Занятие №3. Лабораторная работа «Концептуальный уровень художественного произведения»
Занятие №4. Сюжет художественного произведения
1. Определение сюжета. Дискуссии о сюжете.
- Сюжет и фабула.
- Особенности сюжета в рассказе И.С.Тургенева «Муму»
а) время написания рассказа, историческая основа сюжета;
б) факты действительности, жизненный материал, положенный в основу «Муму», и его творческое преображение в рассказе;
в) идейно-тематическое содержание рассказа. Взаимодействие сюжета, темы и идеи.
г) социальный конфликт, его развитие. Взаимодействие конфликта, сюжета и характеров;
д) основные элементы сюжета. Их роль в раскрытии идеи произведения.
Литература
- Тургенев И.С. Муму (любое издание).
- Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. – М., 1961.
- Воробьев П.Г. Рассказы И.С.Тургенева в школе. - М.: Просвещение, 1968. - С.16-48.
- Курдюмова Г.Ф. Уроки литературы в 4-м классе. – М., 1970.
- Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. – Л., 1958. – С.138-146.
- Липатов П.Е. «Муму» И.С.Тургенева // Творчество Тургенева /Сб. статей: Пособие для учителя. – М., 1959.
Занятие №5. Изображенный мир художественного произведения
1. Понятие изображенного (художественного, внутреннего) мира художественного произведения.
2. Составляющие изображенного мира.
3. Деталь. Виды деталей.
4. Вещь. Функции вещей в художественном мире.
5. Портрет. Разновидности портрета.
6. Пейзажи. Виды пейзажей.
7. Интерьер.
|
|
Задание
1. К пунктам 3, 4, 5, 6, 7 подобрать примеры из художественных произведений.
2. Охарактеризовать изображенный мир рассказа А.П.Чехова «Ионыч».
Литература
1. Добин Е.С. Искусство детали. – Л., 1975.
- Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. – М., 1992. –Разд.1.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М., 1998. – С. 75-109.
- См. также соответствующие главы в учебниках по литературоведению и теории литературы и словари.
Занятие № 6. Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Гриша»
1. Дать понятие о пространственно-временной организации художественного мира.
2. Охарактеризовать субъектную организацию рассказа, определить ее художественную функцию.
3. Охарактеризовать речь персонажей рассказа. Выявить, как проявляется авторское отношение к ним в речи самих персонажей.
4. Выявить основные образы пространства в рассказе и охарактеризовать их.
5. Проанализировать сюжет истории:
а) характер сюжета,
б) основной конфликт; его разрешение;
6. Особенности художественного времени рассказа.
7. сделать общий вывод: какая концепция действительности воплощена в рассказе «Гриша»?
|
|
Литература
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986. - С.121-123, 243, 275-290.
2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. –С.8-18, 20-56.
3. Паперный З. А. п. Чехов. 2-е изд. – М., 1960. – С.234-238.
4. Семанова М. Л. Чехов-художник. – М., 1976. – Гл.7. Автор – рассказчик – слушатели. – С.144-152.
5. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. – М., 1986.
6. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. чехова. – Л., 1987.
7. Кубасов А. В. рассказы А. П. чехова: поэтика жанра. – Свердловск, 1990. – гл.3. Мир и время.
8. Бердников Г.П. А.П.Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.
9. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. – М.: 1959.
10. Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П.Чехова. – Томск, 1978.
11. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.
12. Фортунатов Н.Н. Архитектоника чеховской новеллы. – Горький, 1975. – С.89-95.
ЗАНЯТИЕ № 7. Рифма, рифмовка, строфика.
1. Дать определение рифме. Каковы ее основные функции?
2. Охарактеризуйте основные виды рифм: а) по слоговому объему, б) по звучанию, в) по месту в слове, г) по количеству участвующих в созвучии слов, д) по положению в стихе и строфе, е) по лексическому составу, ж) по месту ударения, з) по грамматическому родству рифмующихся членов и т. д.
|
|
3. Рифмовка и ее виды.
4. Силлабо-тоническая система стихосложения: основные размеры.
5. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Перебои ритма как средство выразительности.
6. Понятие строфы. Стих строфический и астрофический.
7. Строфика и ее виды: одиночные и повторяющиеся, тождественные и нетождественные, обособленные и цепные; твердые формы. Дву-, трех-, четверостишия и т. д. Суперстрофы: семи-, восьми-, девяти-, десяти-, четырнадцатистишия. Сонет и венок сонетов. Онегинская строфа: ее структура, генезис и художественные функции.
Задание
- Познакомиться по учебникам и словарям с основополагающими принципами силлабо-тонической системы стихосложения.
- Письменно привести примеры на все известные вам виды рифм.
- Определить в тетради - по выбору студента – стихотворные размеры трех произведений С.А.Есенина. Одновременно определить способы рифмовки в каждом из данных стихотворений.
4. Подобрать (или сочинить) по четверостишию на каждый из пяти силлабо-тонических метров.
5.Сделать анализ структуры "онегинской строфы" и одного из сонетов Шекспира.
|
|
Литература
1. Квятковский А.П. Поэтический словарь (любое издание).
2. Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория //Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1965. – С. 235-430. Или, Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е.Ляпина. – М., 1998. – С.110 – 118.
3. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972. – С. 75-135. Или, Холшевников В.Е. Перебои ритма как средство выразительности // Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е.Ляпина. – М., 1998. – С.187 – 204.
4. Никонов В.А. Строфика // Изучение стихосложения в школе. – М., 1960.
5. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. – Л., 1970.
6. Тимофеев Л. И. Слово о стихе. – М., 1987. - Гл. 3. Стих и звук.
7. Кожинов В. В. Стихи и поэзия. – М., 1980. - Гл. 2. Что такое стих. Гл. 3. Строение стиха.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!