И романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»



 

Задания для подготовки

Самостоятельная работа обязательной формы

  1. Прочитать повесть Гоголя «Шинель» и роман Ф.М. Достоевскго «Бедные люди».
  2. Вспомнить определение понятий «Тип», «Типизация», «Характер».
  3. Составить (письменно) сравнительную характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина и Макара Девушкина по плану.
  4. Составить сжатый конспект параграфа «Типическое и характерное» из учебника В.Е. Хализева «Теория литературы» (с. 35-40).

План сравнительной характеристики Акакия Акакиевича Башмачкина и Макара Девушкина:

  1. Происхождение героев, их социальный статус. Имя персонажей и его влияние на их судьбу.
  2. Портретная и речевая характеристика персонажей.
  3. Служба А.А. Башмачкина и М. Девушкина: смысл их деятельности, отношение с начальством. Взгляды на общественный порядок и бунт.
  4. Частная жизнь персонажей: их интересы, круг друзей, поведение в быту. Любовь в жизни персонажей, их представления о счастье.
  5. Сильные и слабые стороны характера персонажей.

Самостоятельная работа (по выбору студентов):

Письменно ответить на вопрос: В чем отличие в изображении типа «маленького человека» в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского и рассказах А.П. Чехова «Месть победителя», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»?)

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Реализм как творческий метод в искусстве. Черты реалистического метода.

2. Исторические предпосылки и условия возникновения русского реализма. Общественная ситуация 1840-х годов и положение дел в искусстве и литературе той поры. «Натуральная школа» в русской литературе, ее задачи, художественные принципы. Роль «натуральной школы» в утверждении принципов русского реализма.

3. Что заставило художников того периода обратиться к теме «маленького человека»? В чем смысл слов Ф.М. Достоевского о том, что «все мы вышли из гоголевской "Шинели»”»? Литературные предшественники Акакия Акакиевича Башмачкина и Макара Девушкина, их оценка самим Макаром. Почему ему понравился «Станционный смотритель» Пушкина и не понравилась «Шинель» Гоголя?

4. Особенности художественной формы произведений. Образ повествователя в «Шинели», его манера речи и отношение к персонажу. Форма романа в письмах, выбранная Достоевским: что дает автору такая форма. Смысл эпиграфа к «Бедным людям».

5. Герой повести Гоголя «Шинель» в сравнении с героем романа Достоевского «Бедные люди»:

а) имена героев. Какой смысл скрыт в имени и фамилии каждого из них? Как обряд имянаречения в случае с Акакием Акакиевичем предопределяет его судьбу? Почему у героев Достоевского совпадают отчества - Варвара Алексеевна и Макар Алексеевич?

б) образ жизни «маленького человека» и его картина мира: служба и сослуживцы, семья, дом, соседи - отношения героя с ними. Счастье «маленького человека». Проблема порядка и возможность бунта для героев Гоголя и Достоевского.

3. Тема благотворительности и благодарности в произведениях. Почему Башмачкина убивает «распекание» начальства, а Девушкина - милость? Можно ли сказать, что любовь и милость Макара губят Вареньку?

4. Значение образа шинели для понимания художественного смысла повести Гоголя. Предыстория образа шинели. Шинель и Петрович: почему он так держится за этот заказ?

5. Петербург и его значение для развертывания драмы маленького человека. Образы Петербурга у Гоголя и Достоевского.

Литература:

  1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г-на Гоголя // По любому собранию сочинений.
  2. Белинский В.Г. «Бедные люди». Роман Достоевского // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1982. - Т.8.
  3. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Собр. соч.: В 9 т. -М.-Л.,1963. -Т. 7.
  4. Ветловская В. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». - Л., 1988.
  5. Вишнякова О.С. «Слагаемые» сюжетного движения в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» // Поэтика литературы и фольклора. - Воронеж, 1979, С. 78-85.
  6. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л,1959.
  7. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. - М.: Наука, 1987. -С. 18, 21-22, 99-100, 112.
  8. Машинский С.Л. Художественный мир Гоголя. - М., 1978.
  9. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.. 1978.
  10. Нечаева В.С. Ранний Достоевский, 1821-1849. - М., 1979.

Практическое занятие №5

Реалистическая поэзия Н. А. Некрасова

Задания для подготовки

Самостоятельная работа обязательной формы

1. Подготовить анализ подчеркнутых в плане стихотворений Н.А. Некрасова.

2. 2 любых стихотворения Некрасова подготовить к выразительному чтению наизусть.  

Самостоятельная работа (по выбору студентов): Студенты самостоятельно отбирают материал и готовят мультимедийную презентацию, руководствуясь планом. Возможна подготовка сообщения без презентации.

Адресаты любовной лирики Н. А. Некрасова.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Творческая биография Н. А. Некрасова.

2. Реалистическая направленность лирики Н. А. Некрасова:

а) тема народа как основная в творчестве Некрасова. Изображение жизни, быта крестьянства и трудового народа («В дороге», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Физиологический очерк в лирике Некрасова («Вино», «Вор», «Проводы», «Нравственный человек», «Еду ли ночью по улице темной…»)

б) тема нелегкой женской доли(«Тройка» ,  «В полном разгаре страда деревенская…»), «Внимая ужасам войны...», «Орина, мать солдатская»);

в)тема детства («Крестьянские дети», «Плач детей», «Школьник», «На Волге», «Стихотворения,посвященные русским детям»(1867,1870) );

г)тема любви («Если мучимый страстью мятежной…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Давно – отвергнутый тобою…», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…»)).;

д)тема предназначения поэта, поэзии. и значения Слова. Какое место в лирике Некрасова занимает образ Музы, в чем его своеобразие?(«Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Гражданский пафос лирики Некрасова. («Поэт и гражданин»);

е)тема родины («В столицах шум, гремят витии…», «Тишина»)

3. Народный характер лирики Некрасова. Язык лирики Некрасова в оценке К. И. Чуковского.

Литература:

  1. Бойко М. И. Лирика Некрасова. - М., 1971.
  2. Венгеров С.А. Некрасов Н.А.//az.lib.ru/w/wengerov_s_a/text_0440.shtml
  3. Гаркави А. М. Лирика Н. А. Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии. - Калининград, 1979.
  4. Гин М. М. О своеобразии реализма Н. А. Некрасова. – Петрозаводск, 1966.
  5. Гин М. М. От факта к образу и сюжету: О поэзии Н. А. Некрасова. – М., 1971.
  6. Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – Ижевск, 1978.
  7. Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1988.
  8. Прокшин В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?». - М.,1990.
  9. Степанов Н. Л. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.,1971.
  10. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. – М., 1952; 1962;1971 (и любое более позднее издание).

Практическое занятие №6


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!