ППУ средневековых юристов Западной Европы.



В средневековье в западной Европе действует параллельно 3 системы юридических норм – римское частное право, каноническое право, обычное право. Римское право достигает своего рассвета в Византии во время императора Юстиниана. Римское право пришло в Европу как институт Византийской империи. В Европе – заимствование римского частного права в первую очередь – в итальянских университетах, то есть учёные обращаются к римскому праву как отработанной системе норм, в основе которой – справедливость. В начале XI в. изучение римского права начинается в университетах Болоньи и Падуи, т.е. торговые отношения средиземья начинают требовать единообразия и всеобщего регулятора торгового оборота. Европа заимствует деление права на частное и публичное. Римское публичное право в Европе не приживётся по причине её раздробленности. Римское право строилось по принципу равенства прав. Римское право – антагонист религии. Обычное право в Европе формируется на основе племенных норм, и регулируют государственный строй, а также уголовное право и уголовный процесс, обычное право занимает место публичного права по римской градации. Каноническое право в его католическом смысле первоначально складывается как комплекс норм, регулирующих отношения внутри церкви. Римская курия свои политические притязания начинает, выражает в форме канонического права, которое регулирует: отношения церкви и государства как подчинение государства церкви; отношения между мирянами и клерикалами, то есть право церкви на управление мирянами; это брачно-семейное право; это сфера борьбы с ересью. Каноническое право в средневековье определяло содержание всех норм и было волей церкви, облечённой в правовую форму.

В Англии складывается система общего права, которое вырабатывается судами в виде прецедентов, то есть для признания правоотношения правомерным, необходимо обратиться в суд, который проводит судебное разбирательство и устанавливает право. Законодательство короля было сведено к минимуму. В XIII-XIV в. начинает в Англии складывается право справедливости как система норм, выработанных судом лорда-канцлера по отношениям, которые не регулировались общим правом. Право справедливости было ликвидировано и стало частью общего права. Статутное право в Англии развивается слабо и мало. Статут не имел права отмены прецедента и статут действует в случаях, если к нему обращались судьи. Право в средние века рассматривается исходя из 2 школ, которые позже дадут основу иным учениям. Право рассматривается с точки зрения философии как jus, некая абстрактная справедливость, которая должна преломляться на земле. Lex – право это только норма, признанная государством. Католическая церковь объединяет всю западную Европу. Папство и империя в Европе достигают максимального апогея. Европа разделяется на национальные государства, третье сословие перестаёт устраивать существующая власть католической церкви.

недостатки общества – отклонение от Дао. Резкой критике подвергает Лао-Цзы насилие, войны, армию. Поэтому существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий (в первую очередь насильственных и военных. Он считает любой прогресс отклонением от истинного Дао, т.е. Дао не нуждается в своем развитии, однако люди, отклоняясь от истинного Дао, нарушают его и заменяют естественную саморегуляцию неким искусств. приспособлением. Лао-Цзы – за возвращение в предгосударств. состояние. Гос-во – это зло.

 

ППИ Сыма Цяня.

Сократ.

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества. Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Основой государства и права является справедливость, выраженная в праве, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов -> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы -> выступал за аристократическую форму правления. С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон - справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться. Справедливость – то должное и целесообразное, что д.б. в отношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое, которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.

 

Платон.

Платон – ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником объективного материализма. Трактаты "Гос-во", "З-ны" и т.д. Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Цель любого грека и любого гос-ва – соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление – поиск идеальной формы гос-ва. 2 модели идеального гос-ва Платона.

Гос-во д. состоять из 3 классов: философы – лица, призванные к управлению, воины – защищают гос-во от внеш. врагов, земледельцы, ремесленники – люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать. Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото – философам, серебро – воинам, медь – 3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями. В основе всех бед социума – частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены частн. собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны. Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы об их распределении. Ремесленники имеют частн. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы. От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тинократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей: наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться и предписание, приказание. Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

 

Аристотель.

Аристотель – ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла. Основа – учение о золотой середине, т.е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон. Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Основа учения – учение о справедливости. Справедливость – универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая – в зависимости от заслуг. Общество – общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Аристотель считает, что человек – политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог. Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье – отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин – поселение; союз поселений – полис. Основа отношений между людьми – этика. Т.е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль. Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т.е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.

Аристотель выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия (управление одного во благо всех), аристократия (управляют лучшие), полития (т.е. управление богатейших).

Плохие: тирания (один управляет в своих интересах), олигархия (многие управляют в своих интересах), демократия (управляют все). А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.

ППУ Реформации.

