Джеймс Джойс (Августил Аллозиус) - Улисс
История литературы.
Лекция 1.
Конец 19 и первая половина 20 века.
Произведения:
1) Поль Верлен - Стихи без слов(сборник)
2) Артюр Рембо - Сборник озарения + лирика
3) Стефан Маларме
4) Ги Де Мопасан - Пышка
5) Оскар Уайльд - портрет Дориана Грея
6) Гийом Аполлинер - Сборник "Алкоголи"
7) Андре Бретон - Манифест Сюрреализма- "Магнитные поля" (прочесть отрывок)
8) Филипо Тамазо Маринетте - Манифест Футуризма
9) Джеймс Джойс - Улисс (с первой по пятую и 18)
10) Франс Кафка - Пояс превращения и Процесс (Энтони Хопкинс- Процесс)
11) Эрнест Хеменгуэй - роман "Фиеста"(или восходит солнце), Кошка под дождем и Дома.
12) Френсис Фиджеральд - Ночь нежна либо Великий Гетсби
13) Джорж Оруэлл - "1984"
14) Олдес Хаксли - О дивный новый мир
15) Эрих Мария Ремарк - На западном фронте без перемен
16) Герман Гессе - Степной волк
17) Альберт Камю - Повесть посторонних (будет семинар)
18) Антон Чехов - На выбор: Чайка, Дядя Ваня, Вишневый сад, Три сестры.
19) Ионыч, Крыжовник, Дама с собачкой.
20) Брюсов
21) Блок
22) Гумилеф
23) Ахматова
24) Мандельштам
25) Цветаева
26) Есенин
27) Маяковский
28) Бунин - Сборник "Темные аллеи"
29) Владимир Набоков - Приглашение на казнь
Бонус:
1) Артего-И-Гассет- "Восстание масс" и "Дегуманизация искусства"
2) Ничше- Так говорил Заратрусра
3) Фрейд - Толкование сновидений бессознательное
Французские символисты
Модернизм. Высокомерные люди, считали, что популярность- плохо. Зародился в 60 годах во Франции. Подсознательный интуитивный процесс. "Искусство намека"- символисты никогда на прямую не показывают истины. Символ- главный способ передачи мыслей. Самым уникальным символисты считали музыку. Они пытались "сделать музыкальность произведения". Аллитерация и ассонанс. Главное это форма. Чем не понятней пишет поэт- тем он гениальней. Менялась роль читателя- мы становимся соавтором, мы додумываем. Знаки препинания не использовали, тк они "мешали". Язык перестает быть средством общения и источником информации. Нужно уметь воображать, замыкаться в тебе. Не нужно искать смысл- нужно почувствовать атмосферу. Дикоданс - культурное явление нереалистического характера.
|
|
1) Эдгар По
2) Шарль Бодлер
3) Валерий Брюсов- "Творчество"
4) Луи Эрагорн
5) Андрей Белый
6) Зинаида Гиппиус
7) Федор Салогуб
8) Ранний Блок
9) Бальмонт
10) Берксон- интуиция доминирует над разумом.
Жак Мариас - Автор Манифеста о Символизме. Первый пустил термин "Символизм".
Поль Верлен (1844-96)
-Был раздираем двумя демонами.
-дебют в 1866 году
-признаки его поэзии: трагизм, минорная тональность, тонкость ощущений, болезненная , тема любви и тема города.
|
|
- "Галантные празднества" - вдохновение от картин Ватто.
- "Втихомолку"
- "Песни жизни"
- Отношения с Рембо. Посмотрите фильм Уальд
- "Искусство поэзии"
Артюр Рембо.
- самый решительный борец с классической поэзией.
- любимый поэт это Бодлер
- пытался выделить себя из толпы
- пытался выйти за рамки собственного я
- страдал и расстраивал свои чувства
- его любили сюрреалисты
- "Гласные" - стихотворение. Попытка опреодалеть противоречия
- "Лето в аду" и "Озарения" - два примера "невминяемой поэзии"
Стефан Маларме
- создал литературные салоны
- преподаватель английского языка
- влияние на него оказало творчество Бодлера
- он критик современной жизни, высокая поэзия
- стихи очень изящные
- дружил с импрессионистами. Ренуар был другом.
- писал мало и редко
- был теоретик
- первый сборник в 87 году и назывался "Стихотворения"
- поэма "Бросок игральных костей никогда не упразднит случай"
- стихотворения состоящие не из слов, а намерений их произнести.
