлением к уменьшению государственного регулирования;
- увеличению свободы частного предпринимательства;
- возрождению авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации.
|
|
Основными современными разновидностями идеологий являются феминизм, экологизм и антиглобализм.
Феминизм. Наиболее ранние идеи феминизма об эмансипации и правах женщин появились еще на рубеже XVII – XVIII веков. В 1792 году Мэри Уолтонкрафт написала трактат «В защиту прав женщин».
Об оправданности эмансипации в своих работах говорили и супруги Милли. Они были одними из основоположников либерального феминизма.
Основные идеи:
- прекращение правовой, экономической и социальной зависимости женщин от мужчин;
- широкие свободы в получении и усовершенствовании образования;
- поддержка соревновательного, экономически независимого рынка, защита его от вмешательства;
- ускорение процесса модернизации;
- принятие законов об улучшении статуса женщины;
Наиболее актуальной проблема адаптации женщины к политическим и экономическим условиям стала в 60-е годы ХХ века.
В этот период можно говорить о появлении у либерального феминизма своего манифеста: книги Бетти Фридан «Мистификация женственности».
В этой работе представлены результаты ее бесед с представительницами среднего класса американского общества, подвергается критике образ счастливой домохозяйки, она выявила, что это миф и женщины, запертые в 4-х стенах несчастливы.
|
|
Во второй половине 50-х годов женщина вытесняется из общественно-политической и экономической деятельности, она становится не интегрированной в общество. Вследствие чего она ведет себя дивиантно.
Главные лозунги либерального феминизма этого периода – «Эмансипация и карьера». Женщина в их представлении должна быть независима от мужчины.
Необходимо дать ей возможность получения высшего образования и интеграции в общественно-политическую сферу.
Либеральное направление феминизма исходит из того, что западное общество благоприятствует мужчинам, это общество ориентируется на дискриминацию женщин во всех сферах.
Главный метод изменения этого – реформа законодательства, равные права и возможности для женщин и мужчин.
Когда на смену классическому либерализму пришел эгалитарный, то и феминизм тоже эволюционировал.
Эгалитарный феминизм предполагает, что для равенства женщин с мужчинами, женщины должны иметь особые преимущества.
В 1982 году Фридан написала еще одну книгу – «Вторая стадия». Она обнаружила, женские роли и карьера несовместимы, женщины стали жертвами мистификации феминизма, то есть эмансипировавшиеся женщины стали несчастными в личной сфере, стали зависимыми от начальства.
|
|
В 60-е – 70-е годы ХХ века развивается радикальный феминизм. В центре их воззрений – различие полов, а не их сходство. Они поставили на первый план проблемы женской физиологии, дискриминации женщин в рамках традиционных гетеросексуальных отношений.
Их развитие проявилось в рамках левого бунта 60-х. Они провозглашали идею освобождения всех угнетенных – и расово, и гендерно, и классово. Они представляли собой сеть разнородных организаций, ориентировавшихся на культурную, образовательную сферу, сферу трудовых отношений. Особое внимание уделялось проблемам межличностных отношений, материнству, праву на абортацию и контрацепцию.
Основными представительницами движения были – студентки, нижний слой среднего класса, цветное население.
Существовал еще лесбийский феминизм. Его представительницы отрицали саму гетеросексуальность. Одна из идеологов – Файерстоун в работе «Диалектика пола» доказала, что патриархат основан на биологическом разделении полов, а дискриминация женщины основана на ее способности к деторождению. Любовь недостижима в силу традиции двойного стандарта, то есть различного ее понимания у женщин и мужчин.
|
|
Существовал также марксистский (социалистический) феминизм – причину дискриминации они видели в самой системе капитализма, связывали гендерное неравенство с институтами частной собственности.
Постмодернистский феминизм возник в 80-е – 90-е годы во Франции. Кристина ди Стефано.
Результаты феминистического движения:
- изменение отношения к браку и семье
- открытие публичной сферы для женщин
- вовлечение женщин в политику на высшем ее уровне
- иной взгляд женщин на реальность решения проблем
Экологизм.
Новая идеология, возникшая во второй половине ХХ века.
Подняли проблему экологии и окружающей среды, ущерба наносимого ей экономикой.
Экологизм – это не антропоцентричная идеология, в центре внимания у нее находится природа, и человек как ее часть, а не царь природы.
Одним из основоположников был Джон Лавлок в его «концепцией Геи». Он говорил о том, что наша планета – единый организм, работающий с целью самосохранения, и нам необходимо делать для его сохранения и стабильности все. На данную идеологию сильно повлияли восточные философские системы, такие как буддизм и даосизм.
Существует два направления в экологизме: светло-зеленое – оно представляет социально-реформистский экологизм, обосновывает экологический кризис отношением человека к освоению природы и видит путь в изменении формы цивилизации по пути просветительских демократических ценностей; и темно-зеленые – радикальное течение, ратующее за фундаментальную перестройку общественно-политического порядка, утверждают, что катастрофа и кризис неизбежны, поэтому ничего изменить нельзя.
Антиглобализм – радикальная идеология, проявившая себя в западно-европейских странах в 90-е годы, и являющая собой форму стихийного протеста широких масс население против неолиберальной модели экономического развития, и насаждения глобальной экономики в странах 3-го мира. Антиглобалисты высказываются в пользу реформирования современной системы мировых экономических связей, говорят о недееспособности современных международных институтов в противостоянии глобализации.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!