Творчество И.А. Бунина – писателя и поэта.



Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский – один из корифеев русской литературы».

Детство и юность Бунина во многом отличались от традиционных путей, каким шло формирование дворянской и даже разночинской молодежи уходящего столетия. Он окончил всего 4 класса Елецкой гимназии и до 19 лет безвыездно жил в обедневшем дворянском поместье орловской губернии. «Никогда бы он так не узнал, не почувствовал народ, если бы, кончив курс в Елецкой гимназии, переехал в Москву и поступил в университет. Надо было жить в деревне круглый год, близко общаться с народом, чтобы все воспринять, как воспринял он своим редким талантом», – писала жена писателя В. Муромцева – Бунина.

Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знание русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.

В судьбе и творчестве Бунина своеобразно отразилась круто ломавшаяся жизнь России в пору тех огромных потрясений, которые несла миру революция. Бунин, меривший жизнь самой высокой мерой, страстный и нередко пристрастный человек, неприязненно относился к революции. Но, отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие, художник непрестанно мучился  бедами и трагедиями нашего столетия. Он безмерно страдал в годы зловещих мировых войн, горестно переживал трагедию порабощенных и больше всего – трагедию веками страдавшего русского народа. И сам художник неустанно разгадывал загадки национальной истории, напряженно думал о необходимости обновления мира и человека, обрекая себя «на новые пути, на новые скитанья и исканья».

Много необычного вынес Бунин из тех странствий по свету, которые он совершал чуть не ежегодно в пору зрелости. Он не раз бывал в Турции, на берегах Малой Азии, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, был в Иране, Алжире, Тунисе, на окраинах Сахары, плавал на Цейлон, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию. Словами любимого поэта Саади Бунин говорил о себе: «Я <…> стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей».

Путь Бунина к вершине искусства был долог. Он не сразу обрел свой поэтический голос, не сразу начал писать о том сокровенном, что таилось в его душе. Рассказы и стихи, печатавшиеся в 90-е годы и вошедшие в сборники «На край света» (1897) и «Под открытым небом» (1898), были одобрительно встречены критикой, но в них еще чувствовалась сковывающая власть традиции.

Мощное дарование Бунина поначалу раскрылось в переводе «Песни о Гайавате» Лонгфелло (1896) – переводе, до сих пор оставшемся непревзойденным.  

Формирование своего взгляда на мир, самобытной эстетической системы и поэтики совершалось первоначально в поэзии Бунина. Самое раннее его стихотворение помечено 1883 –им годом. В эмоциональном строе стиха, по-видимому, легче было выразить то рождающееся мировосприятие, которое не было еще столь полновесным, чтобы найти воплощение в прозе. К тому же по изначальной сути своего дарования Бунин прежде всего поэт. Он сам говорил: «Я поэт, и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт».

Бунинский мир не замкнут и не статичен и почти всегда распахнут в глубины времени и пространства. Этому способствуют всегда присутствующие в бунинских картинах природы дали земные (дороги, степи, леса, равнины, горы, моря, океаны), просторы звездного, солнечного, лунного или облачного неба, ритм, бег времени. Все это создает ту атмосферу вековечности и цельности бытия, где по мысли Бунина «ничто не гибнет, – только видоизменяется».

Поразительна способность Бунина улавливать и передавать эту цельность бытия даже тогда, когда он пишет о мгновенном, исчезающем:

Зарницы лик, как сновиденье,

Блеснул – и в темноте исчез.

Но увидал я на мгновенье

Всю даль и глубину небес.

На раннем этапе своего творческого пути Бунин  выступал как ученик Никитина, Кольцова, отчасти – Некрасова. Бунин следовал за ними в разработке крестьянской тематики, перенимал мотивы их лирики, подражал строю и ритмике их стихов. Характерно одно из первых стихотворений Бунина, появившихся в печати, «Деревенский нищий» (1886). В центре его – скорбный образ старика-крестьянина, бездомного страдальца, которого слишком нужда одолела, вынужденного доживать свои дни на нищенские подаяния. Стихотворение заканчивалось горестным авторским восклицанием:

Грустно видеть, как много страданья

И тоски, и нужды на Руси!

