Вопрос№30.Основныестратегииосмыслениячеловекавклассическойипостклассическойфилософии.



Древнейшаямифологиянерасчленяеткартинумира:природа,человекиБогивнейедины.Вмифологическихформахпознаниямирачеловеквовсенерассматриваетсякаксамостоятельнаясущность.Человек—неотъемлемаячастицаВселенной.ВопросопроисхождениимиравмифенеразрывенсвопросомопроисхождениичеловекаиегоместевоВселенной.ДляфилософииантичностииДревнегоВостокачеловеквпервуюочередьестьфрагментприроды,сущностькоторогообусловленабезличностныммировымдухомилиразумом(Атманом,логосом,идеейит.д.),аегожизненныйпутьопределензаконамисудьбы.Ввосточнойтрадициичеловекявляетсявсегдаорганичным,нодостаточнократковременнымсоединениемкосмическихэлементов,гдедушаителонепростовзаимосвязаны,ноивзаимноопределяютдругдругавприродном«колесесансары»,игдевозможныйпутьспасенияисоединениясАтманомилиДаопредполагаетспециальныеупражнениядушиителавцелом.Взападнойфилософии,начинаясПлатона,заостряетсядилеммадушиитела.Человекздесьвыступаеткакизначальнодуальноесущество,котроесвоимтеломпринадлежитсуетномумируприродныхпроцессов,асвоейразумнойдушойживетностальгиейобутеряннойкосмическойгармонииивечныхидеях.Вхристианствеутверждается,чтоличностьнесетвсебеиноепредназначение,ибонанеенакладываетсяотпечатокабсолютнойличноститворца.человеческаяличностьвхристианскомучениинаделяетсясвободойволиивозвышаетсянадмиромприроднойнеобходимостиисудьбы.Средневековаяхристианскаяфилософия-черезосознаниеуникальноголичногоопытахристианскиемыслителистремилисьпостичьобщиезаконычеловеческогобытия.Центральнойтемойвописаниичеловекастановитсяфеноменгреховности,своеобразнозаострившийдуализмдушиитела.ФилософияРенессансазначимаобоснованиемсамодостаточнойценностичеловекаиегоземнойжизни,чтопородилоидеологиюгуманизма.ЧеловеквфилософскихученияхВозрожденияактуализированбезнепременнойдлясредневековьясоотнесенностисбожеством,посути,онсамуподобленБогувсвоихтворческихвозможностях.человекРенессансахарактеризуетсякакмикрокосм,нонепоглощенныймакрокосмом,аорганичновобравшийвсебяегоосновныесвойстваикачества.ВфилософииикультуреНовоговременипроисходитакцентировкасамосознанияисвязанныхснимпроцессовиндивидуализацииличности.Образчеловекасводитсякразуму,втовремякактело«механизируется»ивоспринимаетсякакподчиняющеесявсеобщиместественнымзаконам.Немецкаяклассическаяфилософиявомногомопроверглатрадиционнуюинтерпретациючеловека.Так,Кантпоказалневозможностьсозданияобъективноймоделичеловека:всезнаниеочеловекеуКантаноситсубъективныйхарактер.Человеческое«Я»является«вещьювсебе»,какивесьостальноймир.ШеллингиФихтевсвоихученияхакцентироваливниманиенаприоритетечеловеческойсвободы,спомощьюкоторойчеловектворитсебяидействительность.Гегельпоказал,чтосуществованиевечныхзаконовневозможно,индивидвсеголишьмарионеткаврукахистории(несуществуетзаданнойприродычеловека,естьлишьоблики,типычеловека,которыедолжныбытьсоотнесенысисторическимэтапом).ДляФейербахачеловеческаясущностьнезаключенавотдельнойиндивидуальности.ДлянеклассическойфилософииИнтерпретацияпроблемычеловекавнеклассическойфилософииосуществляетсявконтекстетакихосновныхтрадицийсовременнойфилософскойантропологии,какбиологизаторская,экзистенциально-персоналистская,социологизаторскаяисинтетическая.Современныебиологизаторскиеверсииредуцируютчеловекакживотному,пытаютсяобъяснитьчеловекаспомощьюсоотнесенностисживотными,собщимиинстинктами.Социологизаторскийподход(марксизм,структурализм)ориентированнарассмотрениечеловекавконтекстеболееширокихсоциальныхсвязей,продуктомкоторыхонвыступает.КредоэтогонаправленияможновыразитьизвестнойфразойМарксаотом,что«всвоейдействительностисущностьчеловека…естьсовокупностьвсехобщественныхотношений».Такимобразом,сущностьчеловеказаключаетсявтом,чтоегожизнедеятельностьпредставляетсобойоснованныйнаматериальномпроизводстве,осуществляющийсявсистемеобщественныхотношенийпроцесссознательного,целенаправленногопреобразующеговоздействиянаокружающиймиринасамогочеловекадляобеспечениясвоегосуществования,функционирования,развития.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!