ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНОМ ЗНАНИИ И ФИЛОСОФИИ.

Что такое ландшафт

«Ландшафт» – термин, ведущий происхождение из теоретиче­ской гео­графии, он оз­начает систему природных комплексов, разнородных по типу и функцио­нальному на­значению, но в совокупности образующих единое системное единство. По­нятие ландшафта было сформировано в XIX веке в западноевропейской мысли на базе идей выдающихся не­мецких географов и философов К. Риттера и А. Гумбольдта. Далее оно вошло в географию XX века бла­го­даря немецкому географу З. Пассарге и русскому уче­ному Л.С. Бергу.

Вместо понятия «ландшафт» в современной географии предпочитают часто употреблять термин «регион», который, по их мнению, более «научен». И в этом они правы, т.к. концепт «ландшафт» ближе к философии.

Философия Ландшафта берет за объект насущные проблемы человека т.е. прежде всего, проблемы существования человека в мире. Человек на своем жизненном пути сталкивается с природой, с культурой, и с проблемой понимания их. Потому проблемное поле философии со времен античных стоиков(Философское древнее течение стоицизм – это своеобразная дань добродетели, которая учит всех и каждого нравственности, порядку и ответственности) традиционно делится на три области: «Бытие», «Культура», «Мысль», и философия делится на философию природы, философию общества и гносеологию (Гносеология это философское учение о знании, о возможности познания, и его природе, о границах и многом другом)т.е. существующую под разными названиями онтологию, культурологию и феноменологию.

Философия Ландшафта – не столько учение о природе, обществе и понимании, сколько о том, как человек сталкивается с природой, культурой и как их понимает. Философия Ландшафта – это антропология, т.е. осмысление способов и методов столкновения человека на своем жизненном пути с природой, культурой, с возможностью и невозможностью их понимания – а это, в конечном счете, это этическиепроблемы.

2ЛАНДШАФТ - БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ОНТОЛОГИИ

Ландшафт- это конкретно-реальное, «материальное» пространство-время. Ландшафторганизован не по платоновско - пифагорейскимправильным фигурам, а по фрактально-хаотичнымскладчатым рельефам. Весь земной мир, человеческое сознание и человеческая культура имеют ландшафт­ное строение.

1. Вселенная – это скопление определенных семейств галактик – космических ландшафтов. Реальность неклассического эйнштейнова бытия – это рельефный ландшафт Вселенной, образованный гравитационными взаимодействиями энергий-масс, действующих по кривым хронотопов (пространству-времени) ландшафта. И земной мир, в котором обитает человек, состоит из системы разных рель­ефов и типов геофизических ландшафтов.

2. Культура состоит из системы различных пространственных образований – культурных Ландшафтов, имеющих свои вершины, равнины, впадины, отложения, свою экосистему.

Менталитет имеет ландшафтный характер, ибо он состоит из системы определенных расположенностей тех или иных ментальных форм, рельеф этого мен­тального ланд­шафта может меняться: то выдвигаются вверх одни ментальные формы, то другие. Реальность современного неклассического менталитета – это многообразие взаимно переплетающихся ландшафтных ризом проблемных полей, научно-исследовательских программ и направлений На этот ментальный ландшафт наслаиваются сис­темы социального ландшафта, состоящего из разнообразных государств, политических группировок, общественных групп и глобалистских элит. На социальные системы ландшафта на­кладываются хо­зяйственные системы мироэкономик, что в совокупности и образует «слоеный пирог» культурного Ландшафта. Реальность культуры – это многообразный складчатый ландшафт различных ментальных эпистем, социальных образований и мироэкономик.

3. Сознание. Человеческая мысль имеет не только временной характер, но она еще пространственна. Сознание – это виртуальная про­екция кос­мического, геофизического и культурного ландшафтов. Один из самых разнообразно насыщенных ландшафтных систем – это лес, именно такой «лесной» характер имеет одна из самых сложных ментальных образований – философия, не зря французский философ Э. Леруа (1870-1954) писал, курс философии надо проходить в лесу.