Гражданская тематика не становится основной в творчестве Бунина. В большей степени его лирический герой интересуется природой, запахами полей и лесов, ароматами трав, цветов. В девятнадцатилетнем возрасте Бунин пишет, например, осенний пейзаж, поражающий реалистичностью красок:

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли. Но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее

В кустах свалялася трава,

И под дождем осеним тлея,

Темнеет темная листва.

«Очень хорошо, очень верно!» – восхищенно отозвался об этом стихотворении Л. Толстой. Из бунинских стихотворений о природе, преимущественно среднерусской, которую он так проникновенно любил и постигал, складывался собирательный обобщенный поэтический образ России. Грустные раздумья о родине встречаются в ряде стихотворений «Родине» (1891), «Родина» (1896).

Но не спокойное любование природой, не пейзаж сам по себе интересовал поэта. В более позднем стихотворении «Оттепель» (1901) Блок скажет о себе:

Нет, не пейзаж влечет меня

Не краски жадный взор подметит

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Бунин пытается донести до читателей мысль о том, что приобщение к красоте природы, нетленной и единственно вечной в том дисгармоничном мире, где господствуют социальное зло и неправда, помогает человеку устоять перед чувством разочарования в жизни.

Воссоздавая картины русской природы и образ Родины, поэт не может освободиться от чувства скорби. «Да, край родной не радует теперь!» – восклицает он в стихотворении «В степи» (1889), сливая воедино чувство родины и чувство скорби по ней:

Но я люблю кочующие птицы,

Родные степи. Бедные селенья –

Моя отчизна; я вернулся к ней

Усталый от скитаний одиноких,

И поля, и красоту все печали…

Вскоре пришло к молодому писателю и официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896) американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев (в 1909 году Академия наук изберет Бунина своим почетным членом).

Постепенно Бунин освобождается от прямых литературных влияний, обретает собственный творческий голос. Его не захватили декадентские течения в литературе. Бунин сохранил верность реалистической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры. Но таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте АП. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького.

Древние легенды и мифы, религиозные предания и поверья, живые и окаменелые следы прошлого, питают бунинскую поэзию столь же щедро, как природа, быт тех краев, где он странствовал. В мифах, в восточных религиях, в Коране, в египетском пантеизме привлекали Бунина поэзия и мудрость веков, неистребимая сила духа, величие исканий, стремлений и верований древних. В них, как и в руинах древних храмов, художник чувствует истоки, могучие первоосновы всей духовной жизни человечества:

Руина храма Солнца, ты пуста!

Но ты – исток познаний человека

Порог его исканий, врата.

Ты – наша колыбель младенческого века

Наш первый след и первый первомиф –

писал Бунин в первых редакциях стихотворения «Храм Солнца», созданном в Сирии в 1907 году.

 

Наряду с «восточными», религиозно-мифологическими и философскими стихами в 1903 – 1908 годах возникли скорбные стихи о современности, о России, где все смещалось – «великое и подлое», деспотизм и рабство, покорность, героизм и жестокость.

Печатая в 1908 году небольшой стихотворный цикл «Русь», Бунин раскрывает сложный, противоречивый мир России. Замыкающее его стихотворение «Пустошь», пожалуй самое социально острое стихотворение Бунина тех лет. В нем впервые сурово говорится о временах крепостного права; злободневная злободневность, время «зверств, расстрелов, пыток, казней» осмысляется в свете русской истории. Здесь впервые проявляется Бунинская трезвая беспощадность, звучат будущие мотивы «Деревни» и «Суходола». Тема народа и его страданий сочетается с лирически-скорбным голосом автора. Реалистическая поэзия Бунина была связана с мотивами, настроениями, образами и темами его прозы. Стихи учили Бунина краткости и лаконизму. Эти качества своих стихов он перенес в художественную прозу, которая у него столь не поэтична, музыкально организованна, ритмична и напевна, как и лирика. Бунин в прозе оставался поэтом. Но в историю русской литературы вошел в первую очередь как крупнейший прозаик.

К художественной прозе Бунин обратился в шестнадцать лет. Среди ранних бунинских произведений оказываются тексты (рассказ «Нефедка» (1887) очерки «Два странника» (1887 – 1889)), которые вводят читателей в мир деревенской бедноты, нищих, бродяг, одиноких странников, обездоленного, бесприютного люда.

