Как и из чего формировалась культура по Фрейду.

Федеральное Государственное Образовательное Бюджетное Учреждение                                    Высшего Профессионального Образования:                                                                                             «Ярославский Государственный Театральный Институт»

 

                                           Реферат

 по предмету: Культурология,

На тему: «Культурологические идеи Зигмунда Фрейда».

 

                                      Выполнила студентка 4 курса,

                                      актёрского факультета,

                                      заочного отделения,

                                      мастерской О.О. Буданкова,

Характерова Марина.

 

                                                 2018 г.     

 

 

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачом и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,Э.Фромм, Г.Маркузе и др.

Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. «Бессознательное» понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

Уточним что такое влечение?
- Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

Как психоанализ повлиял на культурологию 20 века?

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ.

Вопросы культуры рассмотрены им в таких работах, как «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия», «Неудовлетворенность культурой», «Психология масс и анализ человеческого «Я» и т. д.

Теория культуры Фрейда - это, прежде всего, психология культуры, вырастающая из его медицинской практики. Как врач он не мог не испытывать беспокойства вследствие резкого увеличения психических заболеваний. Причину такого положения дел он увидел в самой культуре, и кризис культуры понимается им как ее болезнь.

Болезнь культуры рассматривается Фрейдом сквозь призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей. Первоначально его не интересовали социокультурные истоки психических расстройств, и он анализировал их причины в связи с отношениями данного человека к другим людям - отцу, матери, брату, сестре и т. д.

Причины распространения неврозов и психических расстройств, Фрейд видит в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними надличными силами, противодействующими этим устремлениям или подавляющими их. Психические процессы, в свою очередь, накладывают отпечаток на социокультурное развитие.

Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключается, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и таким образом лишают их свободы, возможности достичь наслаждения и счастья.Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели, Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры приводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Он пишет: «Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз».

Культура не может существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним, то есть не превратится в функцию Сверх-Я. Таким образом, по мере развития культуры человек должен отказаться от убийства других людей и от неограниченного удовлетворения сексуальных желаний. Тем не менее всегда существует некоторое количество людей, в психике которых безраздельно господствуют агрессивные наклонности и безудержные сексуальные желания.

Преодоление этих черт, разъединяющих общество изнутри, возможно, согласно Фрейду, во-первых, с помощью любви, но без сексуальных целей, во вторых, с помощью некоторых общих переживаний, общественных идеалов и ценностей, в-третьих, с помощью религии, которая формирует особые общие переживания. Таким образом, все основные механизмы культуры объявляются Фрейдом средством компенсации и человеческой ущербности, и его отказа от удовлетворения природных влечений - стремления к «естественному» счастью.

По своему замыслу и ближайшей целью фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала содержал тенденцию объяснения общественного сознания в ее современном и прошлом. "Сдерживания", что, как считал Фрейд, вытесняют сексуальные влечения в сферу бессознательного и порождают неврозы, были ничем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре истории человечества. Фрейд назвал их "культурными запретами" и считал, что очень важно выяснить, как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. По словам Фрейда, он стремился сделать выводы об общем развитии человечества, опираясь на собственный опыт, который получил "...через изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детства до зрелого возраста". Перенося характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции культуры.

Следует отметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические особенности не просто индивида, а невротика. Относительно этого ученый выдвинул некоторые утверждения. Во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза характерна и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротической сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений является мерилом достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является освобождением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".

Теория неврозов:

Теория неврозов Фрейда, основанная на результатах многолетних исследований, утверждает, что главная их причина заключается в присутствии у каждого, кто столкнулся с данным заболеванием, неразрешенных внутренних конфликтов либо же неудовлетворенных влечений. Получая все больше знаний об открытом им же бессознательном человека, Фрейд понял, что невроз – это защитная реакция, которая возникает в психике, при воздействии на нее травмирующей идеи. А вот мысль о сексуальной подоплеке невроза пришла к нему гораздо позднее.

Типы невроза по Фрейду

Классическая теория психоанализа, разработанная Фрейдом и дополненная его многочисленными последователями, говорит о нескольких типах неврозов:

· Психоневроз: причины его кроются в прошлом и зависят от того, какую жизнь вел пациент прежде. В свою очередь, психоневроз делится на истерическую конверсию, фобии и невроз навязчивых состояний.

· Актуальный невроз: провоцируется событиями, происходящими с пациентом на данный момент. Часто имеет сексуальную подоплеку. Фрейд невроз такого типа разделял на неврастению и невроз тревоги. Первую он считал результатом половых излишеств, а второй – следствием неудовлетворенности сексуальной жизни.

· Нарциссический невроз: человек в таком случае не способен образовать перенос.

· Травматический невроз – вызывается сильным эмоциональным потрясением.

· Невроз характера: симптомы, которые и сам больной, и нередко – лечащий врач, воспринимают за проявления невроза, на самом деле являются чертами характера конкретного человека и не подлежат лечению.

· Невроз переноса: является следствием неправильной работы психотерапевта с пациентом.