Важно подчеркнуть, философия Ландшафта ориентирована на науку, и является новой формой позитивизма, который возрождает в определенной степени онтологический позитивизм(приверженцы этой философ мысли считали, что нужно ориентироваться на «позитивное» знание, которое опиралось бы исключительно на факты и было бы бесспорным, точным, практически полезным и конструктивным)XIX века. Но при этом он использует не механистическую или эволюционистскую парадигмы научного знания, а геолого-географическую и синергетическую парадигму, которые сейчас начинают формироваться в качестве общенаучных парадигм.

ГЕОГРАФИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

В новоевропейской ментальности XVII-XVIII века доминирующей являлась математико- механистическая парадигма течение.

В конце XVIII века наблюдалась в рамках немецкого романтизма попытка создания химической-квалитативной парадигмы течение. «Химизм» был противопоставлен «механи­цизму» XVII-XVIII века. на малекулярном равне. Под «химизмом» понималось: 1) качественный подход к явле­ниям в противоположность количественному подходу механицизма; 2) «химическая» методология познания, под которой понималось познание через противоположности; 3) «химический» характер всех процессов в природе (способность к самостоятельному разложению и соединению веществ по принципу родства) и в культуре (к примеру, Ф. Шлегель называл современную ему, полную катаклизмов эпоху Французской революции, «химической», а французскую нацию, которая тогда была самым активным агентом европейской истории – «химической» нацией). Но она не стала устойчивой формой. Сам Шлегель писал, что «химизм» современной ему эпохи – это переход к «органическому» развитию.

В XIX веке стала формироваться историко-эволюционистская парадигма. Дарвин.

Результаты всех этих направлений западноевропейской ментальности были подитожены Г. Риккертом. Риккерт констатировал, что существует три метода упорядочения реальности.

Первое – возникновение системной парадигмы. эволюц направленность.Истоком она имеет органицизм. Органицистская парадигма имеет наиболее длительную историю, и имеет корнем мифологию древних обществ, органицизм также типичен для античного мировоззрения. В новоевропейской истории он возродился в философии, прежде всего, благодаря Лейбницу, который в качестве контраргумента картезианству возрождал идеи Аристотеля, в философствовании которого были наиболее сильно выражены биологическо-органицистских подход к явлениям мира. Органицизм расцвел далее и в рамках французского Просвещения, у Дидро, Мопертьи и Робине.

Возникшая в биологии первой половины XX века системная парадигма получила после Второй мировой войны повсеместное распространение. Эта системно-структуралистская парадигма в основном оперирует именно пространственными концептами, действуя не согласно «номотетическому» или «идеографическому» методу рассмотрения явлений, а следуя более «хорологическому» («пространственному») методу А. Геттнера.

Второе – становление на базе системной парадигмы синергетической парадигмы

Третье – ясно, что происходит постепенный переход от физикалистской парадигмы, сложившейся в XVII веке в геолого-географической парадигме

В результате этих флуктуаций в западноевропейской ментальности сложился полифоничный конгломерат из разного рода парадигм, который добавлялся еще двой­ственными ориентациями, которые констатировал Г. Башляр.

Не только наука, но и вся современная ментальность все более и более географизируется: везде только и слышится - «геополитика», «геоэкономика», «геокультура». В этом нет ничего «сверхнового». Все первобытное знание было геознанием – знанием о жизненно важных для человеческого бытия местах окружающей его ойкумены: о местах ритуальных действий, о местах стоянок, о местах охоты и собирательства, о физико-географических свойствах окружающей среды. В последующем географическое знание стало основой и исторического знания, - тогда они не различались. Геродота можно почитать и за «отца» географии, и за «отца» истории. Тогда еще не было «дуализма» христианско-западной ментальности между константной природой и исторической культурой, сама культура понималась как развивающаяся циклически, так же, как и природа. В этом отношении современная философия является радикальным возвратом к синкретичным формам древнего знания.

Исходно ментальность первобытного человека формировалась как ментальностьпутешественника, она была основана на эпистеме бродячего охотника и собирателя. Она, если следовать идеям известного итальянского «микроисторика» К. Гинзбурга (р.1939), основана на «уликовой парадигме».