Лекция 2.
Гиде Мопассан. (1850-1892)
-Дворянин по происхождению.
-Окончил лицей и сразу пошел в армию. Чиновник.
|
|
-Профессиональный гребец.
-1876 "Поэма на берегу" (Триумф писателя)
-1880 "Пышка" (сам считал самым лучшим своим творением)
-16 сборников. Написал много текстов.
-писал с 7 до 12 дня.
-был журналистом, делал статьи.
-5 романов
-закончил жизнь в психиатрической больнице.
-творил чуть более 20 лет.
-Любил женщину по имени Марикан. 2200 писем он отправил ей.
-"Смерть Ивана Ильича" Толстого произвел на Мопассана такое впечатление, что тот хотел уничтожить все свои произведения.
Оскар Уальт
-1854-1900
-Родился в Ирландии.
-С детства был приучен к красоте.
-Гей.
-Был гламурным, имел вкус.
-Получил премию за стихотворение "Ровенна"
-Был гребцом и боксер.
-коллекционировал перья павлина и китайский фарфор.
-Уезжал в Америку, где пишет свою первую пьессу "Вера или негилисты".
-Дориан Грей. Изысканность и красота- главное составляющее произведения. Дориан Грей бросил искусству вызов.
-Оскар сидел в тюрьме 2 года. Это сильно повлияло на здоровье писателя. Жена и дети отвернулись от него.
-Умер на руках у близкого друга в возрасте 46 лет.
Модернизм
Совокупность явлений авангардной культуры конца 19 и первой половины 20 века. Это новое, прогрессивное. Интерес к подробностям чувств заменяется интерес к событиям. Сюжет перестает присутствовать, в основе мысли, эмоции и переживания человека. Модернизм- логичное продолжение реализма.
|
|
Приемы:
-поток мыслей
-перебои мыслей
-полифоничность- параллельные движения нескольких потоков мыслей
-монтаж
-коллажность
-Интуиция ставится выше разума.
Первая мировая война изменила людей. Воевали не профессиональные люди. Вводилась новая форма, убирались яркие мундиры. Первая война, в которой использовали военную технику и хим. оружие. Эти факторы были сильным ударом по умам и мыслям Европы. Изменяется правило: Автор-текст-читатель, теперь читатель не пассивный потребитель, а соавтор.
Абсурд- в 20 веке абсурд- это множество смыслов, переизбыток смыслов. Это желание разрушить традиционную логику, пробудить нас, ввести в шок.
Футуризм - самый радикальный жанр. Полный разрыв.
Герой литературы 20 века
-вводят героев "ненормальных" (дебил или слабоумный человек)
-физически-неполноценный (человек-насекомое, карлик и тд)
-маньяки, рецедивисты, алкоголики (Коллекционер)
-очень часто душевная не полноценность является аллегорией трагедии современного человека.
Основные темы:
-Одиночество
-Отчаяние
-Лабиринт (нет центра, затерянность, множественность)
Футуризм
-восхищались суетой города.
-связь с фашистами Италии.
-главное- действие и повторение его фаз.
-война с классикой.
-шок ради шока.
-писали без знаков припенания
-15 лет существования футуризма
Техника:
1) Лексический сдвиг. (стилистически неуместные слова. Брань, техтермены)
2) Придумали много новых слов
3) Все выражения не буквальны( "золотые руки"- в прямом смысле)
4) Недопонимание в искусстве- это не минус.
5) Маринетти - Аэропланы папы, Футурист Мафари
Сюрреализм
-Последователи Фрейда
-Сны, галлюцинации, детское сознание
-Сочетание невозможного
-Картины, оперы, оитература и тд
-Связь с символистами
1) Андре Бретон - Магнитные поля (1919)
-ввел "Автоматическое письмо" (Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума) все что есть в голове- сразу писать. Без запятых и пробелов.
- RadyMade - "готовое" создать произведение из вещей НЕ сделанных самим собой. Обычный предмет, вознесенный до ранга произведения искусства художником. Творчество сводится не к созданию нового, а к готовому.
Строение текста:
1) прямо выраженные константации (МЫ) нет полов и имен.
2) Отражающие психическое состояние описание внешнего мира.
