Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.



Религиозная фил.:

- катол-я фил. – неотомизм, обновленное учение Фомы Аквинского (Ж.Маритен, Э. Жильсон). Акцент на соц-ую проблематику. Исходный принцип – гармония веры и разума. Формы познания: наука, фил., теология

- протестантская философия (основной источник веры – Священное Писание, основа спасения – личная вера в Бога) - либеральная теология  (принципы: автономия индивида, свобода разума, инициатива).Представители: П.Тиллих, К.Барт, Д. Бонхеффер.

Православная философия восходит к идеям Византии:

Особенность: акцент на духовно-нравственные аспекты бытия (обожение, святость, смирение, соборность), формирование мировоззрения на принципах православия: «метафизика всеединства» (В. Соловьев), «новое религиозное сознание» (Д. Мережковский др.), «русская религиозная философия» (С.Франк, Лев Шестов, П.Флоренский, И. Ильин, Н. Лосский, Л. Корсавин и др.

Философия постмодернизма.

Термин «постмодерн» (post — после) использ. для обозначения как специфики к-ры вт. п. XX века, так и фил-й мысли, представленной именами: Жак Деррида«Похоронный звон» (1974), «Почтовая открытка» (1980); Жиль Делез: «Различие и повторение», «Критика и клиника», «Переговоры»; Жак Бодрийар (1929-2007): «Система вещей»(1968), «Общество потребления» (1970), «Соблазн» (2000);

Постмодер. складывался под влиянием многих интеллек-х и культ-х течений. Большинство постмодер-х концепций относ.к сфере интеллек-х феноменов.

Основные харак-ки постмодер.: отсутствие универ-го авторитета, уничтож. иерарх-х конструкций. Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодер. к убеждению, что фил.и ее язык не могут быть точной репрезентацией и рез-ом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодер. — философствование без субъекта.

Особ-ти: отношение к миру как к объекту осознания, рез-ты которого фиксируются в текстах; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; упразднение центра; стирание простр-х и временных границ.

В совр-м мире формируется новый образ реальности, обусловленный научно – техн-ми достиж-ми и масс-медийными техн-ми.

Склад-ся горизонтальные, сетевые сообщества в социуме и суверенно – личностные воззрения. В этих условиях формир. новое понимание задач фил.и новые стратегии фил-го мышл.

Основные идеи (понятия): «деконструкция» (Деррида) – основной метод фил-ния (разборка-сборка текста, его анализ в поисках смыслов: мир – бесконечный текст); «симулякр», «симуляция» (Бодрийяр) – подобие, видимость. Нет оригинала, мир – символическая, знаковая реальность;«потребление» как феномен. Вещи как символические знаки провоцируют желание потребителя; «новая эстетика»– учение о функцион-ти предметов (дизайн), «идет всеобщая эстетиз. повседневности», «соблазн как провокация»


Онтология как философское учение о бытии.

Онтология – уч-е о сущем. Важн. категории: бытие, материя, движение, пространство, время, развитие.

В ряду многочисл-х фил-х категорий, сост-х категор-й аппарат большинства фил-х систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Парменид ввел понятие бытие.

Категория «бытие» считается исходной и наиболее общей категорией фил., которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по признаку сущ-ия. Фил-я категория бытия отражает «существов. как таковое» безотносительно к его конкретному носителю. Бытие означает «быть», «существовать», «здесь и сейчас». Понятие «бытие» тесно связано с понятием «субстанция» (от лат.сущность, то что лежит в основе).

Бытие существует в четырех формах:

1.Бытие природы: Бытие первой природы (вещи, тела, процессы, не тронутые человеком (девственная природа)). Бытие второй природы (вещи, тела, созданные человеком (преобразованная человеком природа).

2. Бытие ч-ка. Бытие ч-ка в мире вещей (здесь ч-к рассматрив. как вещь среди других вещей, как тело среди тел, которое подчиняется законам конечных преходящих тел). Собственное чел-кое бытие (здесь ч-к рассматривается как субъект, который подчиняется не только з-м природы, но и существует как соц-ое, дух-нравст-е существо).

3. Бытие дух-го. Индивидуализированное дух-ое (это сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого ч-ка). Объективированное духовное

4. Бытие общества. Бытие отдельного ч-ка в обществе и в процессе истории (процессы социализации и жизнедеятельности каждого ч-ка в рамках определенного чел-го сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху).

Пр-пы бытия: единство мира и его ценностей, взаимосвязь всех явлений и процессов, системность, развитие, глобальный эволюционизм и коэволюция (согласованность).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!