Примерная схема анализа эпизода эпического произведения на уроке



Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования

«Алтайский государственный педагогический

Университет»

ФГБОУ ВО «АлтГПУ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

Барнаул

2018


 СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Общие положения. 3

2.Методические рекомендации к государственному экзамену. 4

2.1. Литературоведческий блок. .6

       2.1.1. Примерные схемы анализа……………………7

       2.1.2. Литература……………………………………...9

  2.2. Методический блок……………………………………...18

2.3. Критерии оценки ответа студента…………..…………..22

2.4. Образец экзаменационного билета……………………...24

3. Методические рекомендации по выполнению и защите ВКР…………………………………………………………….26

3.1. Общие положения………………………………………..26

3.2. Подготовка к защите ВКР……………………………….26

3.3. Структура ВКР…………………………………………...27

3.4. Требования к оформлению ВКР. 29

3.5. Процедура защиты ВКР………………………………….34

  3.6. Критерии оценки ВКР. 35

4. Перечень художественных произведений (эпизодов) для

анализа…………………………………………………………… 37

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Целью итоговой государственной аттестации является определение уровня подготовки выпускников филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2. К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников относятся:

- государственный экзамен по направлению;

- защита выпускной квалификационной работы.

3. Государственный экзамен в форме комплексного экзамена на текстовой основе и перечень художественных произведений/эпизодов для комплексного анализа разрабатывается Учебно-методическим советом филологического факультета с учётом рекомендаций Федерального агентства по образованию и кафедры литературы и утверждается Советом факультета. На основе списка художественных произведений/эпизодов для комплексного экзамена формируются билеты, включающие текст и задания, обнаруживающие основные аспекты работы с текстом: литературоведческий анализ текста и методические рекомендации к организации чтения и осмысления эпизода или стихотворения на уроке.

Характер заданий в комплексном экзамене на текстовой основе предусматривает сохранение логики комплектования материала согласно заявленным учебным модулям (теоретико-методологическому, историко-аналитическому и практико-ориентированному) в Оценочных и диагностических средствах для итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4. Государственный экзамен проводится в устной форме и в форме защиты ВКР.

5. Билет для комплексного экзамена на текстовой основе включает художественный текст (эпизод) и задания для его литературоведческого анализа и методического решения организации чтения и понимания текста школьником в зависимости от возраста и класса (экзаменуемый должен предложить фрагмент урока изучения данного текста).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Комплексный государственный экзамен на текстовой основе проводится в устной форме. Студенту предлагается художественное произведение или эпизод текста с комплексным заданием, включающим вопросы по двум блокам – 1) литературоведческому и 2) методике преподавания литературы.

Первый блок вопросов предполагает анализ предложенного фрагмента эпического или драматического произведения, поэтического текста. Анализ не обязательно должен тносить целостный и подробный характер, можно остановиться подробно на одном из уровней анализа (концептуальном, хронотопическом, персонажном, пейзажном, детальном и др.) – тот, который является наиболее продуктивным для предложенного текста. Затем осветить фрагмент в контексте целого произведения, в контексте эстетики, поэтики творчества предложенного автора.

 Комплексный анализ текста является одной из важнейших составляющих современного филологического образования. При анализе текста экзаменующиеся должны показать понимание того, что выбор и сочетание языковых средств обусловлены как объективными (жанр, речевые нормы и т.п.), так и субъективными (идейно-эстетическая позиция автора, особенности индивидуального стиля и т.п.) текстообразующими факторами. Не менее важным является и умение рассматривать анализируемые фрагменты в широком историко-литературном и культурном контексте.

Второй блок – методический – предполагает рассмотрение произведения или творчества автора в целом в школьном курсе литературы. Экзаменующийся должен представить на свой выбор разные типы уроков по работе с предложенным художественным произведением, оговорить место текста в учебно-тематическом планировании и учебной программе, изложить методику работы с материалом на уроке.

Художественное произведение/эпизод текста, включенный в комплексный экзамен на текстовой основе, имеет объем, не превышающий 1000-1500 знаков, и отбирается из числа текстов, изучающихся в курсе истории русской литературы и актуальных для дальнейшей профессиональной деятельности в общеобразовательной школе, гимназических классах, на спецкурсах и элективных курсах.

На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний и умений по базовым дисциплинам в соответствии с задачами профессиональной деятельности:

– знание основ специальных теоретических дисциплин;

– владение современными теориями и технологиями филологического анализа;

– умение использовать исторический опыт и современные достижения филологической науки в практической деятельности;

– владение навыками методического обеспечения образовательного процесса.


ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ БЛОК

 

Литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе ориентирован на дисциплину «История русской литературы», цель которой – сформировать у студентов систему знаний о русской литературе, отражающих степень филологической подготовки в целом и уровень филологического мышления (владение историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умение работать с конкретным текстом и обобщать отдельные наблюдения и литературные факты).

Таким образом, литературоведческий блок комплексного государственного экзамена на текстовой основе позволяет выявить уровень освоения предметно-профессиональной подготовки студента:

– владение современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения либо его эпизода;

– умение вписать литературное произведение в историко-культурный контекст эпохи, эпизод – в контекст художественного произведения и творчества писателя, определяя его творческий метод;

– умение проанализировать литературное произведение/эпизод в интертекстуальных связях, исходя из представления о едином «тексте культуры»;

– способность рассматривать художественное произведение/эпизод с учетом многообразных контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического и т.д.), выявлять архетипические основы его образного строя и структуры; выделять круг конфликтов и персонажей, составляющих арсенал «вечных» («мировых») тем и образов;

– способность рассматривать литературное произведение/эпизод в аспекте рода и жанра в единстве формы и содержания, выявляя содержательность их формы;

– анализ произведения/эпизода в соответствующей методологии, учитывая новые интерпретации классики;

– выявление типологических связей художественного текста либо его эпизода.

Студент должен самостоятельно определить путь анализа текста, исходя из его родовой принадлежности, а также авторства, художественной специфики произведения либо его эпизода.

 

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА

 

Эпическое произведение

В анализе эпического произведения рекомендуется обратиться к следующим вопросам:

1. Творческая история произведения, соотношение жизненного материала и художественного текста, этапы воплощения замысла.

2. Особенности субъектно-объектной организации повествования.

3. Пространственно-временная организация.

4. Система персонажей, их взаимоотношения на сюжетном и функциональном уровнях.

5. Способы создания персонажей: имя, внешность, поведение, речь.

6. Композиционная организация художественного текста. Принципы деления произведения на части. Взаиморасположение и взаимосвязь этих частей. Место данного эпизода в составе целого.

7. Возможные контексты.

Лирическое произведение

В анализе лирического произведения рекомендуется учитывать два уровня:

а) уровень историко-биографического комментария (история создания, исторический, культурный и бытовой контексты, сведения об адресатах и т.д.);

б) уровень аналитический (выяснение функций и смысловой нагрузки элементов лирического произведения).

1. Концептуальный уровень произведения:

а) художественная концепция и особенности ее создания;

б) темы и мотивы.

2. Уровень мира произведения:

а) образ мира в оппозициях (свет /темнота, звук/ тишина, цвет/ отсутствие цвета, динамика /статика и т.д.); другие значимости мира: визуальная сфера, аудиальная сфера, одорическая сфера, онейросфера;

б) природа и культура;

в) вещный мир;

г) пространство и время мира. Модель мира.

3. Формы выражения авторского сознания.

4. Уровень внешней формы и реализация лирического переживания на этом уровне:

а) поэтический язык;

б) ритмо-мелодическая организация.

5. Лирический сюжет и его реализация.

6. Композиция.

7. Образ мира автора в анализируемом тексте.

Драматическое произведение

Предложенная схема анализа носит условный характер, т.к. учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, специфика которых по-разному проявляется в каждом отдельном случае в зависимости от развития действия, характера конфликта и набора драматургических средств, используемых автором. В анализе эпизода драматического произведения рекомендуется осветить следующие вопросы:

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения). «Сквозное» действие и «подводное» течение.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта (двуплановость, внешний и внутренний конфликт, их взаимодействие).

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешении конфликта.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Место эпизода в развитии драматического действия. Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (поэтика заглавия и ее реализация в эпизоде, театральная афиша, сценический хронотоп, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра, ролевые ситуации.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия, комедия). Истоки жанра, его реминисценции и новаторское решение автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, монологизация диалогов, реплика в сторону, поэтика имени, деталь).

ЛИТЕРАТУРА

       Список литературы включает перечень литературоведческого материала, ориентированного на художественные произведения, включенные в билеты комплексного государственного экзамена на текстовой основе.

XIX век

   Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 1988. – 175 с. – (Библиотека студента).

Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

Удодов, Б. Т. Очерки истории русской литературы 1820 –1830-х годов : учеб. пособие для студентов-филологов / Б.Т. Удодов. – Воронеж: Изд. дом Алейниковых, 2004. – 380 с.

