Великие географические открытия и их исторические последствия.



Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Предпосылки Великих географических открытий. Народы Евро­пы издавна поддерживали торговые отношения со странами Востока, как европейцы называли земли, лежавшие за пределами христианской Европы. Они были в этом жизненно заинтересованы.

В странах-наследницах древнейших цивилизаций Ближнего Восто­ка, Южной Азии и Дальнего Востока издавна был достигнут более вы­сокий уровень ремесленного и сельскохозяйственного производства. Благодаря значительно большей численности населения Восток был лучше Европы обеспечен рабочей силой. Это имело решающее значе­ние, когда во всех отраслях производства безраздельно господствовал ручной труд. Более благоприятный для выращивания сельскохозяйст­венных культур климат позволял во многих странах Азии собирать по два-три урожая в год.

Европа традиционно завозила с Востока такие продукты сельского хозяйства и изделия ремесла, которыми сама не была обеспечена или которые заметно превосходили качеством ее собственные. Среди них были пряности, тростниковый сахар, чай, кофе, предметы роскоши дорогие и сложные в изготовлении ткани (парча, бархат, шелк, ситец), а также посуда из фарфора, украшения, драгоценные камни и пр. На­конец, в Европе ценилось изготовленное восточными мастерами хо­лодное оружие из особо прочной и гибкой стали. Традиционные пути торговли между Европой и Востоком сложились еще в глубокой древности.

Новейшие достижения в кораблестроении, навигации и картографии, сделанные в XVI и XV веках, сделали возможными длительные морские путешествия, что позволило обогнуть Африку, достигнуть Америки и совершить кругосветное путешествие.

Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых распространялась слава как о стране несметных сокровищ. Великие географические открытия стали возможны благодаря:

ü успехам в навигации и кораблестроении (научились строить каравеллы – суда, способные плыть против ветра);

ü накоплению географических знаний, особенно в картографии;

ü принятию идеи о шарообразности Земли (путь в восточные страны через Запад).

К XV веку городское население Европы значительно выросло, что обусловило развитие ремесла и торговли. Набирала обороты международная торговля. В результате Крестовых походов сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда в Европу везли предметы роскоши и пряности. К этому времени известные месторождения золота и серебра были практически истощены, и Европейские государства испытывали недостаток в драгоценных металлах для чеканки монет. Кроме того, Средиземноморский район был сильно перенаселен для того времени. Изобретение в XV веке книгопечатания привело к распространению технической и философской литературы, все больше и больше стали использоваться простые механизмы и новые источники энергии. Получили распространение идеи Аристотеля и Эратосфена о том, что Индии можно достигнуть, плывя на запад.

Появление пушек и огнестрельного оружия позволило значительно обезопасить дальние путешествия. В XV веке появляется новый тип парусного судна — каравелла. Эти корабли прекрасно подходили для длительных морских плаваний: они были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий.

Новые успехи были сделаны в картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, местонахождение портов (такие карты получили название портулан). Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых значительно улучшилось к XVI веку.

Завоевание османами Балкан и территории Малой Азии (ныне — Турция) затруднили для европейцев использование прежних восточных (сухопутных и морских) торговых маршрутов. Однако торговля с Востоком приносила огромные прибыли (700—800 % дохода), поэтому более и более возрастало желание найти морской маршрут (восточный или западный) в Индию и Китай.

Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 году ими был открыт мыс Доброй Надежды– самая южная точка Африканского материка.

Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб, сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи, участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499-1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая не известная еще европейцам часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко де Гамы в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519-1521 гг., возглавил его португалец Магеллан.

Во второй половине XVI-XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

Среди наиболее известных путешественников того времени были Христофор Колумб, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан. Благодаря открытию новых торговых маршрутов, притока капитала и развития торговли и предпринимательства появились предпосылки к развитию производства и появлению промышленности. Именно поэтому эпоха великих географических открытий является одним из факторов, ознаменовавших завершение эры средневековья и начало нового времени.

