Возникновение и развитие журналистики Испании, Италии, Австро-Венгерской Империи.



Италия

Первые рукописные газеты на территории Италии начали выпускаться с 1471 г. в Болонье.

В 1636 году типографы из Флоренции Амадоре Масси и Лоренцо Ланди взялись за издание печатной газеты. Она не имела названия. Выпуски помечались номерами. Основные новости отражали флорентийские события, а также интересные факты, которые касались каких-либо происшествий, природных катастроф, необычных явлений. Можно сказать, что итальянцы в числе первых почувствовали тягу к сенсации.

Первая итальянская газета с названием «Синеро» («Искренняя») стала печататься в Генуе в 1642 году. Создал ее Лука Ассарино, коммерсант. Выпускал до 1682 года. Сначала газета выходила дважды в месяц, позднее - два раза в неделю. Носила сугубо информационный характер. Делал газету ее хозяин. Он пользовался услугами профессиональных собирателей новостей. Расходы за эти услуги покрывал доходами от розничной продажи своего издания.

Первыми ежедневными газетами Италии стали «Гаццетта да Дженова» («Генуэзская газета», 1798 г.) и «Гаццетта да Венециа» («Венецианская газета», 1805 г.).

Активное развитие получает периодическая печать, связанная с художественной литературой. Подробно анализировалось творчество отдельных писателей, основательно и всесторонне оценивались создававшиеся ими произведения. С 1668 г. издавался «Журнал литераторов» («Джорнале деи леттерати»). Он копировал французский «Журнал де саван» («Журнал ученых», 1665 г.). С 1 января 1740 г. стал выпускаться еженедельник «Новелле леттерарие» («Литературные новости») в Венеции. Он имел два выпуска - один на итальянском, другой - на латинском языках. Адресованное писателям издание должно было соответствовать требованиям основной читательской аудитории. Предпочтение отдавалось публицистическим статьям, памфлетам, рецензиям, очеркам, новеллам. Совершенствовались языковые приемы подачи текстов. Предпочтение отдавалось тем из них, которые были написаны ярко, страстно, в зажигательной манере. Этого требовал менталитет итальянцев.

Для Италии был характерен террор инквизиции.

Французский период правления Италией сказался на ее печати. Она стала раскованнее, свободнее, доступнее широким массам читателей. Появились такие издания, которых не было раньше. Например, печатные «Амичи делле революционе», то есть «Друзья революции». Революционным содержанием была проникнута газета «Джорнале патриотико да Корсика» («Патриотическая газета Корсики»). Ее издавал Филипп Буаноротти. Он стремился увлечь своих читателей революционной атмосферой Франции, призывал следовать ее примеру.

Французское вторжение Наполеона практически аннулировало все ограничения свободы печати, существовавшие в Италии ранее. В статье 354 ее Конституции было записано: «...никто не может запрещать говорить, писать, печатать и мыслить. Никакие писания не могут быть подвергнуты цензуре до их опубликования. Никто не может быть ответственным за то, что он написал Опубликовал, кроме случаев, предусмотренных законом».

Наполеон использовал газеты в своей политике. По его инициативе была создана в Милане газета «Курье де л'арме д’Итали» («Почта итальянской армии») и «Франс де л'арме д’Итали» («Взгляд на Францию из Итальянской армии»), «Либерто венето» («Свободный венецианец») в Венеции, в Риме «Оратер дю Капитолm» («Оратор Капитолия»), «Курье де Турин» («Туринская почта»). Все эти газеты были профранцузской направленности. В журналистике Италии не было даже намека на оппозиционность наполеоновскому владычеству.

Но после 1799 года положение изменилось. Цензурный режим ужесточился и во Франции, и в Италии. Лидерами итальянской прессы стали «Мониторе да Рома», «Мониторе Неаполитано». С них согласно распоряжению французских властей все остальные газеты должны были брать пример, то есть делать из них перепечатки.

Испания

В 1502 г. в Испании был принят закон, согласно которому все печатные издания должны были проходить предварительную цензуру. Цензорские функции возлагались на государственные и церковные структуры. В январе 1661 года вышел первый номер газеты "Гасета нуэва де Мадрид" («Новая газета Мадрида») с подзаголовком: "Сообщение или газета о политических и военных событиях, имевших место в большей части света до конца декабря 1660 года". В течение двух лет вышло 20 номеров, каждый из которых содержал в себе 8 страниц.

Жесткий контроль инквизиции над духовной жизнью страны сдерживал развитие периодической печати. В этом отношении Испания отставала от европейской практики. С февраля 1758 года начала выходить первая ежедневная газета "Диарио де Мадрид" ("Мадридская газета"). Яркие публикации в ней появлялись редко. Зато регулярно печатались стихотворения читателей, объявления с приглашениями на работу, сообщавшие о продаже вещей, животных и т.д.

В 90-х годах XVII века ежедневные газеты появляются в Барселоне -"Диарио де Барселона" (1792г.), в Валенсии - "Диарио де Валенсия" (1790 г.), в Севилье - "Диарио историке и политике де Севилья" (1792 г.), в Мурсии - "Диарио де Мурсиа" (1792 г.), в Сарагосе - "Диарио де Сарагоса" (1794 г.).