Эпштейн, М.Н. Слово и молчание: метафизика рус. лит.: [учеб. пособие для вузов] / М. Н. Эпштейн. – М.: Высш. шк., 2006. – 558 с.

Пушкин А.С.

Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин», роман А.С.Пушкина: Комментарий. - М.: Мультиратура, 2005. - 5-е изд., с доп., подгот. Аникиным А.А. - 345 с. - (Сер.: Клас. Комментарий).

Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка [Текст] / Б.М.Гаспаров. – СПб: Академический проект, 1999. – 398 с.

Гринлиф, М. Пушкин и романтическая мода [Текст]: монография / Моника Гринлиф. – СПб.: Академический проект, 2006. – 382 с.

Лотман, Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» [Текст]: комментарий / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.

Онегинская энциклопедия: В 2 т. / Под общ. ред. Михайловой Н.И.; Сост.: Михайлова Н.И. (рук. проекта) и др. - М.: Рус. путь, 2004. – Т. 1. – 576 с.

Сурат, И.З., Бочаров, С.Г. Пушкин [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И.З. Сурат, С.Г. Бочаров. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 240 с.

Фомичев, С.А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. – М.: Рус. путь, 2005. – 175 с. 

 

Лермонтов М.Ю.

Журавлева, А.И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики [Текст]: монография / А.И.  Журавлева. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 286

Лермонтовская энциклопедия [Текст] / отв. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. См. также издания за другие годы.

Маркович, В.М. Становление реализма в романе Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст]: статья // История русской литературы XIX в. (первая треть) [Текст]: хрестоматия литературоведческих материалов / ред. Г.П. Козубовская. – Барнаул, 2004. – С. 363-388.

Ходанен Л.А. Фольклорные и мифологические образы в лирике Лермонтова// Русская словесность. – 1994. – №2. – С. 32-36.

Эткинд, Е.Г. Загадка Печорина или пять масок [Текст] / Е.Г. Эткинд // Эткинд, Е.Г. Психопоэтика. – СПб.: «Искусство-СПб.», 2005. – С. 86-103.

Гоголь Н.В.

Воропаев, В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество [Текст] / В.А. Воропаев. - 3-е изд. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 127 с.

Гольденберг, А.Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и метатекст // Филол. науки. - М., 2007. - N 1. - С. 13-23                                                    

Иваницкий, А.И. Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление // Н.В. Гоголь и мировая культура: Вторые Гоголевские чтения. - М., 2003. - С. 167-180 [ Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.philolog.ru/gogol/7/htm/7.htm      

Иваницкий, А.И. Об эволюции роли риторики в гоголевской фабуле // Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.philolog.ru/gogol/7/htm/7.htm                 

Кардаш, Е.В. Тайна «танцующих старушек»: «Зеркала» и «автоматы» в романтической литературе и «Сорочинская ярмарка» Гоголя // Рус. лит. - СПб., 2006. - N 3. - C. 19-37.

Николай Васильевич Гоголь [Текст]: энциклопедия / Б. В. Соколов. - М.: Эксмо [и др.], 2007. - 731 с. - (Энциклопедия великих писателей). 

Подорога, В. Книга первая. Строй произведений и литература Гоголя [Текст] / В. Подорога // В. Мимесис: Материалы по аналитической антропологии литературы: в 2 т. [Текст] / В.Подорога. – М.: Культурная революция, Логос Logos-altera, 2006. – Т. 1. – С. 17-307.

 

Тютчев Ф.И.

Шайтанов, И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / И.О. Шайтанов .– 2-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2001 .– 127 с.

Лотман, Ю.М. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева» [неавторизованный конспект лекций][Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Гаспаров, М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Ф.И. Тютчев. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Чагина. – М.: Просвещение, 2004. – 440 с.

 

Гончаров И.А.

Лощиц, Ю.М. Гончаров / Ю.М. Лощиц .– 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004 .– 393 с., 16 л. ил. – (ЖЗЛ).

Молнар, А. Поэтика романов Гончарова / А. Молнар. – М.: Компания спутник +, 2004. – 170 с.

И.А. Гончаров : Новые материалы и исследования / Отв. ред. С.А. Макашин, Т.Г. Динесман. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. – 735 с.

Краснощекова, Е.А. Мир творчества И.А. Гончарова (декабрь 1996. Athens, Georgia, USA) [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Недзвецкий, В.А. Романы И.А. Гончарова : В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.А. Недзвецкий .– 2-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2000 .– 99 с.

