Творчество Н.А. Некрасова для детей



Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэ­зии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мо­тивы и образы, что и всей его поэзии.

Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обраще­нии поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части ад­ресованных юным читателям произведений Некрасова вос­созданы образы ребят из крестьянской среды.

«Тема детства неотделима у Некрасова от темы России и русского народа. Вспоминает ли поэт свое детство («На Вол­ге»), задумывается ли над судьбой крестьянского мальчика («Школьник») — все это пронизывает «мысль народная» ...»

Крестьянские дети для Некрасова — это будущее России:

Не бездарна та природа,       Столько добрых, благородных,

Не погиб еще тот край,        Сильных любящей душой

Что выводит из народа         Посреди тупых, холодных

Столько славных то и знай, — И напыщенных собой!

Публикуя в «Современнике» «Железную дорогу» (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: «(Посвящается детям)». «Умному Ване» адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных, детям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских окраин. «Вы зачем тут, несчастные дети?» — восклицает поэт, описав страшную в своей беспросветности картину городской жизни бедняков и их детей. Так, в стихотворении «Плач детей» колесо фабричной машины становится символом беспощадного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детства и, кажется, забыты даже Богом («бесполезно...молиться»). В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать».                                                                              

Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании — идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, со­стоятельность взрослого героя («Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка»).

Непосредственно детям адресовано два цикла «Стихотво­рений, посвященных русским детям»: в 1868 году опублико­ваны в «Отечественных записках» «Дядюшка Яков», «Пче­лы», «Генерал Топтыгин», в 1870—1873 годы вышли «Дедуш­ка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника». Сохранились сведения о совместном с Салтыко­вым-Щедриным замысле издания книги для детей. Полный сборник стихотворений Некрасова «Русским детям» был вы­пущен в 1881 году сестрой поэта.

Одно из самых известных и любимых детьми некрасов­ских стихотворений — «Дедушка Мазай и зайцы»(1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы, активная включенность в нее человека. У современного чи­тателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.

Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рас­сказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охот­ника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура коло­ритная:

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.

(Видимо, внук — приемыш этого доброго старика.) Вся его жизнь — в лесу, на охоте:

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем.

В лесу он не только охотится, собирает грибы, бруснику, малину; поэтичного старика радует нежная песенка пеночки, уханье удода, красота и изящество сыча («рожки точены, ри­сованы очи»).

Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зай­чишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цеп­ляет багром бревно с десятком «косых». Самых слабых и боль­ных он даже берет домой, где они «высохли, выспались, плотно наелись».

Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: «Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:

Смотри, косой,         

Теперь спасайся,

 А чур — зимой            

Не попадайся!

Прицелюсь — бух! И ляжешь... Ууу-х!..

Мысль об ответственности человека за беззащатные, сла­бые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче «Пчелы» (1867). В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. «Тонут работ­ницы, тонут сердечные!» Загоревавшим крестьянам случай­ный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам: «Вы бы им до суши вехи поставили». Пчелки быстро оцени­ли «сноровку мудреную: «Так и валят, и валят отдыхать!»

Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благода­рить прохожего за добрый совет.

Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наста­вительны. Это осознанный художественный прием, связан­ный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эс­тетической позицией поэта. Учительное, просветительное на­чало отчетливо звучит в стихотворении «Дядюшка Яков»(1867). В нем Некрасов с симпатией поведал о коробейнике-книгоноше. Поэт интересовался трудом офеней, одно время через них распространял в народе свои «красные книжки» (изданные в красной обложке), где были помещены поэма «Коробейники», «Школьник» и другие стихотворения.

На селе появление разносчика-офени — большое собы­тие, настоящий праздник. Так и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные выкрики: «По гру­шу! По грушу! Купи, сменяй». Среди «товара всякого» поэта особенно привлекают книжки:

Мальчик-сударик!      Букварь не пряник,

Купи букварик!         А почитай-ка,

Отцы почтенны!        Язык прикусишь...

Книжки неценны;     Букварь не сайка,

По гривне штука —   А как раскусишь,

Деткам наука!..          Слаще ореха.

Сердобольный дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении «Школьник» (1856).

Совсем в ином духе написано стихотворение «Генерал Топ­тыгин» (1867), в основу которого положен забавный анекдо­тический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:

Быстро, бешено неслась    

 Тройка — и не диво:            

На ухабе всякий раз             

Зверь рычал ретиво;             

Только стон кругом стоял:

 «Очищай дорогу!