В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя, «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавший его за аполитизм в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года.

Значительным явлением русской литературы стала социально-психологическая повестью «Деревня» (1909 –  1910). Масштабность и значительность повести во многом обусловлена своеобразием бунинского историзма, передачей накаленной атмосферы эпохи.

Бунин пытается как можно шире, «всеохватнее» обозреть русскую жизнь. В этом смысле показателен временной и пространственный диапазон повествования. Место и время непосредственного действия повести Дурновка и уездный город, бурный период революции и реакции – постоянно раздвигаются. В поле зрения героев и читателя оказываются другие деревни, усадьбы, станицы, полустанции, уездные города и столицы. Злободневная современность просвечивается прошлым близким (середина и конец XIX века) и далеким – временами крепостного права.

Различные стороны жизни показаны через восприятие и поведение самых обыкновенных, простых людей, представителей многомиллионного народа, которыми являются как главные герои – Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис Серый, так и многочисленные второстепенные, эпизодические лица. Обилие персонажей являло собой ту разноликую многомиллионную народную Русь, о судьбе которой шла речь в книге.

Эта соотнесенность значительных событий времени (русско-японская война, революция 1905 года, конституция, земельные реформы, реакция) социально-экономического и бытового уклада России с историей, с поведением и умонастроениями миллионов и была тем новым словом, тем художественным открытием, которое делало «Деревню» крупнейшим произведением времени.

Бунин по-своему сумел передать динамику, напряженность социально-исторической атмосферы России начала века. Уже короткий зачин повести – своеобразная родословная братьев Красовых вводит читателей в стремительный бег времени. Потомки недавних крепостных выходят на авансцену истории.

Тихон Красов становится хозяином дурновского имения, а Кузьма – правдоискателем и даже «сочинителем», автором небольшой книжечки стихов, изданной на собственные деньги. Не от помещиков, не от дворян и даже не от правительства зависит ныне ход истории, а от поведения народа – вот одна из граней бунинского историзма.

Мысль об ответственности народа за весь склад русской жизни и скорбные думы о неподготовленности, неразвитости его, о вековом гнете, рабстве и деспотизме в России пронизывают всю бунинскую книгу. «Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили… Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев? – вопрошает Балашкин в споре с Кузьмой. – Скажешь, правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка».

Два разных и наиболее характерных пути – хозяина-практика (Тихон) и самоучки-правдоискателя (Кузьма) рисует Бунин. Но логика их судеб оказывается одинаковой, итоги прожитой жизни плачевны у обоих.

Общая безотрадная картина деревни сочетается в повести Бунина с неверием в творческие, созидательные силы народа. Проблема светлых начал отмечена писателем во многих образах забытых угнетенных крестьян (Кузьма Красов, Однодворка, Иванушка, Молодая), но нет подлинного просвета в будущее, показа элементов революционной сознательности, растущих в деревне. Напротив, именно деревенские бунтовщики (в частности, Дениска Серый) оказываются в толковании Бунина пустыми, нелепыми людьми, неспособными к длительному протесту. Революция в глазах автора – это стихийный и бессмысленный разрушающий взрыв, который не в состоянии сдвинуть с места косную деревню. Не случайно тусклая и беспросветная жизнь людей в повести сопровождается, подобно музыкальному аккомпанементу, серыми, тоскливыми осенними пейзажами, а в финале – белой вьюгой, сковывающей нищую деревушку, грязные бесконечные поля, охваченные сумрачным туманом.

Вообще постоянное соотнесение переплетение важных социально-исторических событий, философско-обобщающих рассуждений с бытовой повседневностью является одним из ведущих повествовательных принципов «Деревни». Рядом со словами о конституции, о депутатах, парламенте, свободе, истории в «Деревне» не случайно соседствуют избы с крохотными окошечками и грязью вокруг, криво положенный мостик, кондуктор в шине6ли с оторванным хлястиком, идущий в сухую погоду в грязных калошах. С великой беспощадностью Бунин показывал, какую бездну преград предстоит одолеть России и народу: экономических, политических, нравственных, психологических. Тем самым писатель привлекал внимание к самым насущным проблемам времени.

