Методы и методики изучения творческого мышления



Оглавление

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования творческого мышления.....................................................................................................................5

1.1 Основные научно-теоретические подходы к проблеме иследования творческого мышления...............................................................................................5

1.2 Особенности развития творческого мышления у детей 9-10 лет..................9

Глава 2 Эмперическое исследование творческого мышления детей 9-10 лет................................................................................................................................13

2.1 Методики диагностики творческого мышления .............................................13

2.2 Результаты диагностики творческого мышления………….........................16

Заключение.................................................................................................................21

Список используемой литературы...........................................................................23

Приложение...............................................................................................................25

Введение

 

    В настоящее время проблема творчества очень актуальна. Исследованием данной проблемы занимались многие психологи, однако до сих пор до конца неизученным остаётся феномен творчества. Долгое время творческое мышление оценивалось с точки зрения развития интеллектуального мышления в целом. В частности многие исследователи считали, что чем выше интеллект человека, тем выше его творческие способности. В процессе развития психологии творчества эта теория нашла опровержение. Творческое мышление на данном этапе остаётся малоизученной проблемой.

    Тем не менее, в свете введения Федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) перед педагогами стала цель развития творческой личности школьников. Это требование в свою очередь ставит перед школой проблему мониторинга диагностики и оценивания процесса развития творческого мышления.

    Проблеме экспериментального изучения творческого мышления так же в психолого-педагогической литературе посвящено много работ. Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Л. Терстоун,С. Медник, Б. Саймон, М. Уоллах и др.

    Однако, не смотря на разработанность проблемы, методические приёмы диагностики и развития творческого мышления детей 9-10 лет не достаточно представлены в психолого-педагогической литературе. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы методы исследования и развития творческого мышления детей 9-10 лет?

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что творческое мышление детей 9-10 лет возможно диагностировать с помощью экспериментальных методик. Это не гипотеза! Гипотеза может быть следующей: Уровень творческого мышления у детей 9-10 лет….

    Цель исследования- исследовать уровень развития творческого мышления детей 9-10 лет.

     Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить методики исследования творческого мышления детей 9-10 лет.

3. Подобрать и опробировать диагностический инструментарий исследования творческого мышления детей 9-10 лет.

4. Сделать выводы по результатам исследования.

    Предмет исследования — особенности творческого мышления детей 9-10 лет.

    Объектом исследования - творческое мышление как психический процесс.

    Практическая значимость исследования…

    Методы исследования: ….

Структура работы:  курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части,  заключения и списка литературы.

 

Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования творческого мышления

Основные научно-теоретические подходы к проблеме иследования творческого мышления

    Родоначальником эмпирического подхода к изучению творческого мышления был Ф. Гальтон Совместно с Ч. Пирсоном он заложил основы психометрии и психодиагностики творческого мышления. А первыми, кто применили психометрический метод для исследования творческого мышления, были Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Психологами был проведён ряд исследований, посвящённый изучению взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов. Творческое мышление данными учёными понималось к дивергентное. В результате эмпирических исследований Гилфорда и Торренса появилась теория о наличии положительной корреляции между уровнем интеллектуального развития и творческого мышления. Между тем, отмечено, что у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, встречается низкий уровень развития творческого мышления.

    Однако, согласно исследованиям, при низком интелекте высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс основываясь на этом факте предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и творческое мышление неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [2].

    Однако их теория была опровергнута исследованиями Гетцельса и Джексона, которые доказали, что корреляция между показателями интеллекта и творческого мышления отсутствует.

    Более поздними исследованиями М. Воллаха и Н. Когана, также применившими тестовый метод, приводятся данные о том, что соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю [9].

    Таким образом, творческое мышление не связано с уровнем развития интеллекта [7].

    На протяжение развития психологии различными авторами разрабатывались различные модели творческого мышления. Так, в гештальт-психологии были определены критерии творческого мышления: не быть ограниченным, ослепленным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию; не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

    А. Маслоу ставил творческое мышление в один ряд с 15тью существенными чертами самоактуализирующейся личности. Согласно утверждениям Маслоу, присутствие остальных 14 факторов свидетельствует о развитом творческом мышлении.

    Гилфорд же в своих исследованиях  выделяет 4 основные качества, присущие творческому мышлению: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); семантическая спонтанная гибкость, (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей).

    Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:

· способность к обнаружению и постановке проблем;

· способность к генерированию большого числа идей;

· гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

· оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

    По Стернбергу творческое мышление характерезуют способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности и готовность противостоять мнению окружающих.

    В свою очередь А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

ñ независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

ñ открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

ñ высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

ñ развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

    Советский психолог Пономарев предположил, что творческое мышление сопряжено с двумя личностными качествами: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривал творческий продукт мышления как побочный) [7].

    Мак-Киннон в своих исследованиях так же выделяет  список отличительных черт творческого мышления в числе которых способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией. В частности автор подчёркивает, что  сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира убавляет порог восприятия неосознанного, в результате чего данные подсознательного преобразования информации оказываются более легкодоступными пониманию.

    Так образом, не существует единого определения творческого мышления.

 

 

Методы и методики изучения творческого мышления


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!