Последствия:

Перемещение главных торговых путей в океаны. Страны Ближнего Востока, ранее бывшие «перекрёстком цивилизаций», теперь оказались в захолустье.

«Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, квиноа, коки, широким импортом различных пряностей, какао, чая. В то же время, Колумбов обмен был двусторонним: в Америке получили распространение кофе, пшеница, сахарный тростник и др.

Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен — первооткрыватели земель вывезли из Нового Света много золота и серебра, что привело к снижению цен на столь драгоценные металлы, а следовательно увеличились цены на все остальные товары. Создание колониальной системы.

Ø Перемещение главных торговых путей в океаны. Страны Ближнего Востока, ранее бывшие «перекрёстком цивилизаций», теперь оказались в захолустье.

Ø «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, квиноа, коки, широким импортом различных пряностей, какао, чая. В то же время, Колумбов обмен был двусторонним: в Америке получили распространение кофе, пшеница, сахарный тростник и др.

Ø Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

Ø быстрое развитие промышленности и торговли в Европе, возникновение новых форм финансовой системы, банковского дела и кредита;

Ø Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен — первооткрыватели земель вывезли из Нового Света много золота и серебра, что привело к снижению цен на столь драгоценные металлы, а следовательно увеличились цены на все остальные товары.

Ø Создание колониальной системы.

Ø Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой.

Ø Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

Ø Пиратство, работорговля.

Ø Уничтожение культуры индейцев (Майя, Ацтеки, Инки), захват индейских земель.

Ø Распространение иноземных товаров в Европе.

Ø Научно-технический прогресс.

Ø Христианизация индейцев.

Однако последствия колонизации и завоевания новых земель были неоднозначными для народов метрополий и колоний. В ходе завоевания были разрушены многие очаги древних цивилизаций, нарушен естественный ход исторического развития целых континентов, народы колонизированных стран были насильственно втянуты в формирующийся капиталистический рынок и своим трудом ускорили процесс становления и развития капитализма в Европе.

 

Реформация в Германии.

Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Сущность Реформации не исчерпывается тем, что непосредственно подразумевается самим словом, то есть реформой, переустройством тогдашней церкви. Реформация как массовое народное движение подорвала духовную диктатуру папства, нанесла внушительный удар по церковному феодализму и активизировала повсеместное недовольство мирским феодальным господством. Она проложила путь новым этическим, юридическим и практико-экономическим воззрениям, которые соответствовали формирующимся капиталистическим отношениям. 

Католическая церковь к нача­лу Нового времени выглядела, как ни­когда, сплоченной и могущественной. Открытие испанцами Америки, а пор­тугальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света (миссионерство). На сло­вах церковь проповедовала аскетичес­кий идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья: пренебрегали соблюдением церковных обрядов и уставов (например, целибата - безбрачия).

Благодаря разнообраз­ным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), церковь превратилась в крупнейшего собст­венника. Важной статьей ее доходов была симония — продажа церковных должностей, и торговля индульгенци­ями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от воз­мездия в загробной жизни.

Отовсюду звучали призывы к Реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб ее прямому назначению – заботе о спасении душ верующих.

В этих условиях огромный отклик получили 95 тезисов против индульгенций, с которыми 31 октября 1517 г. выступил немецкий богослов, профессор Виттенберского университета Мартин Лютер.

В 1517 г. Мартин Лютер, монах-августинец и уважаемый профессор нового Саксонского университета в Виттенберге, выступил против продажи индульгенций. Первоначально индульгенция представляла собой документ, выдававшийся будущим участникам крестовых походов и освобождавший их от церковных наказаний за грехи. Постепенно индульгенция стала считаться освобождением от Божьей кары. Действенность подобного обещания подтверждалась церковной «властью ключей», а сам документ можно было приобрести за деньги. Торговля индульгенциями была открыта для множества злоупотреблений, а деньги, собранные с их продаж в Германии в 1517 г., переправлялись в Рим для оплаты строительства собора св. Петра.

Лютер выступал не столько против аморальности индульгенций, сколько против их теологической обоснованности. Он утверждал, что спасение достигается одной только верой, а не добрыми делами; это, в свою очередь, означало, что ни церковь, ни папство как посредники между человеком и Богом более не нужны.

