Творчество наиболее значительных писателей первой половины XIX века.



Творчество В.А.Жуковского

Формирование Василия Андреевича Жуковского (1783 – 1852) началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период популярности сентиментализма. Молодой Жуковский испытал на себе влияние Карамзина, который навсегда сохранил для него высокий авторитет. В дальнейшем, уже в начале XIX века, Жуковский выступил как первый представитель и глава русского романтизма.

Элегии Жуковского, которые лежат у истоков его творчества, – большие лирические произведения, в которых описательное и медитативное начала находятся во взаимопроникновении благодаря тому, что центром текстов оказывается элегическая личность. В прославленных элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», в стихотворении «Певец» в центре – образ юноши. Этот совсем юный человек, «едва расцвел – и жизнь уж разлюбил» («Певец»). Лирический конфликт в том и состоит, что юное существо оказалось не принятым жизнью: «Здесь пепел юноши безвременно сокрыли...» («Сельское кладбище»); «Придет сюда Альпин в час вечера мечтать // Над тихой юноши могилой!» («Вечер»); «И рано встретил он конец, // Заснул желанным сном могилы...» («Певец»).

Воспоминания, а их мир более всего представлен в элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В элегическом стихотворении «Теон и Эсхин» изложена этическая программа поэта, размышляющего о счастье. Автор убеждает в необходимости не внешней активности, а нравственной. Страннику Эсхину противопоставлен домосед Теон, нашедший истинный путь к счастью в нравственно чистом существовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждают автор и его любимый герой: «При мысли великой, что я человек, // Всегда возвышаюсь душою». Гуманность Теона позволила ему пережить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии, сознание.

В целом ряде произведений Жуковского отчетливо выступает романтическая концепция «лучшего мира». «Есть лучший мир; там мы любить свободны», – пишет от в «Песне». Одним из положений романтической концепции жизни заканчивается стихотворение «Желание»: «Верь тому, что сердце скажет;/ Нет залогов от небес/ Нам лишь чудо путь укажет/ В сей волшебный край чудес».

Жуковский писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. Но в историю русской поэзии он вошел как балладник (именно такое прозвище он получил у современников). «Баллады», – писал сам Жуковский, – мой избранный род поэзии».

Жанр баллады появился в русской литературе еще до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Больше того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате этот жанр превратился в характернейший для романтизма. Именно как создатель 39 баллад, написанных с 1808 по 1833 годы, поэт приобретает славу всему признанного главы нового направления.

В балладах Жуковского сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических и трагических.

Основная тема баллад – преступление и наказание. Жуковский обличал различные проявления эгоцентризма. Постоянный герой его баллад – сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епископом») не делится хлебом с голодающим народом. Рыцарь Адельстан связывается с дьяволом, страшной ценой покупая у него личную красоту, рыцарскую доблесть и любовь красавицы. Поэт указал на аморальность и в семейных отношениях: когда муж-барон участвует в сражениях, жена изменяет ему с тем, кто тоже называется рыцарем. Но барон убивает своего соперника не в честном поединке, не по-рыцарски, а тайно, трусливо, оберегая себя самого от опасности, и за это наказан («Замок Смальгольм, или Иванов вечер»).

Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем, в конечном счете, побеждает добро – нравственное начало. В балладах развернута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт верит, что порочный поступок не останется безнаказанным. Таков закон мирового порядка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие. 

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл произведений о любви: «Людмила», «Светлана», «Ленора», «Алина и Альсим», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург». 

Сентиментальный идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей через испытания жизни и вознагражденной, дополняется в балладах Жуковского новыми нравственно-психологическими коллизиями. Любовь в его балладах окрашивается в трагические тона. Задача поэта – наставить человека, оказавшегося в драматической ситуации утраты страстно любимого. Людмила из одноименной баллады жестоко осуждена потому, что она предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой; любовная страсть и горе утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о своих нравственных обязанностях – по отношению к другим людям, к самой себе, к жизни в целом. Поэт считал, что для нравственного человека целью жизни отнюдь не является достижение счастья. Грех Людмилы, ропщущей на Бога, в том и состоял, что она хотела личного счастья вопреки всему и всем, а по концепции баллады – вопреки воле Провидения.