Отрадин, М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте / М.В. Отрадин. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. – 168 с.

Тургенев И.С.

Топоров В.Н. Странный Тургенев [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Пумпянский, Л.В. Группа «таинственных повестей» [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Осьмакова, Л.Н. «Таинственные повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественнонаучных открытий второй половины 19 века // Филологические науки. 1984, №1. – С . 25 – 36.

        Гитлиц, Е.А. К вопросу о формировании «новой манеры» Тургенева (анализ повестей 50-х гг.) [Электронная версия] // История русской литературы XIX в. (вторая треть). Хрестоматия литературоведческих материалов / под ред. Е.А. Капустиной.

Лебедев, Ю.В. Жизнь Тургенева [Текст]: всеведущее одиночество гения / Юрий Лебедев. – М. : Центрполиграф, 2006. – 607 с.

Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев: мировоззрение, метод, традиции: [Сб. ст.] / Г.Б. Курляндская; Гос. мемориал и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». – Тула: Гриф и К, 2001. – 229 с.

 

Достоевский Ф.М.

Бахтин, М.М. Собр соч.: В 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. – 799 с.М.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: сб. работ отечественных и зарубежных ученых. – М.: Наследие, 2001. – 560 с.

Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» / В.Е. Ветлоловская // Достоевский. Материал и исследования. – СПб.: Наука, 2001. – Т. 16. – С. 97-117.

Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» (статья вторая) / В.Е. Ветлоловская // Достоевский. Материал и исследования. – СПб.: Наука, 2007. – Т. 18. – С.143-160.

Тихомиров, Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий / Б. Н. Тихомиров. – СПб. : Серебряный век, 2005 – 472 с.

Касаткина, Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т. А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 480 с.

Габдуллина В.И.«Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского: монография / В.И. Габдуллина ; отв. ред. В.Г. Одиноков. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 303 с.

Толстой Л.Н.

Громов, П. О стиле Льва Толстого / П. Громов. – Л.: Худож. лит., 1977. – 483 с.

Одиноков, В.Г. Поэтика романов Толстого / В.Г. Одиноков. – Новосибирск: Наука, 1978. – 180 с.

Генис, А. "Война и мир" в XXI веке // Октябрь. - М., 2003. - N 9. - С. 174-181

Долинина, Н.Г. По страницам "Войны и мира": Заметки о романе Л.Н.Толстого "Война и мир". – СПб.: Детгиз-Лицей, 2004. – 253 с.

Переверзин, В.М. Большая эпическая форма в русской литературе: пути жанрового изучения / В.М. Переверзин. – Новосибирск: Наука, 2007. – 174 с.

 

Чехов А.П.

Берковский, Н.Я. Чехов-повествователь и драматург / Н.Я. Берковский // Берковский, Н.Я. О русской литературе. – Л.: Художественная литература, 1985.

Катаев, В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 326 с.

Скафтымов, А. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова / А.П. Скафтымов // Скафтымов, А. Нравственные искания русских пи­сателей. – М.: Худож. лит., 1972. – С. 404-435.

Сухих, И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова / И.Н. Сухих. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 184 с.

Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа : учеб. пособие / В.И. Тюпа. – М.: Высшая школа, 1989. – 135 с. – (Б-ка препо­давателя).

Полоцкая, Э. О поэтике Чехова / Э. Поллоцкая. – М.: Наследие, 2001. – 240 с.

Чеховиана: Полет «Чайки». М.: Наука, 2001. – 585 с.

Чеховиана: «Три сестры». – М.: Наука, 2003. – 580 с.

Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005 – 594 с.

Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П. Скафтымов. – М.: Высш. шк., 2007 – 533 с.

А.П. Чехов: варианты интерпретации: сборник научных ста­тей. – Вып.1. / под ред. Г.П. Козубовской, В.Ф. Стениной. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 160с. – (Сер. «Лицей»).

 

К. XIX–нач. XX вв.

Учебники

Басинский, П.В. Русская литература конца XIX-начала XX века и первой эмиграции: пособие для учителя / П.В. Басинский, С.Р. Федякин. – М.: Академия, 2000. – 525 с.

Русская литература XX века (1890-1910): в 2 кн. / Под ред. С.А. Венгерова. – М.: ИД XXI век-Согласие, 2000. – 471 с.

Смирнова, Л.А. Русская литература конца XIX-начала XX века: учебник для студентов педагогических институтов и университетов / Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.

Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX века: учебник для филологических специальностей вузов / А. Г. Соколов. – М.: Высшая школа, 2015. – 432 с.