После жгуче современной «Деревни» Бунин почти сразу стал писать «Суходол» (1911) – книгу об ушедших временах крепостного права, о жизни, оскудении и вырождении мелкопоместных дворян и дворовых. Суровая правда не лишала произведение открытого лиризма, поэзии родного края. Прообразом Суходола послужило родовое имение Каменка, а в нравах и судьбах Хрущевых угадываются факты из истории предков Бунина.

Реалистические эпизоды повести, правдивый рассказ автора о трагической судьбе дворовых (Наталья, Герваська), о моральной деградации барства противоречат тенденции автора. Многие персонажи – дворяне имеют реальных прототипов в двух поколениях старинного бунинского рода, но писатель далек от приукрашивания былого. Характерно, что события и образы Суходольских дворян он стремится показать с позиции тех, кто подвергался наибольшему гнету. Суходольские описания показаны через восприятие бывшей крепостной Натальи. Она покорна господам, не способна к осуждению и протесту, но ее печальная участь выразительно свидетельствует о бесчеловечии владельцев поместья. Картина убийства старого барина дворовым Герваськой также далека от идиллии.

Дворянин по происхождению, влюбленный в старину, Бунин вместе с тем безжалостно разрушал поэтические легенды о дворянских усадьбах, о старой, патриархальной, будто бы домовитой Руси. «Мы знаем дворян Тургенева, Толстого, –  говорил писатель. – По ним нельзя судить о русском дворянстве в массе, т.к. и Тургенев, и Толстой изображают верхний слой, редкие оазисы культуры». Суходольские дворяне – совсем иные. «У господ было в характере то же, что у холопов: им властвовать, им бояться».

Самым социально-острым произведением Бунина 1910-х годов является рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). Это философски-обличительный рассказ. Его пафос в разоблачении капитализма как мира бездушия, пошлости, лжи, бессмысленной нелепой жизни среди роскоши одних и унижения других.

Символичен образ безымянного главного героя. Он – олицетворение собственнического мира. Господин из Сан-Франциско всю жизнь отдал погоне за долларами, и как будто достиг желанной цели – стал могущественным миллионером, но его могущество оказалось призрачным. Когда он внезапно умер во время путешествия на острове Капри, обнаружилось, что он никому не нужен, всем в тягость он, никто о нем не вспомнил и не пожелал, для него не нашлось даже приличного гроба. Тем более не нужны никому и его родные, с ними никто не хочет считаться, иметь дело. Социальная проблематика широко раздвинута в рассказе и «подключена» к постоянно беспокоившим писателя философским раздумьям о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

Десятилетие, предшествующее октябрьской революции, было временем наивысшего подъема и расцвета творчества Бунина. К февральской и октябрьской революциям Бунин отнесся с недоверием. Он не принял октябрьскую революцию, в феврале 1920 года покинул родину, стал эмигрантом, уехал во Францию.

Самым значительным произведением Бунина эмигрантских лет является роман «Жизнь Арсеньева» (1927 – 1928), написанный на автобиографическом материале и цикл рассказов «Темные аллеи».

В ряду писателей XX столетия Бунин занимает особое место. Он считается продолжателем традиций русской литературы XIX столетия, одним из последних русских классиков. Творчество писателя было высоко оценено не только в России, но и за рубежом. Не случайно он был удостоен Нобелевской премии по литературе (1933 год).

 

 5. Творчество М. Горького. Романтизм и реализм в раннем творчестве М. Горького.

Имя Максима Горького (1868 1936) знакомо любому школьнику. В разные годы в школьные программы включался целый ряд произведений («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», повесть «Детство», пьеса «На дне», роман «Мать»).

Многие псевдонимы характеризовали судьбу автора или направление его творчества. Классическим примером является литературное имя Горький. Читатели так привыкли к нему, что уже не чувствуют его прямого смысла. А ведь и жизнь молодого Алексея Максимовича Пешкова «в людях» была горькой и писал он про горькую участь обездоленных… Эта глубоко символическая подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра», в Тифлисе, газета «Кавказ» 12 (24) сентября 1892 года. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских; это был его литературный дебют. Хотя впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов («Дон Кихот», Некто Х (икс) и др.), но мировую славу ему принес первый из них.