Исходный нравственный тезис поэта во всех балладах, посвященных теме любви, всегда один и тот же, Жуковский верен себе. Он требует обуздания эгоистических желаний и страстей. «...В жизни много прекрасного и кроме счастья», – говорил поэт, по воспоминаниям современника.

Кроме лирических стихотворений и баллад Жуковский создавал поэмы и сказки, многие из которых являлись переводами произведений европейских авторов («Орлеанская дева» (Ф. Шиллера), «Сид» (из И. Гердера) и др.. Одним из наиболее значительных творений Жуковского стал перевод древнегреческой поэмы «Одиссея». Прогрессивный журнал 40-х годов «Современник» заметил: ««Одиссея» В.А. Жуковского, бесспорно, самое замечательное литературное явление 1849 года». Кроме этого им было сделано стихотворное переложение «Слова о полку Игореве».

Значение творчества Жуковского исключительно велико. Лирика Жуковского – достойная предшественница поэзии Пушкина и поэтов гражданственного романтизма; она страстно утверждала нравственный пафос творчества и высокую ответственность поэта за свое искусство («что он сам, то будет и его создание», «жить, как пишешь»). Художественный мир лирики Жуковского – меланхолический и романтически-таинственный; поэт заглядывает в нравственные глубины человеческой души, ему доступны утонченные переживания, лирика утверждает самоценность личности. Его поэзия направляла литературу в область психологического анализа.

Творчество И.А.Крылова

Творчество Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) занимает особое место в развитии русской литературы и шире – культуры конца XVIII – начала XIX века. Живший на двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две литературные эпохи.

Литературоведы выделяют в развитии Крылова два этапа: 1780 – 1790-е годы, когда он выступал как драматург и журналист, и XIX век, начиная с 1805 года – времени создания первых басен, переведенных из французского баснописца Лафонтена, – «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». Они были высоко оценены известным писателем-сентименталистом И.И. Дмитриевым, который сам обращался к этим сюжетам. Слова Дмитриева «это истинный ваш род, вы нашли его», как и рекомендация басен для печати (в журнале «Московский зритель» за январь и февраль 1806 года), ознаменовали начало нового периода в творчестве Крылова.

За три десятилетия (до 1834 года, года последних басен «Кукушка и Петух» и «Два извозчика») поэтом были написаны 204 басни, из них 67 – переводные или заимствованные, в основном из Эзопа и Лафонтена; в большинстве же произведений разрабатывались оригинальные сюжеты.

Своеобразие басен Крылова сказалось прежде всего в том, что они непосредственно откликались на проблемы русской жизни. Аллегорические ситуации помогали поэту представить свое видение многих общественных, нравственных, литературных явлений – и потому произведения баснописца тяготеют к своеобразной тематической циклизации. Среди них выделяются социально-политические басни (и особо – басни о событиях 1812 года), нравственно-философские, нравоучительные.

Создавая социально-политические басни, Крылов высказывал свою точку зрения на важные проблемы времени; первая среди них – противостояние «сильных» и «бессильных» («Волк и Ягненок», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Пестрые овцы», «Рыбья пляска» и т.п.). Сам выбор персонажей в них не случаен: фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.

В наиболее ранней басне цикла – «Волк и Ягненок» (1808) – «мораль» целенаправленно вынесена в начало. Истинность того положения, что «у сильного всегда бессильный виноват», к несчастью, несомненна и подтверждается – «историей» и самой «басней». Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. 

Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы», в которой решение Льва истребить пестрых овец «законным» путем, принятое по совету Лисы: «...прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется» – напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 году, осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.

Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с Наполеоном; потому так важен реальный комментарий к произведениям.

«Ворона и Курица» (1812) посвящена событиям сентября 1812 года и может прочитываться и как сатира на Наполеона – французский император «попался, как ворона в суп», и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. Басня «Волк на псарне» (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым.  Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня «Чиж и Еж» (1814).

Нравственно-философские и нравоучительные басни достаточно сложно отграничить от других: практически каждая басня, написанная в связи с политическими или литературными событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию текста, он может прочитываться как чистое нравоучение. В частности, выпад против Александра I, неоправданно ускорявшего работы по составлению каталога Публичной библиотеки, в басне «Трудолюбивый Медведь» превращается в остроумный укол невежественной торопливости вообще.