 

Основная

Аверинцев, С. Противоречия символизма / С.Аверинцев // Вопросы литературы. – 1975. – № 8. – С. 123-142.

Дуганов, Р.В. Велимир Хлебников: природа творчества / Р.В. Дуганов. – М.: Советский писатель, 1990. – 350 с.

Жирмунский, В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука,1973. – 182 с.

Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 335 с.

Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века / Д.Е. Максимов. – Л.: Советский писатель, 1986. – 406 с.

Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма / И.Г. Минералова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 269 с.

Минц, З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц; [вступ. ст. В.Н. Топоров; сост. Л.Л. Пильд]. – СПб.: Искусство-СПБ, 1999. – 727 с.

Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества» / В. А. Сарычев. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1991. – 318 с.

Швейцер, В.А. Быт и Бытие Марины Цветаевой / В.А. Швейцер. – М.: СП Интерпринт, 1992. – 544 с.

Эткинд, Е.Г. Единство «Серебряного века» / Е.Г.Эткинд // Звезда. – 1989. – № 12. – С. 21-39.

 

Дополнительная

Заманская, В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: учебное пособие / В.В.Заманская. – М.: Наука, 2002. – 303 с.

Кацис, Л.Ф. В.Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи / Л.Ф.Кацис. – М.: Изд-во Рос. Гос. гуманит. ун-та , 2000. – 234 с.

Серебряный век русской поэзии / сост. Н.Б. Банникова. – М.: Просвещение, 1993. – 431 с.

Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н.Топоров. – М.: Прогресс, 1995. – 735 с.

ХХ век

Основная

Алексеева, Л. Ф. и др. История русской литературы XX века: в 4 т. / Л.Ф. Алексеева. – М.: Высшая школа, 2005.

Баевский, В.С. История русской поэзии 1730-1980 / В.С. Баевский. – М.: Интерпракс, 2004. – 296 с.

Белякова, Н. Н. и др. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Н.Н. Белякова. – М.: Флинта, 2006. – 439 с. Избранные имена. Русские поэты XX века / под ред. Н. М. Малыгиной. – М.: Флинта, 2006. – 289 с.

Нефагина, Г.Л. Русская проза конца ХХ века / Г.Л. Нефагина. – М.: Флинта : Наука, 2005. – 320 с.

Русская литература XX века: в 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. – М.: Академия, 2003. – Т.1. – 496 с.; Т.2. – 461 с.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 607 с.

Дополнительная

Акимов, В.М.Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В.М.Акимов. – М.: Народное образование, 1995. – 55 с.

Альфонсов, В.Н. Поэзия Б. Пастернака / В.Н. Альфонсов. – Л.: Советский писатель, 1990. – 368 с.

Давыдова, Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция: (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.) / Т.Т. Замятин. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 330 с.

Жолковский, А.К. М. Зощенко: поэтика недоверия / А.К. Жолковский. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 331 с.

Куляпин, А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина / А.И. Куляпин. – Барнаул: Издательство АГУ, 2006. – 199 с.

Куляпин, А.И. Творчество М. Зощенко: истоки, традиции, контекст / А.И. Куляпин. – Барнаул: Издательство АГУ, 2002. – 172 с.

Курбатов, В.Я. Валентин Распутин. Личность и творчество / В.Я. Курбатов. – М.: Советский писатель, 1992. – 174 с.

Пятигорский, А.М. Пастернак и доктор Живаго: Субъективное изложение философии доктора Живаго / А.М. Пятигорский // Пятигорский А.М. Избранные труды. – М.: Языки русской культуры, 1996. – С.213-230.

Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 2001. – 599 с.

Соколов, Б.В.Булгаков: Энциклопедия / Б.В. Соколов. – М.: Алгоритм, 2003. – 542 с.

Чудакова, М. Жизнеописание М. Булгакова / М. Чудакова. – М.: Книга, 1988. – 495 с.

Чупринин, С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель / С. Чупринин. – М.: Время, 2007. – 575 с.

Яблоков, Е.А. Художественный мир М. Булгакова / Е.А. Яблоков. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 420 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Методический блок контролирует сформированность системы профессиональных знаний и умений в преподавании литературы в школе.

Этапы работы с текстом художественного произведения отражают три стадии в его восприятии, а также этапы развертывания читательской деятельности:

1. Стадия непосредственного восприятия характеризуется целостностью, яркостью, непосредственностью, включением воображения — это так называемое «восприятие сердцем». Эта стадия включает такие этапы, как подготовка к чтению (просмотровое чтение), первичное (ознакомительное) чтение и проверка первичного восприятия.