Сам Топтыгин-генерал,

Едет на берлогу!»

Стихотворение вызывает интерес детей живостью и зани­мательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.

«Крестьянские дети» (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о де­тях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру «Крес­тьянские дети» — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детст­ве. Первоначально поэт определял свое произведение как «детская комедия», но затем отказался, усилив лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпи­зодов деревенской детской жизни, соединенных задушевны­ми размышлениями лирического героя.

Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьян­скими ребятишками. Фоном служит чудная природа как во­площение земной гармонии:

...в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи.

Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнеч­ного радостного пейзажа возникает

... шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.

 Только глаза да детские голоса — так изображает Некра­сов своих героев, а читатель может представить, почувство­вать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел («Постоим еще, Гриша»)... Дети с любопыт­ством рассматривают барина, комментируют его экипиров­ку, поведение:

И видно, не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой...

Подлинный восторг «милых плутов» вызывает маленькое представление, устроенное для них Фингалкой, охотничьим псом (отголосок «детской комедии»).

Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми «рабочего зва­ния», что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рису­ет образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукош­ком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.

Характеризуя тот фрагмент поэмы, который часто публи­куют под заглавием «Мужичок с ноготок», К.И.Чуковский писал: «Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникну­та той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика».

К.И.Чуковский обращает внимание на то, что маленький мальчишка идет несвойственной ребенку походкой: он не бредет, не шагает, а «шествует важно, в спокойствии чин­ном». Чувство собственного достоинства придает ему осо­знание себя серьезным работником, помощником отца: Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...

Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем ма­леньком шедевре — поэме «Крестьянские дети». «Обаянием поэзии детства» согрето все творчество Некрасова, обращен­ное к юным читателям.

Главная мысль, пронизывающая все стихотворения Некрасова о детстве, — это мысль о будущем России. Какими они вырастут - такое будущее и ждет любимую родину.

 

Лекции 8-9

Детская литература на рубеже XIX и ХХ веков

План

1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.

2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Художественное своеобразие стихотворений К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина для детей. Веселая книга для детей Саши Черного.

3. Тема трудного детства в творчестве писателей-реалистов: А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», Д. Мамин-Сибиряк «В глуши», «Вертел», Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» и др.)

4. В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Парадокс». Драматизм сюжета, своеобразие психологических портретов детей, гуманистический пафос. Идейно-художественный характер и воспитательное значение повести «Слепой музыкант».

5. А.М. Горький и развитие литературы для детей

А) Проблемы детской литературы в статьях 20-30-х годов: «Литературу - детям», «О темах», «О сказках» и др.

Б) Сказки А.М. Горького: «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар» и др., их воспитательное значение. Образы детей в ранних рассказах: «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти», «Вор».

В) Жанровое своеобразие «Сказок об Италии» А.М. Горького: «Дети Пармы», «Симплонский туннель», «Пепе».

Г) Развитие жанра автобиографической повести в книге «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и утверждение «яркого, здорового и творческого» в русской жизни. Сравнительная характеристика деда и бабушки. Становление характера Алеши Пешкова. Методические рекомендации к изучению повести «Детство» в школе.

 

Литература основная

1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 196-236.

2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.

3. Горький А.М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. – М., 1989.

Дополнительная литература

4. Бялик Б. Судьба Максима Горького. – М., 1973.

5. Никольский В. Из уроков в 5 классе по рассказу В. Короленко «Дети подземелья». // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 602-607.

6. Смелкова З. Размышления над повестью В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на уроках внеклассного чтения // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 607-618.

7. Чуковский К.И. Лидия Чарская // Чуковский К.И. Сочинения: В 2-х т. – М., 1990. – Т. 1.

 

Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.

 

Эпоху между 1892 и 1917 гг. принято называть «серебряным веком». Это сложный и насыщенный период в истории отечественной литературы. Множество значительных имен представляли разнообразные течения: реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и пр. Всех их объединяло предчувствие глобальных перемен в масштабах России и всего мира.

Начало ХХ века воспринималось как начало новой эры – Детства всего человечества.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. Но подход к его пониманию и изображению был своеобразным для каждого направления и автора. Так, символисты видели в ребенке существо-загадку, причастное к тайнам будущего.