Крылов высмеивает многие общечеловеческие пороки: жадность («Скупой и Курица», «Скупой»), хвастовство («Муха и дорожные»), зависть, неумение довольствоваться тем, что дано судьбой («Разборчивая невеста», «Лягушка и Вол»), невежество («Мартышка и очки», «Свинья под дубом»), неразборчивость в друзьях («Крестьянин и Змея»), легкомыслие («Ягненок», «Плотичка») и т. п. Нередко уроки баснописца звучат достаточно жестко: он словно обращается не только к самим носителям порока (они неисправимы!), но и к простакам, доверяющим серьезное дело глупцу («Осел», «Пустынник и Медведь»), падким на лесть («Ворона и Лисица»).

Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между сюжетной частью и моралью. В большинстве текстов сохраняется традиционное двухчастное строение («рассказ», в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц – «мораль», идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно – с читателями.  

Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт своих предшественников (Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII века, в том числе – А.П. Сумарокова), поэт отдает предпочтение «картине», и в результате аллегорический смысл художественных образов становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.

Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно В.Г. Белинский говорил, что «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, все, что хотите, только не просто басня».

Персонажи, действующие в баснях, традиционны и типизированы; обобщенное видение характеров в них основывается на фольклорных источниках, в которых герои представлены носителями определенных черт. Так, в баснях «Ворона и Лисица» или «Лебедь, Щука и Рак» противоречия в действиях героев определяются самой их сущностью. Взаимодействие в образе-персонаже его обобщенной сюжетной роли и индивидуальной характеристики также стало отличительной чертой басен Крылова как реалистических произведений.

Язык Крылова афористичен, многие строки из его басен стали крылатыми выражениями: «А ларчик просто открывался», «Спой, светик, не стыдись», «Да только воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест» и др. Оригинальные, запоминающиеся словесные обороты и были той «материей» текста, на которой основывалась главная отличительная особенность крыловских басен – ощущение живой, заинтересованной, искренней и веселой народной речи.

Меткий, народный язык басен, богатство и яркость образной системы, живописность и выразительность картин, мастерство сюжетосложения, изящное остроумие авторского слова – те краски художественной палитры Крылова, которые с максимальной полнотой и жизненностью воплотили мудрые уроки поэта. Для современного читателя значение Крылова – это и создание реалистической басни, и вклад в оформление нового литературного языка, воплотившего столь мудрые нравственные уроки.

Творчество А.С. Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829) не являлся профессиональным литератором. Но он был человеком разносторонне образованным, превосходно знал французский, немецкий, английский и итальянский языки.  Уже в одиннадцать лет Грибоедов стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Позже он учился на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи.  

Еще в студенческие годы началось увлечение Грибоедова театром и литературой. Будучи студентом, он нередко читал товарищам собственные стихи, большей частью – сатиры и эпиграммы. В 1810 году Грибоедов написал не дошедшую до нас пьесу – пародию на трагедию Озерова «Димитрий Донской».

1812 год вызвал у Грибоедова подъем патриотических чувств, воодушевлявших его в продолжение всей жизни. Во время войны Грибоедов был в ополчении, позже – находился на военной службе. В 1817 году он начал служить в ведомстве Коллегии иностранных дел.

Грибоедов погиб, защищая интересы России. В 1929 году он находился в Персии, куда привел текст составленного им договора. Обладавший выдающимися дипломатическими способностями, смелостью и неподкупностью Грибоедов стал жертвой провокации. Толпа озверевших фанатиков, искусно направляемых рукой придворной верхушки и духовенства при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а его резиденция разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы России над Персией и заключенный Грибоедовым Туркманчайский договор.

«Отечество, сродство и дом мой в Москве», – говорил Грибоедов о месте, где родился. Этот город он и запечатлел в комедии «Горе от ума».

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 году. К работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 – 1822 годах. В Петербурге осенью 1824 году работа была закончена, но и в 1825 году писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности.

На первом плане в «Горе от ума» – барская Москва. Но в разговорах персонажей возникают и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, – лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая этот характер, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких чинах «не должно сметь // Свое суждение иметь».

Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию приближенный Александра I Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных», – говорит Чацкий). Позже ту же позицию займет Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противуречии с обществом», – указывает сам Грибоедов.  

Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Речи Чацкого воспринимались как агитационные, как изложение общественной программы. В этом смысле еще современная критика справедливо называла «Горе от ума» политической комедией.

Свободолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для передовой дворянской молодежи 10 – 20-х годов. Не случайно автор указывает, что герой какое-то время находился за границей. Таким образом, Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально-исторические истоки русского освободительного движения 20-х годов.

В комедии зрители встречаются уже со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи, определенные нравственные требования. Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывают в нем резкий, решительный протест. Морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести, служение делу, «а не лицам» во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы Чацкого.

Драма Чацкого типична для того периода русской жизни, который начался с национально-патриотического подъема 1812 – 1815 годов и закончился резким усилением крепостнической реакции в начале 20-х годов. Это время отличается, с одной стороны, пылким увлечением передовых кругов дворянской молодежи свободомыслием, надеждами на скорые изменения в общественной жизни, а с другой – неясностью, незрелостью общественно-политической программы.

 Конфликт пьесы раскрывал типические черты, социально-историческую сущность, силу и слабость дворянского освободительного движения. Чацкий терпит горе от ума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру Фамусовых и Скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности. Чацкий был подлинным представителем века Просвещения и причины уродливости жизни видел в неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, раскрыв идеалистический характер просветительского, осложненного романтическими мечтаниями понимания действительности.  

И все же пафос комедии оптимистичен. «Горе от ума» испытывает не только Чацкий. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.  

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Комедия проникнута глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII века, а в развитии, в борьбе нового со старым. В произведении исторически верно воспроизведена  жизнь современной драматургу эпохи. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые определены с хронологической точностью. В высказываниях персонажей возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого.

Утверждая принцип развития, драматург раскрывает характеры героев в тесной связи с общественной средой, в которой они существуют. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Художественное новаторство Грибоедова проявилось в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII века. Типизируя образы, Грибоедов придает каждому персонажу индивидуальные свойства. «Портреты и только портреты, – писал драматург, – входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. 

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане была общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.

Творчество М.Ю.Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) прожил очень короткую жизнь, но его творчество стало важной страницей в истории русской литературы.

Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика.

Лермонтов сформировался в эпоху, последовавшую за декабристским восстанием. Это наложило отпечаток на все его творчество, придав всем текстам отпечаток драматизма. «Лермонтовский элемент» можно отметить в произведениях, посвященных трактовке традиционных для лирики тем (тема поэта и поэзии, тема любви). Кроме того, в творчестве Лермонтова наличествуют темы, которых не было в творчестве Пушкина (тема одиночества, предчувствия собственной ранней гибели).

Среди поэтических шедевров Лермонтова прежде всего должно быть названо стихотворение «Смерть Поэта» – поэтический отклик на гибель Пушкина, созданный под непосредственным впечатлением от трагической вести в конце января – первых числах февраля 1837 года. С него началась известность Лермонтова как поэта, преемника великого Пушкина.

В «Смерти Поэта» отчетливо выделяются три части. Первая, состоящая из 33 стихов, воспроизводит картину гонений и гибели великого Поэта. Во второй, начинающейся словами: «И он убит – и взят могилой», а кончающейся стихом: «И на устах его печать» (23 стиха), преобладают элегические интонации раздумья о трагической судьбе поэта. Третью часть образует шестнадцатистрочное «прибавление» – гражданская инвектива в адрес истинных виновников трагедии.

Одной из тем, заявленных в «Смерти Поэта» и получивших свое продолжение в лирике 1837 – 1841 годов, явилась тема поэта, его назначения и судьбы – одна из главных в лирике Лермонтова. Эта тема находит свое отражение в стихотворениях «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841). Последний из названных текстов завершает в лирике Лермонтова тему «Поэт и общество». Показывая трагизм положения поэта, Лермонтов подчеркивает его верность своим «заветам».

Среди наиболее значительных произведений Лермонтова, посвященных гражданской тематике, могут быть названы «Бородино» (1837) и «Дума» (1838). В этих стихотворениях выражена общая мысль-упрек поколению 1830-х годов. Автор соотносит героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года и отношение к жизни своих современнников. Эти два стихотворения выразили жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г. Белинский).

Тема свободы предстает в лирике Лермонтова как тема ее безнадежной утраты и одновременно – неискоренимости устремлений к ней. Наиболее характерным отражением этого эпохального противоречия становится образ узника («Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840) и др.)