Папство не могло слишком открыто вмешаться во внутренние дела Германии из-за политических условий имперских выборов 1519 г., на которых папа поддерживал Франциска 1 («против него» Карл V, он и победил). Тем временем Лютер стал героем пестрого религиозного движения. Благодаря проповедям, письменным трудам и обращению оно охватило всю Германию и распространилось за ее пределы.

20 апреля 1521 г. на имперском собрании (рейхстаге) в Вормсе Лютер бросил вызов папе и императору, не пожелав отречься от своих взглядов.

Почти для всех католиков тогда и после этих событий Лютер и прочие деятели Реформации были просто еретиками. Различия между их учениями были крайне незначительны, и становиться еретиком просто не имело смысла. Но со временем личные убеждения Лютера и его непревзойденные способности выражать их нашли у многих отклик. В некоторых районах Германии, в Дании и Швеции возникли протестантские церкви.

После 1521 г. Лютер перевел Библию и тем самым фактически создал современный немецкий литературный язык, разработал собственное религиозное учение и включил музыку в основу церковного богослужения.

В целом, реформация решала многообразные задачи. Особенно насущной бы­ла разработка новой этики и морали — системы норм и правил, кото­рыми руководствуется человек в повседневной жизни.

Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притяза­ния обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противопо­ставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спас­ти свою душу может только искренне верящий человек. Показателем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу Лютер считал благонравное поведение.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он осуществил первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания и возбуждению религиозного чувства верующих.

Тем не менее, Ради воссоединения Церкви некоторые готовы были пойти хотя бы на некоторые уступки лютеранам.

С самого начала распространение Реформации было тесно связано с политическими и экономическими интересами. Многим немецким князьям и городам оно давало возможность разорвать отношения с Римом, чтобы присвоить церковную собственность или восторжествовать над политическими оппонентами. В 1524-1525 гг. крестьяне южной и центральной Германии оправдывали свои действия учением Лютера о христианской свободе. Реформатор ужаснулся, увидев, как его взгляды искажаются в чисто мирских целях, и призвал князей к подавлению их мятежных подданных. Именно так князья и поступили. 

Император был слишком занят войнами с французами в Италии (1521-1526;1526-1530) и на границе с Нидерландами. В перерывах между этими компаниями он пытался вести войну против турок в Средиземноморье, чтобы возвратить хотя бы некоторые христианские твердыни, уступленные мусульманам. Император оставил своего брата Фердинанда ответственным за императорскую власть в Германии, но Фердинанд в это время воевал в Венгрии с турками и своими соперниками, претендующими на венгерскую корону. Эту корону Фердинанд считал своей после того, как его шурин Лайош II – последний независимый венгерский король – погиб в битве при Мохаче (1526 г.).

Чтобы вести все эти войны, братья Габсбурги нуждались в немецких деньгах, немецких войсках и в мирной Германии. Поэтому каждый раз, как необходимость мира перевешивала прочие соображения, они шли на компромисс с немецкими городами и князьями по поводу протестантской религии. Но в 1529 г., когда, наконец, был заключен мир с Францией (продлился недолго), а с Вены сняли первую турецкую осаду, Карл решил привести в действие прежние эдикты против лютеран. На имперском собрании (рейхстаге) в Шпейере лютеранские князья подали протест, и это дало название «протестантизм» всему реформаторскому движению. Но даже в таких благоприятных условиях рейхстаг принял компромиссное решение, согласно которому «в делах, касающихся почитания Бога, спасения и вечной жизни наших душ, каждый должен действовать и отвечать перед Богом самостоятельно».

Однако в следующем 1530 г. это соглашение, которое фактически было заключено между императорскими теологами и некоторыми лютеранами, было нарушено Лютером и папой, отстаивавшими свои прежние теологические позиции. После этого протестантские князья и города объединились в военный союз, Шмалькальденскую лигу, а Карл V, четверть века мирившийся с немецкими еретиками, на этот раз решил покончить с этой проблемой при помощи силы. В 1546-1546 гг. он разбил Шмалькальденскую лигу и захватил ее вождей – курфюрста Саксонского и ланднграфа Гессенского.