Первобытный человек существовал не в координатах про­странства, а во фрактальных измерениях ландшафта: в пещерах и изгибах лесных троп, в сингуляр­ностях экзистен­циально важ­ных для него мест. Его ментальность «кар­тографична», - она «исчерчена» складками, трещинами и разрывами.Карта, а не письмо или речь, была первым ор­ганизатором ментально­сти. Рассказы о путешествиях были первыми мифами, первыми литературными произ­ведениями; а гео­графия ландшафта окружающей человека ойкумены – была первой и ведущей наукой в мировоззрении первобытного че­ловека.

Мыслить и жить «про­странственно» по принципам «евклидова ра­зума» человек стал только тогда, когда он уже освоил и пре­образовал ок­ружающую его среду, когда он стал жить не в природной среде, а в среде «второй» природы – культуры, - когда «ци­вилизованный», т.е. «полисный» образ жизни стал ве­дущим, по крайней мере, для некоторых слоев населения в античном и средневековом мире. И далее, в Новое время, городской «абсолютистский» дискурс берет на вооружение механицистскую «евклидову» идеологию правильных мыслей, поверхностей и объемов.

Первичными интуициями являются пространство и время. Но дело со­стоит в том, что первичнее пространства и времени является Ландшафт. Ландшафт – это реальное Бытие, на базе которого и сформиро­вались кате­гории пространства и времени.

Нельзя сказать, что этот тип «ландшафтного» дискурса и поведения несовершенен, - он простодругой. Многие путешественники и этнографы удивлялись до какой степени «ландшафтно» мыслящий и живущий «дикарь» помнил все тонкости окружающей его местности, его «ойкумены»: специфические, часто незаметные для «пространственно» мыслящего и живущего цивилизованного человека, эти различия крайне важны для первобытного человека. Первобытный человек вообще «постмодернист - бриколер», – он ценит «различия», чутко ощущает «Другое», он не «генерализирует» явления окру­жающего мира, - он их «классифицирует», «различает» и «индивидуализирует».

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНОМ ЗНАНИИ И ФИЛОСОФИИ.

после платона мыслят плоско, а сейчас переходим к ландшафтному мышлению.

Произошли изменения в культурно-социальном знании. Тут следует отметить формирование в XXвеке устойчивой традиции культурно-исторического направления французской историографии – «Анналы». Именно в нем ярко выражены географические пространственные интенции мысли, временные концепты игнорируются - признается существование только «longue durėe». Важно то, что всю идеологию представители этого направления восприняли от «метра» французской географии Видаля де Ла Бланша (1845-1918). А наиболее видный представитель этого направления - Ф. Бродель прямо говорит о «геоистории» и строит свою концепцию «мир-экономик» на основе идей классика экономической географии И. Г. фон Тюнена (1780-1851), которого можно считать пионером в анализе ландшафтных структур культуры. Т.е. все идейные истоки этой ведущей историографической школы коренятся в географии, в её пространственной «идеологии», которая изначально противостоит временной «идеологии» истории.

Выдающийся философ и историк культуры М. Фуковезде оперирует пространственными картографическими концептами, прямо называя себя «картографом» культуры. Пространственные концепты его «Слов и вещей», как он сам свидетельствовал, не просто метафоры, а идейно обоснованные понятия. Его эпистемы разных эпох представляют карты ментального ландшафта. Смею утверждать, что именно в географичности его мышления и состояла уникальность его философско-исторической концепции. Его эпистемы новоевропейской ментальности отходят от линейных и иерархичных схем классификации наук и менталитета, свойственных Бэкону, Канту, Конту, Спенсеру и др., в сторону многомерно-пространственного рельефного, т.е. ландшафтногопостроения ментальности, обладающего сложной геодезией. Свою концепцию он называл «археологией» культуры, хотя для его позиции ближе понятие «геологии». Сам же он себя еще называл также «картографом» культуры. Все это сближает его с ландшафтной философией.

Наиболее выдающийся философ современности Ж. Делёзв последней работе, написанной со своим традиционным соавтором Ф. Гваттари прямо уже пишет о «геофилософии». Хотя в его более ранних работах «Ризома» (написанной с Ф. Гваттари) и «Лейбниц, складка и барокко» однозначно используются географические образы. Знаменитая «складка» - это не более, чем философский аналог центральных понятий геодезии и геоморфологии - геодезическая линия и рельеф.