Авторы:
1) Филип Соппо
2) Жак Превер
3) Лую Рагор
4) Жуан Мирро
5) Гийом Апполинер (1880-1918)
-Французский поэт
-Символизм и сюрреализм
-Знал много людей: Пикассо, Кандинский, Матис.
-Сборник "Алкоголи" (написан во время бурного романа)
-Стихотворение "Мост Мирабо"
-"Песнь нелюбимого"
-"Калиграммы"
Семинар: Кафка: "Превращение"
Хеменгуэй: "Кошка под дождем"
Основные термены и понятия модернизма:
Поток сознания- модерниский лит прием, воспроизводящий хаотичность течения сознания по средствам сцепления ассоциаций нелинейности, оборванности и аллогизма. Подобие ручья мыслей, где они переплетаются. Экстремальная степень внутреннего монолога.
Фрейдизм - бессознательное явление основанное мотивацией наших поступков и рассудка, культуры. Три области: "Оно"(бессознательное), "Сверх Я" (сознательное), "Я" (предсознательное). Две мотивации по Фрейду: 1-созядание (творчество, эрос), 2-разрушение (агрессия, смерть, пакость, тонатос). Либидо- по Фрейду - секс. Удовольствие.
Комплекс (по Фрейду)- все результат детских переживаний, после чего развивается страх. У взрослых это возвращается во снах. Лечить это можно "в корне" в гипнозе.
Архитип - начало образа, идея. Структура образа. (Донкихот => романтик). Студент -архитип. Термин ввел Юнг, ученик Фрейда. Архитипом может быть не только человек, но и место, предмет, здание и тд.
Интертекстуальность (между текстов связь, цитирование) - повторение уже созданного. Отражение. Использование огромного опыта искусства.
Симулякар - новое название художественного образа. Ввел Бадриер-французский писатель. Образ отсутствующей действительности. Правдоподобное подобие. Псевдовещь, выдающая отсутствие за присутствие. Евгений Онегин- симулякар дворянина 19 века. Я имею представление о дворянине 19 века по выдуманному образу Пушкина. Фантазия в чистом виде сюда не входит.
Джеймс Джойс (Августил Аллозиус) - Улисс
- хорошее образование философа
- в Изуитском колледже изучил латынь и древне-греческий язык.
- один из отцов Модернизма
- Роман Уилисс (от лат Одиссей)
- мастер приема ПОТОК СОЗНАНИЯ.
- Джойс хотел избавить литературу от патетики. Все должно быть настоящее.
- 18 глава это чистый поток сознания.
- основной прием это принцип снижения, Травестия. (О высоком в низком стиле)
Франс Кафка. 1883-1924
- жил в Праге
- писал на немецком языке
- писал для себя, как дневник.
- небыло потребности оформлятьмкакмхудожественный текст
- обладал многими фобиями, комплексом неполноценности.
- Был роман с Доради Мант, актрисой. Это было в конце жизни.
- Умер под Веной от туберкулеза.
- Писал "черно-белым" письмом, без "красок". Монотонный и однообразный текст, но очень интересный.
- протокольный язык, много деталей.
- Гоголь любимый писатель Кафки.
- черпал вдохновение из ненавистип
- наше читательское Я будет противиться миру Кафки.
- романы: Процесс, Замок и Америка (незакончены)
Явление "Литература потерянного поколения"
-Аккурат после мировой войны. Термин ввел Хеменгуэй, но придуман бы писательницей Гертрудой Стайн.
- Последствия войны фигурируют в рассказах.
- джаз стал музыкой века, музыка которая связывала людей.
- люди не хотели учиться потому что не видели смысла. Быть счастливым здесь и сейчас.
- Олдиктон, Доспассос и Анди Барби Барбюс. - еще представители.
Эрнест Хеменгуэй
-Лаурят Нобелевской премии
-миллионер
-жил на Кубе.
-всю жизнь доказывал, что он мужчина.
-литература без слез, суровая, про крутых мужчин.
-бредил войной. Считал, что мужчина должен или погибнуть на войне или застрелиться.
-был репортером, что повлияло на его творчество. Писал просто сухо и локанично.
-ввел "ПРИНЦИП АЙСБЕРГА". Написал самый короткий рассказ. "Продаются детские ботиночки, неношенные".
-"теория раны". Хеменгуэй был ранен на войне, после чего он узнал всю правду жестокости войны.
- любил творчество художника Поль Сезана.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!