Таким образом, Фрейд о неврозе узнал очень многое и научился успешно не только диагностировать его, но и лечить. Он утверждал, что далеко не каждый конфликт приводит к заболеванию, а исключительно тот, при котором одна сторона участвует бессознательно. При этом большинство симптомов невроза – это попытки нахождения компромисса между тем, чего человек желает, и факторами, делающими выполнение этого желания невозможным. Данные исследования стали мощной базой, на которую опираются и современные специалисты, ведущие борьбу с неврозами.

И возвращаясь к теме применения идей Фрейда в культурологи , скажу : Фрейд считал, что психоанализ можно использовать и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек существует в социуме. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, которые могут быть использованы против человечества. Чувство страха и беспокойство усиливаются от того, что социальные инструменты, которые регулируют отношения между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры - это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека приводят к неврозам, и, как уже отмечалось, возникает проблема коллективного невроза. В связи с этим возникал вопрос, не являются ли некоторые культуры, или даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений "невротическим".

Следует подчеркнуть, что термин Фрейда "культура" в большинстве случаев равнозначен понятию "общество". В определении "человеческая культура" Фрейд отмечает, что культура охватывает все приобретенные знания и средства, чтобы господствовать над силами природы, и одновременно она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, особенно распределение благ. Но у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции, и эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение.

Можно сказать, что человек находится между двумя огнями: с одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это человек и стремится избавиться от нее); с другой - культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Следовательно, если человек отказывается от культуры в пользу своего наслаждения, то она лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же она отказывается от наслаждения на пользу культуры, то это становится тяжким бременем для ее психики. И обычно человек склоняется ко второму? Фрейд отмечал, что любая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений; и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Главным остается вопрос о том, как заставить негативно настроенную толпу придерживаться культурных догм. Здесь встает вопрос о роли личности в культуре.

Как невозможно обойтись без принуждения к культурной работе, так невозможно обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, поскольку массы - недальновидные, не желают отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, которых они признают за вождей, массы позволяют склонить себя к напряженной внутренней работы с самоотречению, от чего зависит развитие культуры. Все это оказывается положительным, если вождями становятся личности с необычным пониманием этой жизненной необходимости, которые смогли освоить собственные поезда. Но есть опасность того, что, не желая утрачивать своего влияния, вожди начнут уступать массе больше, чем масса им, поэтому необходимо, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти.

Итак, люди имеют две распространенные особенности, вследствие чего институт культуры может поддерживаться лишь с применением определенной степени насилия:

1) люди не имеют спонтанной любви к труду;

2) аргументы разума бессильны против человеческих страстей.

 

Неофрейдизм и культура.

Одним из распространенных и влиятельных направлений в современной историко-философской и культурологической мысли является неофрейдизм, который в различных вариантах и модификациях воспроизводит идеи психоаналитического учения Зигмунда Фрейда.

Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20 - 30-е годы XX ст., в котором ключевые понятия психоанализа 3. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений направления - понятие бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Подвергнув критике толковании внутри психических процессов классическим психоанализом, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизму перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Этим они пытались ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человеку следует жить и что она должна делать.

Причиной неврозов у человека они считают тревогу, которая зарождается у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует в человеке чувство одиночества, отрыва от окружения, отчужденности. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным по отношению к коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Возникнув в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса, или самоочищения, психоанализ изначально не претендовал на роль историко-философского учения, которое бы раскрывало и объясняло вместе с механизмами человеческого функционирования закономерности общественного развития. Однако постепенно он завоевал популярность не только в медицинских кругах, его теоретические положения и установки стали применяться в философии как способ объяснения личностных, культурных и социальных феноменов.

Несмотря на то, что сам Фрейд в своих трудах пытался отмежеваться от любой философии, замечая, что психоанализ нельзя рассматривать как философское учение, однако тенденция к философским и культурологическим обобщениям не только отчетливо усматривается у основоположника психоанализа, но и составляет скрытую суть его теоретических взглядов.

Как и из чего формировалась культура по Фрейду.

Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества, в общем, по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

В целостной форме свою культурологическую концепцию 3. Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, -- общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие -- происхождение).

Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот вопрос он первоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий 3. Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы - жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.

Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение). Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.

Впоследствии образ отца был заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. Здесь Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа - Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства).

Таким образом, Фрейд стремится объяснить происхождение религии. "Тотемическая религия произошла, - писал он, - из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству".

При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания.

В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.). Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти. Аналогичным образом 3. Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. "Громадное большинство людей, -- замечал он, -- нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними... Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней". Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.

Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида - участника ритуала Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, - это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим, религия - универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.

Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «"Я" и "Оно"» (1923). В ней 3. Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно - глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я - сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх-Я - сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.

Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Данная структурная схема -универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, "навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти". Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру) - религия, искусство, наука - есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Например, религия - это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений.

Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. И Фрейд с горечью констатирует: «Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности средство защиты, если последнее способно делать людей не менее несчастными, чем сама агрессивность!»

 

Заключение.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры.

Список использованной литературы:

- Учебник по культурологии  В.Шейко, Ю.Богуцкого, Е.Германовой Де Диас.

-- З.Фрейд "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907)

-З. Фрейд «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии(1913)»,

- З. Фрейд "Я" и "Оно"» (1923),

- З. Фрейд «Будущее одной иллюзии» (1927),

- З. Фрейд «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия»,

- З. Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я»

-З. Фрейд «Неудовлетворенность культурой» (1930)


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!