Необарокко современной ментальности – насквозь фундировано в географическом образе мышления – это нарративиная логика, которая в своих описаниях реальности органично сочетает строгость и поэтичность описания действительности; это онтология разнообразия и фрактальной «барочной» рельефности мира, это эпистемология полифоничного, путешествующего и «телесного» сознания.

К ландшафтной философии у нас в стране приближаются» социологи и философы, которые группируются около журнала «Безопасность Европы». Выделяется среди них Э.Г. Кочетов, особенно своей работой «Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание» (2001), - эта работа в отдельных моментах содержит кое-что «философское». У этой группы философов и социологов есть существенный недостаток – они большей частью погружены в конкретно-социологические исследования и в силу своей политической ангажированности, я так думаю, так и не смогут подняться до уровня философского обобщения, что видно по последним публикациям журнала, да и по последней «увесистой», но концептуально «размытой» работе безусловно талантливого шефа-редактора этого журнала В.Н. Кузнецова «Геокультура» (2003). Все пока сыро, все находится на уровне деклараций. Это простительно и даже необходимо для краткой статьи, но не для такого опасно увесистого труда.

Пока наиболее близок к философии Ландшафта принадлежащий к этой группе географ Д.Н. Замятин. В своей книге «Моделирование географических образов. Пространство гуманитарной географии» (1999) и в серии статей в 2001-2002 гг. в разных журналах (к примеру, публикация в «Новом литературном обозрении» №46(6) 2000), он дает общие и попадающие «прямо в цель» концептуальные штрихи к философии Ландшафта. Концептуально близки также к философии Ландшафта не принадлежащие к вышеуказанной группе ученых В.А. Подорога и И.Т. Касавин, но их мысли пока бродят «на околицах» концептуального поля философии Ландшафта.

Все это подтверждает, что формирование философии Ландшафта – это магистральный путь развития философии,и нет иных других серьезных и достойных внимания альтернатив этому пути.

 Ландшафтное мышление- это видеть все сразу и культуру и экономику и историю этих людей.. те кто мыслят ландшафтно сразу видят всю глубину и причину проблемы

 

Путешествие

Из истории путешествий Сегодня миру известны такие великие хроники путешествий, как описания Геродота, а также сопровождавших Александра Македонского учёных. Со времён Средневековья сохранились произведения, повествующие о странствиях Марко Поло и Афанасия Никитина («Хождение за три моря»), написанные от первого лица. Далее, в период с XVIII по XIX вв., путешествия претерпели значительные изменения в самой своей сути: они становились всё более конкретизированными, приобретали характер научных экспедиций. Началось это после того, как Н. М. Пржевальский назвал свои походы «научными рекогносцировками», которые могли удовлетворить лишь необходимость в поверхностных знаниях о той или иной местности. Виды путешествий Итак, если, что такое путешествие – выяснено, необходимо подробнее остановиться на типах отдыха, которые сегодня представлены в большом количестве. К ним относятся: Круизные туры. Экскурсионный отдых. Спортивный туризм. VIP-путешествия. Лечебно-оздоровительные поездки. Образовательный туризм. Туры выходного дня. Путешествия на горнолыжные курорты. Событийные поездки (выезд на празднества, особые недели, карнавалы и т. д.). Пляжный туризм. Деловые путешествия. Свадебный отдых. Шоп-туры. Путешествия на экзотические курорты и в нестандартные места. Гастрономические туры.

Маршруты по Европе Сегодня отправиться в путешествие можно не только по России, но и на машине… по Европе! Для этого необходимо заранее позаботиться о получении медицинской страховки, водительских международных прав, а также специальной визы в посольстве той страны, куда въезд будет совершаться изначально; впоследствии ограничений на движение между государствами, входящими в Европейский Союз, уже не будет. Достоинства путешествий Если с тем, что такое путешествие, всё понятно, то вопрос о том, для чего люди путешествуют, всё ещё остается открытым. Психологи и даже обычные туристы выделяют следующие объективные плюсы путешествий:

.Личностное развитие, рост и самосовершенствование, что связано с отказом от приевшейся «зоны комфорта». 2. Обретение новых знакомств. 3.Расширение кругозора, повышение эрудированности. 4. Оздоровление, упирающееся главным образом в выработку эндорфинов, расхожее название которых – «гормоны счастья». 5. Духовное обогащение


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!