А. Блок

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Реалисты – подход к ребенку с социальной стороны. М. Горький, Л. Андреев показывали, как «свинцовые мерзости» жизни, с одной стороны, закаляют детский характер (повесть Горького «Детство»), с другой стороны, губят детскую душу (Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек»).

Темам страдания, нравственного самоопределения ребенка в мире посвящали свои произведения Станюкович («Максимка»), Гарин-Михайловский(«Детство Темы»), Короленко («Дети подземелья»), Свирский («Рыжик»), Серафимович («Маленький шахтер»), Куприн («Белый пудель») и др.

Несмотря на возросший интерес к проблемам детства во взрослой литературе, собственно детская литературы переживала далеко не лучшие времена, прежде всего из-за ужесточения двойной цензуры – политической и педагогическо1.

Количество детских периодических изданий и книг значительно возросло (журналы«Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.), однако зачастую преобладала массовая литература, не обладающая высоким [удожественным достоинством, зато тематически привлекательная.

Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. бурный рост массовой детской литературы принял поистине катастрофический характер. Причины: 1) коммерческий интерес к детским изданиям – дешевым и хорошо раскупаемым; 2) гонения на демократическую детскую литературу; 3) возросшее влияние казенной педагогики – насыщенность моралью – снижение требований к художественному качеству. Детская книга превращается в дидактическое пособие. Охраняли детей от «излишнего реализма». Произведения больших писателей вытеснялись книгами Вербицкой, Лукашевич, Желеховской и др.

Массовая детская литература первых десятилетий ХХ века породила настоящий феномен, имя которому – Лидия Чарская (1875-1917). Под этим псевдонимом Лидия Чурилова, актриса Александринского театра, написала около 80 книг для детей и юношества. Ее боготворили юные читатели всей России. Печаталась она в журнале «Задушевное слово». Перечислим некоторые ее повести: «Люда Влассовская», «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Записки сиротки», «Записки институтки» и т.д. А также сказки, сборники стихов, пьесы.

Существует два способа воздействовать на юного читателя: !0 забавлять, используя юмор; 2) пробуждать сострадание, помочь овладеть понятиями разума, добра и справедливости. Лидия Чарская избрала второй путь. Ее произведения отражают впечатления детства и юности самой писательницы: ранняя утрата матери, «воздух сиротства», детски властная любовь к отцу и ненависть к мачехе, побег из дома, странствия среди чужих людей и среди опасностей, тоска по товариществу, жажда открыться и открыть чужую душу, трудное вживание в замкнутый мир институтского коллектива и, наконец, постепенно вызревшая причастность к родной истории и культуре.

Много раз на страницах то одной, то другой повести с неправдоподобными преувеличениями варьировала и на разные лады дофантазировала она пережитое. Герои и героини ее многочисленных приключенческих повестей (обычно девочки) убегают из дома, попадают к разбойникам, переживают бури, нападения диких зверей, им угрожает смертельная опасность. Они, как правило, сироты, много страдают, но, выдержав все испытания, в финале или находят родителей, или обретают друзей, перестают быть одинокими.

Действие книг обычно начинается в экзотической обстановке (Кавказ, Сибирский тракт), а затем переносится в город, где героя ждут все новые испытания.

Дети с увлечениям следят за поворотами сюжета, не обращая внимания на стилистические небрежности, словесные штампы, схематизм в обрисовке характеров, повторы ситуаций, которыми изобилуют книги Чарской.

Дети называли Чарскую великой, сравнивали с классиками. Публикация неумеренных восторгов в ее адрес вызвала появление статьи К. Чуковского «Лидия Чарская», где он стремился развенчать кумира. Сосредоточив внимание на повторах экстремальных ситуаций («Ураганы, пожары, разбойники, выстрелы, дикие звери, кораблекрушения, столкновение поездов»), на обмороках и ужасах, на других уязвимых свойствах Чарской, Чуковский увидел в ее повестях не живое чувство, не вдохновение, а бездушность, трафарет, мертвечину, торжество пошлости.

Статья нашумела. Но… Чарскую продолжали любить с такой безоглядностью, на которую способны только дети. Теплые отзывы о своем детском чтении ее книг оставили В. Шкловский, Евг. Гинзбург, Б. Васильев, Л. Пантелеев, Вера Панова. Все это свидетельствует о том, что литературное наследие Л. Чарской далеко не однозначно и в художественном отношении, и по идейному содержанию

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!