Одной из главных в лирике Лермонтова является тема одиночества («И скучно, и грустно», «На севере диком стоит одиноко...», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...»). В них – искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из его трагического круга, жажда обретения «души родной». Этот сложный комплекс чувств и дум с огромной силой запечатлен в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840).

Сближение индивидуально-личностного и народного сознания в поздней лермонтовской лирике становится одной из определяющих ее особенностей, например, в «Родине». «Родина» непреднамеренно, но достойно увенчала цикл зрелых стихотворений, опубликованных при жизни поэта. Н.А Добролюбов писал: «Лермонтов ... обладал ... громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасание от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Лермонтов создал значительное количество произведений. Среди них могут быть названы романтические поэмы «Демон» и «Мцыри», «Пеня про купца Калашникова», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» – итоговое произведение М.Ю. Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Вместе с «Евгением Онегиным» Пушкина и «Мертвыми душами» Гоголя «Герой нашего времени» стоит у истоков русского романа второй половины XIX века.

«Герой нашего времени» – гениальное воплощение «веления времени», этап в исторической эволюции романного жанра. При необычной сжатости он отличается насыщенностью содержания, многообразием проблематики – социально-исторической, психологической, нравственно-философской. Проблема личности – центральная в нем. Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно в противостоянии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме.

Образ Печорина – одно из главных открытий Лермонтова – поистине эпохален. В нем получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам А.И. Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа ... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении.  Несмотря на то, что Печорин так и не нашел цели в жизни – и в этом один из источников его трагизма, – неверно утверждать, что у него вообще не было значительных целей. Одна из них – в постижении природы и возможностей человека. Отсюда – нескончаемая цепь его психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими. С этим связана и вторая его цель – самопостроение себя как личности, соизмеряющей свое поведение с неведомым герою «назначением высоким».

Лермонтовская концепция личности расширяла и углубляла возможности художественной типизации. Печорин – типический характер, художественный тип, но особого рода. Он – порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собой четко очерченный социальный тип. Но как целостная развивающаяся личность с ее внесословной ценностью он выходит за пределы социального типа. Изображение характера Печорина, сильного и твердого и одновременно противоречивого и «текучего», непредсказуемого в своем поведении и окончательной судьбе, пока смерть не поставит в его развитии последнюю точку, была тем новым, что вносил Лермонтов в художественное постижение человека. Образ Печорина – это и социально детерминированный тип, и незавершенное человеческое сознание, твердо очерченный характер и бесконечно развивающийся человеческий дух.

Анализируя произведения Лермонтова, можно говорить о своеобразии его художественной манеры. На всех этапах своего творческого пути он выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в поздний – реализма.

Как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного, революционного романтизма, выражавший решительное неприятие современной ему действительности и утверждавшим положительное начало жизни – героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри», «Демон»). Как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие современной ему действительности, дал социально-психологическое обоснование этому неприятию («Герой нашего времени»).

Творчество Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) начал свою литературную деятельность как писатель-романтик. Литературным дебютом стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832).

В «Вечерах» народность выступает еще в границах романтической художественной системы. В текстах отразился «идеальный мир» автора. Жизнь украинского народа, реальная Диканька являются у Гоголя волшебно преображенными. Не давая всесторонней картины народной жизни, «Вечера» раскрывают ее поэзию. Не случайно В.Г.Белинский писал: «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». 

В двух повестях («Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть») фантастика приобретает зловещий (в последней – с оттенком мистического) характер. Фантастические образы здесь запечатлевают существующие в жизни злые, враждебные человеку силы, прежде всего – власть золота. Однако и в этих повестях развертывается история не торжества, а наказания зла и таким образом утверждается конечная победа добра и справедливости.

В последующие годы Гоголем был создан сборник «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др.). В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) написаны «Нос» и «Шинель».

Над последней по времени в петербургском цикле повестью – «Шинель» – Гоголь работал в 1839 – 1841 годы. Рисуя судьбу бедного чиновника, Гоголь наполняет повесть огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», – история искажения и гибели человека под властью обстоятельств.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней принципы социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя. Достоевскому приписывают знаменитые слова: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»».

Наиболее значительными произведениями Гоголя считаются комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души»

В октябре 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пушкин поделился с Гоголем историей о чиновнике, который в провинциальном городе был принят за важную государственную особу. Перо Гоголя превратило анекдот (в основе которого лежали действительные происшествия) в комедию огромного обобщающего смысла. В декабре «Ревизор» был закончен, а в апреле 1836 года поставлен на сцене Александринского театра.