После выхода рассказа «Макар Чудра» началась напряженная работа Горького в периодической печати. Однако начинающий писатель еще не был уверен в собственных силах. И только в пору тяжелой поденной работы в «Самарской газете» он придет к выводу, что не писать уже не может и что труд литератора неотделим для него от упорной борьбы с современным строем.

Литература содействовала и пробуждению творческого самосознания Горького, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей, изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самому рассказать об увиденном.

На рубеже XIX XX веков в связи с промышленными и аграрными кризисами армия безработных значительно увеличилась, став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босяцкого быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.

В изображении Горького босяки – не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».

Бунтарство босяцкой вольницы обычно приобретает уродливые, анархические формы, но презрительное отношение к благоустроенной жизни сытых и подчеркиваемая независимость поведения делала фигуры босяков более привлекательными, чем фигуры их антиподов («Челкаш», «Мальва»). Это беспокойные, «задумавшиеся» люди, волнуемые не только своей судьбой, но и состоянием народной жизни в целом: «нужно такую жизнь строить, чтоб в ней всем было просторно, и никто никому не мешал».

В рассказе «Челкаш» изображается столкновение босяка с миром мещанства и его победу над психологией собственника. Бродяга, вор и контрабандист Челкаш противопоставлен Горьким Гавриле, крестьянскому парню, эгоистичному собственнику с кулацкими замашками, трусливому и жадному, способному из-за денег даже на преступление. Писатель подчеркивает, что Челкаш нравственно гораздо выше Гаврилы. Челкаш давно покинул деревню и навсегда освободился от страсти к накоплению, наживе. Деньги нужны ему для того, чтобы забыть на время о своей отверженности.

Босяки-бунтари, встречающиеся в раннем творчестве Горького, казались писателю типичным явлением 90-х годов XIX века, но он не связывал с ними каких бы то ни было социальных надежд. Его правдоискатели не видят настоящих виновников столь несправедливой жизни и не понимают, каковы причины угнетения народа. Мысль народная еще сыра, она только начинает просыпаться. «Тяжесть их дум, – пишет Горький, – увеличена слепотой их ума». Мотив социальной слепоты – один из основных мотивов раннего горьковского творчества.

Наряду с реалистическими рассказами, отражающими явления современной жизни, Горький создавал в ранний период творчества и романтические произведения.

Едва ли не всем с детства знакомы всем романтические образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их отличительная черта – гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни.

Такова цыганка Радда – героиня рассказа «Макар Чудра». Два сильных до страсти чувства владеют ее существом: любовь и жажда свободы. Она любит Лойко, но ни за что не хочет ему покориться, ибо превыше всего дорожит своей свободой. Радда отвергает вековой обычай, по которому женщина, полюбив и став женою, делается рабой мужчины. Ничьей рабой она не хочет быть. Удел рабыни для нее страшнее смерти. Ей легче умереть с гордым сознанием того, что сохранена ее личная свобода, чем подчинить себя власти другого, даже если этот другой страстно любим ею. И она расстается с жизнью. «Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь…» – эти предсмертные слова она произносит, улыбаясь, громко и внятно.

Радда хорошо знает Зобара. Как и она, Лойко безгранично дорожит своей свободой и готов на все ради ее безусловного сохранения. Страстно любя гордую красавицу Радду, он не только не признает за нею право быть свободной, но не мыслит и своего равенства с нею в любви и тем более добровольного подчинения ей. Лойко не может покорить себе Радду, а отказаться от нее он не в силах, и на глазах у всего табора он убивает Радду. Лойко знал, что, убивая девушку, поплатится за это жизнью. Потому он принимает свою смерть молча, как нечто должное, неизбежное.

Конфликт в рассказе «Макар Чудра» необычный, редкостный, исключительный, история любви – романтическая.

Главный герой рассказа – умудренный богатым жизненным опытом цыган Макар Чудра – выглядит более земным человеком, чем герои поведанной им легендарной были, он теснее связан с реально-бытовым укладом цыганской жизни. Но и он, и этот быт даны в романтическом освещении. Насквозь романтична и экзотическая природа юга, на фоне и в окружении которой стремительно развивается действие.

