Выбор литературного материала



Сказка – первый микро спектакль, который ставят студенты режиссеры.

Когда выбран материал, необходимо понять, возможно ли его поставить?

Необходимо отталкиваться от исполнителей. Если нет исполнителя, нельзя брать материал. «Если в театре нет Гамлета, нельзя ставить «Гамлета».

Необходимо учитывать также временные рамки. Длительность спектакля должна быть не более 7 – 10 минут, поэтому лучше выбирать материал небольшого размера. 

В выборе литературного материала для постановки значительное место занимают сказки. Именно сказка по сей день отвечает вопросу в формировании духовно-нравственных ценностей. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

Современная авторская сказка весьма свободна в выборе тем и форм. Что касается «материала», то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, соответственно, оно несет на себе отпечаток своего времени, а «приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки».

Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

Художественное воспроизведение как бы впитывает, вбирает в себя мысли и чувства художника, выражающие его отношение к изображаемому предмету, и это отношение преобразует предмет, превращая его из феномена жизни в феномен искусства – в художественный образ. Если сказать образно, то тема это ответ на вопрос «про что?», говорится в произведении или будет говориться исполнителями, тогда как идея - ответ на вопрос «ради чего?». Идея в подобной трактовке – это способ разрешения тех проблем и противоречий, которые обозначил автор в своем произведении, обозначаемых как тема.

Написание инсценировки

Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, необходимо проводить беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой.

Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Необходим сбор информации об авторе, сказке, поиск художественных иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Фильмы, снятые по мотивам выбранного произведения помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.

Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы часто служат толчком для появления новых вопросов.

Так, в процессе работы над спектаклем «Аленький цветочек» вопросы были сформулированы следующим образом: Что случилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был превращен в Чудище? В каких странах и чем торговал купец?

Едва ли можно предложить готовый рецепт создания инсценировки. Методов работы над ней довольно много. Каждый автор, каждый режиссер ищет свой путь, свой творческий метод переноса литературного материала или каких-то событий на сцену. Но если подходить к этой проблеме с методологических позиций, то всю работу над инсценировкой можно разделить на три этапа:

1. «Перевод» событий из литературы в драму;

2. «Перевод» драматургического материала в сценический;

3. Создание композиции (этот пункт не является обязательным);

Исходя из этих положений, мы можем разработать метод работы над инсценировкой. Он заключается в следующем:

1. Выбор материала.

Он зависит от личной темы. На этом этапе необходимо остановиться на вопросе что хочется сделать, пусть не останавливает как, это потом решается.

2. Разбор материала подлежащего инсценированию:

- выделение событийного ряда

- фабулы

- сюжета

3. Создание каркаса инсценировки - (движение от идейно-тематического замысла к фабуле).

4. Написание сюжета (сценария):

- разработка едва намеченных тем

- усиление частных деталей

- дописывание текста к существующим сценам

- сокращение текста

5. «Перевод» литературных событий в драматические (действие):

- введение повествования (наррация, нарративные инстанции)

- перевод описания в действие

- перевод внутреннегомонологаво внешний текст

- применение симультанности действия

6. Перевод драматургического материала в сценический:

- использование возможностей сцены (разноплановость, места - действия)

- применение театральных средств выражения (сценография, мизансцена, свет, музыка и т.д.)

- использование различных жанровых решений (пантомима, вокал, балет, хореография, теневой и кукольный театр и т.д.)

- демультипликацияи синкретизм персонажей

7. Композиция:

- на основе одного произведения

- по мотивам произведения

- по произведениям автора

- коллаж (использование произведений различных авторов)

принципы:

· подчинение одной идее

· иллюстрация

· контраст

План режиссерского анализа сказки (экспликация).

1. Оригинальный текст литературной сказки

2. Инсценировка

3. Все об авторе – биография, творчество, критика

4. Анализ

· Фабула

· Сюжет

· Тема, выраженная автором

· Идея, выраженная автором – время, цель и причины создания автором данного произведения

· Стилистические особенности авторского сочинения и их роль в решении спектакля, язык

· Собственное понимание этого произведения

· Предлагаемые обстоятельства

· Сверхзадача (актуальность)

· Основной конфликт

· Природа основного конфликта произведения

· Сквозное действие

· Контрдействие

· Действенная линия каждого персонажа

· Определение системы образов произведения

· Образ спектакля

· СОБЫТИЙНЫЙ РЯД: Исходное, Основное, Центральное, Финальное, Главное

5. Характеристика персонажей

6. Фонограмма (музыкальное и шумовое оформление спектакля)

7. Распределение ролей

8. Список реквизита и костюмов

9. График репетиций

10. Программка

11. Эскизы костюмов, декораций, реквизита

12. Монтировочный лист

13. Художественно-сценографическое решение спектакля

14. Макет спектакля

Обязательно включается исторические, иконографические, мемуарные материалы.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!