Сюжет «Ревизора» основан на общественных конфликтах. Действие комедии происходит в провинциальном городке, но порядки, в нем действующие, показаны не как частное явление, а как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное образование и просвещение, больницы, полицию, почту. Писатель указывал на концентрацию и укрупненность художественного мира своей комедии: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение...». Миру злоупотреблений Гоголь (в отличие от авторов обличительных комедий XVIII века) не противопоставляет никакого другого, положительного мира; из комедии неизбежно следует вывод, что изображенные в ней явления – норма, закон действительности.

 Гениальным открытием Гоголя становится образ Хлестакова. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». 

Центральным произведением Гоголя стали «Мертвые души».

Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму», стремясь не только показать современную Россию (Русь «с одного боку»), но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни. Труд над «Мертвыми душами» писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!..».

Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Действие его происходит в одной из русских губерний, но все изображаемое имеет широчайший обобщающий смысл. В поэме представлены различные «уровни» русской жизни: Россия дворянская, чиновничье-бюрократическая, народная; Россия в ее настоящем и Россия в ее великом предназначении. Россия настоящего раскрывается в своей будничной ежедневной жизни. Знакомство Чичикова с городом, его сановниками, визиты к окрестным помещикам дают возможность автору развернуть панораму действительности, показать ее контрасты. 

Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. В гоголевской поэме выступает новый по сравнению с пушкинским тип реализма, новые способы типизации и психологизма. В отличие от духовно развитых, сложных характеров пушкинских героев, гоголевские персонажи – существа ординарные, представители «толпы».

Жизнь помещиков представлена в «Мертвых душах» в двух формах: бесцельно-беззаботного эгоистического существования и жадного стяжательства. В основном писатель изображает персонажей «извне». В произведении Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изображении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков, здесь дана динамичная характеристика, что вызвано сложностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добропорядочного человека, а «припрячь» «подлеца», Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и обстоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его противоречиями бедности и богатства.

Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» типа Башмачкина. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры.

Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, чтобы затем начать действовать «по большому счету».

Сложность гоголевской поэмы – в двуплановости, которая определяет ее идею, композицию, стиль. Русская действительность открывается Гоголю не только в «мертвенном» состоянии, но и в своих огромных возможностях. Выразителем идеального в поэме является народная Россия, ее скрытые, дремлющие силы. Реалистическое художественное видение Гоголя констатирует темноту и невежество закрепощенного народа. В то же время писатель стремится проникнуть в будущее, представляющееся ему на путях утверждения «удалой» русской национальности, победы живой души над мертвящими общественными порядками. Залог этой победы Гоголь видит в «богатырстве» народа, его талантливости и одаренности; в «бойком, размашистом» русском слове; в «необъятном просторе», «могучем пространстве» русской земли.

«Мертвые души» – вершина творчества Гоголя. Реализм поэмы выразился в многомерности художественного видения жизни, в способности раскрыть ее в движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Идеальное в поэме вырастает из самой действительности, из русской народной почвы, которая в самой себе заключает источник своего великого будущего.

Возникающая в поэме тема неведомого будущего приводит к тому, что в эпическое повествование вливается романтическая струя «лирических отступлений». Значительная их часть посвящена родной стране: «... И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..».  

В поэме возникает и образ автора, богатство чувств которого раскрывается в лирических отступлениях. В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая «сладкое обаяние» романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме «Мертвых душ» продолжает жить романтическая струя, определяя «высокий» настрой поэмы.

«Двойственностью» отличается и юмор Гоголя. Наряду с обличительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь «видимый миру смех» проступают «незримые, неведомые ему слезы».  

Работая над «Мертвыми душами», Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. Вероятно, он хорошо осознавал необычность своего произведения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь ... не похожа ни на повесть, ни на роман». Печатая «Мертвые души», Гоголь определился окончательно.  Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской «партии», очевидно, побудили писателя назвать свое творение «поэмой». «Мертвые души», конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социально-психологического романа, который в дальнейшем займет такое большое место в русской литературе (глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и типизация характеров). Вместе с тем текст уникален. В «Мертвых душах» органически сочетаются объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!