С точки зрения организации деятельности это этап погружения в совместную читательскую деятельность учителя и читателей-школьников, на котором происходит пробуждение любопытства, заинтересованности как в новом тексте, так и в новых способах работы с ним.

2. Стадия обдумывающего восприятия («сердце+ум» или «умные эмоции», по Л. Выготскому) обеспечивает понимание прочитанного, когда включаются мыслительные процессы. Эта стадия завершается эстетической оценкой прочитанного. После проверки первичного восприятия следует постановка учебной задачи, которая организует анализ-перечитывание текста с использованием разных видов и приемов анализа (литературоведческих и творческих). Происходит развертывание совместной читательской деятельности в форме коллективного учебного диалога, в процессе которого формируются следующие аналитические умения: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором, устанавливать причинно-следственные связи, понимать авторскую позицию, выделять главную мысль. Используется изучающее и выборочное чтение.

3. Стадия влияния художественного текста на личность читателя как результат восприятия. Происходит вторичный синтез: обобщение прочитанного, формулирование главной мысли, интерпретация через литературно-творческие задания. Это этап оформления и предъявления результатов совместной деятельности: что поняли (открыли?), чему научились? какие новые вопросы появились.

Методическое обеспечение урока предполагает следующие этапы его подготовки:

– выбор класса, типа урока (по дидактической цели: вступительное занятие, чтение и ориентировочное занятие, заключительное занятие; анализ эпизода; и т.п.)

– формулировка темы, цели урока и этапов аналитической работы;

– подбор вопросов на первичное читательское восприятие;

– создание методических условий, способствующих полноценному восприятию художественного произведения (интерпретация текста с помощью других видов искусств и т.п.).

Аналитические умения, составляющие систему читательских умений:

– умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью (функцией) в произведении;

– умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем в слове;

– умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;

– умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию авторского замысла;

– умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста;

– умение осваивать художественную идею произведения.

 

Примерная схема анализа эпизода эпического произведения на уроке

Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины

1. Найти границы эпизода и дать название.

2. Место расположения данного эпизода.

В начале произведения

В конце

В середине

3. значимость данного эпизода, он помогает понять:

Характер героя.

Поведение, поступки героя.

Авторскую позицию.

Это второстепенный эпизод в развитии действия.

4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение).

5. События, описанные в эпизоде.

6. Характеристика действующих лиц эпизода:

внешность, одежда, манеры;

речь;

взаимодействие героев.

7. Художественные выразительные средства.

8. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении:

пейзаж, интерьер;

внутренние монологи;

дневник.

9. Роль данного эпизода в произведении:

эпизод является кульминационным, решающим, ключевым;

ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду;

эпизод является вспомогательным (имеет дополнительное значение для развития сюжета).

 

Литература

Учебники:

Богданова, О.Ю. и др. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся педагогическим специальностям / О.Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 2012.

Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М., 1985.

Дополнительная:

Богданова, О.Ю., Леонов, С.А. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студентов пед.вузов / О.Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 1999. – 400 с.

Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов / под ред. С.П. Лавлинского. – М.: Прогресс-традиция, ИНФРА, 2003. – 384 с.

Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / автор-сост. Б.А. Ланин. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

Бершадская, Н.Р., Халимова, В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова. – М.: Просвещение, 1986. – 320 с.

Бессонова, Л.А. Повторение литературы в выпускном классе / Л.А.Бессонова. – Л.: Просвещение, 1970. – 224с.

Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя / Б.А. Буяльский. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки / Г.А.Гуковский. – Тула: Автограф, 2000. – 224 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках: пособие. 2 изд., дораб. М., 2011.

Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011.

Исаченкова, Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы: методическое пособие / Н.В. Исаченкова. – СПб.: Паритет, 2003. – 134 с.

Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь : книга для учителя / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л.Львова. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.

Мадер, Р.Д. Анализ поэтического текста / Р.Д.Мадер. – М.: Просвещение, 1979. – 165 с.

Маранцман, В.Г. Труд читателя. От восприятия к анализу литературного произведения / В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А.Рыбникова. – М.: Педагогика, 1985. – 334 с.

Современные образовательные технологии: учебное пособие/колл. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011.

Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В.Тодоров. – М.: Айрис – Пресс, 2002. – 96 с.

Школьные программы по литературе (под ред.: Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, И.Н. Сухих и др).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 868; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!