В 1894 году Горький написал рассказ «Старуха Изергиль». В нем показал красоту подвига гордого и смелого Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Это был героический поступок сознательного самопожертвования ради блага других.

Образной антитезой Данко является герой другой легенды – сын орла Ларра. Это романтический образ индивидуалиста, эгоиста. Ларра не только равнодушен к судьбе и страданиям людей, он всех глубоко презирает и никого кроме себя не признает. Ставя себя выше всех над людьми, он только за собой признает безграничное право поступать всегда и во всем лишь по своему желанию. Эгоцентризм Ларры делает его ненавистным для всех. Он осужден людьми на вечное одиночество. Так нравственно-этическая проблема легенды (каким должен быть человек среди людей) перерастает в важнейшую социальную проблему – о гражданском долге человека перед народом, эпохой. Устами старой цыганки Изергиль, писатель утверждает мысль о том, что в жизни «всегда есть место подвигам».

Еще одно романтическое произведение – «Песня о Соколе», первый вариант ее был создан в 1894 году.

Сокол – «смелая птица, любившая небо», и радостно гибнущая в «безмерном море». Песня первоначально кончалась авторским обращением к Соколу: «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь купаться в небе, свободном небе, где нет помехи размаху крыльев свободной птицы, летящей сверху». Спустя четыре года Горький подверг «Песню», заключительные ее строки, коренной правке. Он усилил концовку: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Соколу были приданы более определенные черты героического революционного борца. Тогда же появился знаменитый горьковский афоризм: «Безумству храбрых поем мы песню». Недаром впоследствии царская цензура усмотрела в «Песне о Соколе» – как и в других романтических произведениях Горького – «аллегорическую идеализацию революции». Завершением этой линии является образ Буревестника, возникший в начале нового века, в 1901 году в «Песне о Буревестнике».

В дальнейшем Горький отходит от романтизма и создает ряд значительных произведений, посвященных глубокому анализу современной ему жизни. В канун 1900 года Горький выступил с романом «Фома Гордеев». Пьесой «Мещане» (1901), а также написанной вслед за ней «На дне» Горький начал жизнь драматурга. Он создал около 20-ти драматических произведений («Дачники», «Варвары» и др.).

К написанию пьес Горький обратился по совету АП. Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот только что родившийся, но уже прославившийся театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление».

Пьесы Горького сделали его, по словам К.С. Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».  

Успех философской драмы «На дне» (1902) объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но (и в этом главное) – выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!» – этот монолог Сатина – идейный центр пьесы, отражение мыслей самого драматурга.

В интервью автора «На дне», опубликованном в связи со спорами о пьесе, было сказано: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто еще не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше «самой красивой лжи» (Саратовский листок, 1903, 12 июня, это интервью стало широко известно благодаря перепечатке его в «Петербуржской газете», 1903, 15 июня). Таковы основные тенденции дооктябрьского творчества Горького.

Сильное влияние на писателя оказала революция 1905 года. Горький вступает в социал-демократическую партию и принимает активнейшее участие в революционной борьбе, создает роман «Мать».

Это произведение, в котором впервые в русской литературе основными героями стали рабочие-революционеры, обозначило возникновение нового литературного явления, получившего в дальнейшем в отечественном литературоведении наименование «социалистический реализм». Социалистический реализм привнес в литературу марксистское миропонимание, новую трактовку проблемы «человек и история», новое восприятие психологии человека, социальный оптимизм. Литературное направление отличают такие черты как явная политическая тенденциозность, прямое вторжение в действительность, вмешательство в реальные общественно-политические процессы, что воспринимается художником как важнейшая цель искусства. Социалистический реализм художественно обосновывает не только воздействие обстоятельств на характеры, но возможность и необходимость обратного воздействия – человека на обстоятельства. Эта идея стала центральной в эстетике социалистического реализма – отсюда утверждение в качестве идеала сильной личности, способной преобразовать действительность.

Вершиной творчества Горького является эпопея «Жизнь Клима Самгина». Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, но и движение самого времени, как исторической категории. В творчестве Горького нашли продолжение лучшие традиции гуманистической литературы и появились новые черты в реалистическом искусстве слова, оно оказало огромное воздействие на развитие русской литературы и литературы многих стран мира.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!