 

Мартин Лютер. Августинский монах, настоятель в церкви, доктор теологии. Германии необходимо было это учение, чтобы освободится от католического гнёта. Весь 15 в. западная Европа провела под знаком борьбы за церковные соборы. Лютер до конца жизни оставался католиком, папа объявил его еретиком и приговорил к сожжению. Отличия протестантизма от католицизма - это отрицание протестантами священного предания (толкование текстов священного писания) в качестве источника веры. Основной постулат протестантов – это то, что человек может оправдываться только верой. Лютер в своих возражениях исходит из деления права на естественное и позитивное, но естественное право он начинает отделять от божественного, т.е. естественное право – это установленные законы природы, основы человеческого общежития. Лютер говорит, что вся власть происходит от бога. Но церковь, как общество верующих, не должно подменять собой государство и каждый человек подчиняется государству, которое находится с обществом в определённых договорных отношениях. Вера – это внутренне дело каждого человека и вере человеку не нужны посредники. Он отвергает всю католическую церковную иерархию. Лютер не призывает к преобразованиям, кроме того, как исключить церковь как политический институт. Лютеранство сменило власть духовную на власть светскую.

Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере» в 3 томах. Он написал только одно произведение и не сомневался в его верности. В основе кальвинизма: оправдание человека верой;

изначальное предопределение человека. Бог определил, кто спасётся, а кто погибнет. Основное в кальвинизме: вера в бога и в свою правоту, выполнение возложенных обязанностей, отказ от увеселения. Главное – личное спасение. Вся власть исходит от бога, люди не имеют права восставать против существующей власти, кроме случаев, когда исчерпаны все иные способы сопротивления. Удел человека – работа, через которую бог даёт шанс спастись. В западной Европе возникает течение тираноборцев, то есть ряд авторов, выступающих от имени народа, идеологически оправдывали нежелание аристократии подчиняться монарху.

 

Дж. Вико.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) предвосхитил научную социологию. История для Вико – бесконечная вереница человеческих поступков (Социальный мир – несомненно, дело рук человека), но направляет эти поступки божественное провидение. Главный труд: Основания новой науки об общей природе наций. Пройденный историей цикл включает три фазы: 1) Божественная, эпоха богов – законами служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Он не связывает возникновение гос-ва с договором. Каждой форме государственности он указывает своё особое основание, свои причины появления; 2) Эпоха героев. Гос-во существует как власть аристократии. Право здесь – право грубой силы; 3) Эпоха людей. Республиканско-демократическое устройство или же представительные монархии с достойными чел-ка правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми.

 

Г. Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645). Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права». Здесь Гроция интересует ? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права. Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причинённый вред; испрашивать обещание; выдавать заслуженное наказание. Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что не противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.

Государство является результатом сознательной деятельности людей. Оно возникает в результате общественного договора, волеизъявления людей, в результате их согласия. Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство характеризуется тем, что ему присуща верховная власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению. Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица. Народ, создавая государство, мог избрать любую форму правления (монархию, аристократию и т.д.) но, избрав её – обязан повиноваться правителю, без согласия которого не может изменить форму правления. Народ должен подчиняться, терпеть «для охраны спокойствия». Если не терпится, то наступает момент крайней нужды. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно. Нельзя знать, как управлять королевством, если не знаешь правильно управлять городом (деревней, семьёй, собой, рассудком).

 

Б. Спиноза.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) прежде всего, характеризуется тем, что у него было своеобразное понимание естественного права, и, отправляясь от его специфики, он создаёт своё учение. Его составляют 2 основные произведения: «Богословский политический трактат», «Политический трактат». «Естественное право – не только сила действия естественных законов, но это такая сила, которая ещё более усиливается благодаря подключению к естественным законам силы человеческого разума. Эта сила являет собой не физическую силу, а социальную мощь. Разум человеческий подсказывает в естественном состоянии целесообразность объединиться, перейти от неорганического естественного состояния к объединению. Разумное объединение – это отказ от первоначального своеправия, и в результате проявления человеческого разума люди переходят от естественного состояния к гражданскому, учреждая государство. Люди создают государство, чтобы жить безопасно и наилучшим образом. С образованием государства передаются не все права индивидов, а только часть прав – та часть, которая призвана обеспечить естественные права человека, гарантировать их. Все права передать невозможно, т.к. государственная власть имеет определённые границы, а таковых две: 1) Власть не может. Власть осуществляется в силу действия естественных законов, которые ограничивают государственную власть (нельзя заставить человека смеяться, если не смешно и др.); 2) Власть не должна. Государственная власть не должна посягать на свободу мысли, совести, на сферу наук. Лучшая форма государства – демократия. Демократическое государство –

Радищев.

Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России вт. пол. XVIII в. стало учение А.Н. Радищева. Образование государства он связывает с возникновением собственности. Государство образуется молчаливым договором в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев считает, что государство – великая махина, цель которой – блаженство граждан. Большое внимание Радищев уделяет выяснению сущности права и закона. Он последовательно защищает три основных тезиса по этому вопросу: 1) Существует тесная связь между законом, народным суверенитетом и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право; 2) Законы основанные только на силе необязательно выполнять; 3) Основанные на естественном праве законы могут быть реализованы только тогда, когда они опираются на реальную силу. Резко критиковал крепостное право, которое противоречит естественному праву и общественному договору; самодержавие, которое является препятствием на пути прогрессивного развития.

 

 

Монтескье.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов. Выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо. Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма». Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия. На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Природа почвы влияет на законы. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию. Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом. Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом. Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой.

 

Жан-Жак Руссо.

Создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот. Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете. Стоит на позициях естественного права. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников, усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-я ступень – деспотизм. Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей. Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо, народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен. Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение, при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

 

Гамильтон и Джефферсон.

Томас Джефферсон (1743-1826). Сын плантатора. Он сочетал свою деятельность с познаниями в области философии. С 1790 по 1793 он Госсекретарь США, с 1801 по 1809 – президент. Вместе с Франклином составлял проект Декларации о независимости 1776г. Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Основные: «Заметки о штате Вирджиния». В нём – история штата и его государственное устройство. Д. стоял на позициях естественной школы права. 2-ое произведение: «Общий обзор прав Британской Америки», в котором он, обращаясь к британскому королю, обосновывает необходимость вернуть народу право поступать по законам природы. Он исходил из того, что общественный договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам

Гегель.

 

У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Гегель – объективный идеалист, право едино. От него начинается юридический позитивизм (философская основа).

По Гегелю мир познаваем, и всё в природе и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез. В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. В основе развития – дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, госу­дар­ст­ве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии). Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (аб­ст­рактное право), антитезис (личная мо­раль), синтез (нравственность). 3 ас­­пекта характеристики права: тезис – право как идея свободы, антитезис – фор­ма свободы, синтез – право как закон. Почва права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон пра­вовой, т.е. закон, ведущий людей. Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение первого и вто­ро­го). Семья – абсолютная нравственность, т.к. союз основан на любви, отноше­ния между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское об­щество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные груп­пы, семьи, корпорации, сословия. Го­су­дарство – синтез семьи и гражданского общества. Цель государ­ст­ва – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Свобода должна осно­вы­ваться на частной собственности, которая является её гарантией. Без соб­ст­венности свобода – голая абстракция. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет сувере­нитет. Народ – стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон.

 

Сперанский.

 

Россия 1-ой пол. 19 века – аграрная страна с остатками феодализма и господством самодержавия. Проходит процесс разложения феодально-крепостнического строя, но медленно. Сперанский В.М. (1772-1839). Родился в семье бедного священника, окончил Петербургскую духовную академию. Сначала преподавал, затем – государственная служба. Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения, отход от них. Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи. Стоял на позиции естественной школы права. 1-й период (1802-1811) – радикальный мыслитель, решительно осуждает кре­пост­ничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция, нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав. Для конституционной монархии необходимо ограничивать власть монарха коренными государственными законами. Это те законодательные акты, которые устанавливают основные, наиболее общие нормы права. Собранные вместе они составляют Конституцию. С. сторонник разделения властей. Обращает внимание императора на неудобство порядка, при котором государь, соединяющий все силы (единый законодатель, исполнитель и судья), а Совет, Комитет Министров, Сенат бездействуют. Необходимо предусмотреть гражданские и политические гарантии и свободы с помощью законов. Заслуга: разграничение законов и актов исполнительной власти, а также административных распоряжений. Это разграничение – новое слово в науке оправе. Правительство должно опираться на народное мнение при исполнении законов. «План государственного преобразования графа Сперанского» – создание системы Дум (волостных, окружных, губернских и Государственной). Ни один закон не должен получить силу без обсуждения в Государственной Думе. Законодательная инициатива должна принадлежать монарху. Он же должен утверждать законы. Монарху предоставляется исполнительная власть. Ему подчиняется административный аппарат. Министры ответственны перед Государственной Думой, ответственность выражается в обеспечении законности действий министров. Во избежание коллизий должен быть создан Государственный Совет, члены которого назначаются императором. Высшая судебная инстанция – Сенат. В состав входят «отличнейшие граждане», намечаемые губернскими думами. Ему подчиняются суды губернские, окружные, волостные.  2-ой период – сближение с Аракчеевым.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!