В 1848 г. в Вене Август Цанг основал австрийский аналог жирарденовской газеты – «Die Presse».

Австро-Венгрия

Печатной прессе предшествовали рукописные газеты. Их разновидностью можно считать "письма-новости" и "письма-газеты". Как правило, они были в ходу у ученых, чиновников, государственных служащих. Хотя создавались и купцами - компаньонами, владельцами банкирских контор.

Первые многостраничные газеты начинают выходить в 1605-1609гг. В 1610 году в Базеле увидела свет газета "Ординари-вохенцайтунг".

Первые печатные газеты на территории Венгрии выходили на латинском и немецком языках в начале 18 века. Это, в частности, «Mercurius Hungarius». Первая газета на венгерском языке появилась в 1780 году, она называлась «Magiar Hirmondo». С 1630 года газеты выходили два-три раза в неделю. Первая же ежедневная газета появилась в 1650 году. А позднее стали издаваться новостные газеты.

 В 1788 году в Будапеште стал выходить «Magiar Mercurius». Печать в этой стране развивалась очень медленно и так же, как итальянская, испытала на себе влияние революционных идей 30 – 40 годов 19 века. Основателем национальной журналистики считается известный венгерский поэт и революционер Лайош Кошут, начавший заниматься журналистикой с 1832 года.

В Вене, после того как в продолжение нескольких десятилетий имперская столица остава­лась без газет, в 1703 г. появились одновременно «Posttäglicher Mercurius» и «Wienerisches Diarium», выходившие до 1724 г. по­рознь и соединившиеся в этом году в официальный правитель­ственный орган, существующий и поныне. С 1780 г. он принял название «Wiener Zeitung».

Возникновение и развитие прессы в США. «Бостон ньюс» Кэмпбела. Издания С.Адамса, Б.Франклина и Т.Пэйна. «Свободная» американская пресса конца ХVII – начала ХIХ в. Первые американские ежедневные издания.

Попытки издания газеты предпринимались в Америке с конца XVII века. Старейшая американская газета «Public Occurences» («Общественные события») вышла 25 сентября 1690 года, но ее первый номер оказался и последним.

Первая регулярная американская газета «The Boston News Letter» («Бостонские новостные письма») вышла в 1704 году.

Ее редактором был бывший британский почтмейстер Джон Кэмпбелл. В 1719 году появилась первая конкурирующая газета «Boston Gazette» («Бостонская газета»), а через два года вторая – «The New England Courant» («Вести Новой Англии»). Обе газеты редактировал Джемс Франклин – старший брат одного из будущих отцов-основателей США Бенджамена Франклина (1706–1790). Франклин-младший работал у брата учеником в типографии. В 1730 году в Филадельфии он начал издавать «Pennsylvanya Gazette» («Пенсильванскую газету»). Вообще, все отцы-основатели Соединенных Штатов были журналистами и публицистами.

В середине XVIII века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату. Такая практика у многих вызывала протест, однако Франклин в памфлете «Апология печатника» отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.

Первые американские журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата сначала не имели успеха у читателей и быстро прогорали. Так, «American Journal, или Ежемесячный обзор политического состояния Британских колоний» Эндрю Брэдфорда и Джона Уэбба просуществовал в 1741 году три месяца, а «Всеобщий журнал и хроника событий британских поселений в Америке» Франклина закрылся в том же году через шесть месяцев.

Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» («Пенсильванский журнал») (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью «Письмо о женском поле».

Особую известность Пейн получил в годы войны за независимость США (1776–1783). В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв к независимости от Англии. В самый критический момент войны за независимость Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух деморализованных поражением американских воинов и внушить им ненависть к врагу. Памфлет был написан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым в серии созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». В них использовались приемы эмоционального воздействия на читателя, в частности, элементы острой сатиры.

Пейн в своих памфлетах декларативен, он использует черно-белые краски, допускает резкие, безапелляционные выпады против оппонентов. Форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента. В обращении Пейна к «здравому смыслу» видна простота, убедительность, искренность автора. Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой.

После войны Пейн уехал в Англию, а оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежал в охваченную революцией Францию, где писал в газету «Республиканец», избирался в Конвент. В памфлете «Права человека» (1791–1792) Пейн встал на защиту революции и высказывался по мировоззренческим проблемам. Во Франции Пейн написал трактат «Век разума» (1794), в котором касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в Церкви, а у природы. «Мой собственный ум – моя церковь», – заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость Вселенной, обрушивался с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью силился доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и особенно Нового Завета. В своем богохульстве Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения.

«Век разума» настолько возмутил американского читателя, жившего тогда еще по нормам христианской морали, что Пейн, возвратившись в Америку, оказался в одиночестве, умер в бедности, и его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.

В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла первая поправка к Конституции США 1787 года – одна из десяти поправок, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 года. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу.

Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!