Эта война в конце концов закончилась компромиссом. Брат Карла, Фердинанд, которому предстояло занять имперский трон, вынужден был принять условия Аугсбургского религиозного мира (1555 г):принцип «чья власть – того и вера» - отныне немецкие князья могли по своему усмотрению выбирать между католицизмом и протестантизмом и навязывать свой выбор собственным подданным. Свобода совести, которая для Лютера означала истинность христианской веры, оставалась только для князей. 

Однако система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.

Реформация в Швейцарии.

В первой половине XVI в. реформационное движение вслед за Германией стало быстро распространяться в других странах Европы. Причины заключались в том, что в ряде европейских стран сделало значительные успехи развитие капиталистического уклада в недрах феодального общества и зарождались новые классы. Поскольку идеология в средние века носила религиозный характер, социально-политические требования этих классов принимали религиозную окраску, форму ересей и различных реформационных учений. Реформация в Швейцарии — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Швейцарии в XVI веке.

Учение Цвингли и Реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. Ульрих Цвингли (1484-1531) родился в Швейцарии в зажиточной крестьянской семье. Учился в школах Берна, Вены, Базеля. Получил звание магистра философии (1506), был священником. Выступал как реформатор одновременно с Лютером, был знаком с его первыми сочинениями, но действовал независимо от него. Между их учениями много общего. Цвингли тоже начал свою реформаторскую деятельность с выступления против индульгенций.

В публичных диспутах по этому вопросу он одержал верх (1523). Цюрихский городской совет стал на сторону Цвингли, и Цюрих вступил на путь Реформации.

Был издан указ об отмене мессы и уничтожении икон. В итоге из церквей были удалены все изображения, сломаны органы (отменено даже пение), мощи святых захоронены. Функции епископов приняли на себя кантональные власти. Монастырское имущество было секуляризовано. Был отменён целибат и разрешен брак священников (сам Цвингли женился 2 апреля 1524 года).

В Швейцарии, как и в любой другой стране Европы того времени, Реформация сопровождалась народными бунтами, погромами и разрушениями.

Примеру Цюриха последовали более развитые городские кантоны Берн, Базель, Шаффхаузен, Санкт-Галлен и Гларус, где постепенно к власти пришли сторонники Реформации, однако часть так называемых «лесных» кантонов (весьма отсталых в экономическом плане) Швиц, Ури, Унтервальден и Цуг и города Люцерн и Фрибур остались верны католицизму.

Начавшаяся между ними война была неудачной для реформаторов. Сам Цвингли погиб в одном из сражений (1531). Католицизм был насильственно водворён в некоторых спорных территориях. О проведении Реформации в других кантонах не могло быть и речи.

Швейцария всё же осталась одним из главных оплотов Реформации, однако центр движения сместился из Немецкой Швейцарии во Французскую — из Цюриха в Женеву.

Следующим вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Цер­кви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной осо­бенностью его учения является учение о безусловном предопределении, со­гласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма — кальвинизма.

Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестантизма было принять четкие церковные формы и организоваться для решительного отпора, поднявшись над разроз­ненными усилиями реформы в отдельных странах.

После долгой борьбы в 1542 году реформаторам удалось настоять на организации церкви в духе Кальвина.

Он извлек из Библии принципы и нормы светского правления и ввел их в Женеве.  Кальвина не без основания называли "женевским папой".

При Кальвине высшей добродетелью была ультрапуританская строгость нравов, преследовалось самое малейшее отклонение от нормы (установленной самим Кальвином), поощрялась бережливость, накопление.

Вслед за Лютером Кальвин стремился нравственно возвеличить труд. Он подчеркивал, что труд — это долг человека. Он выступал за сокращение числа праздников, энергично оправдывал предпринимательство и прибыль.

Были определены четыре класса служителей в Церкви: пасторы (в их задачу входила проповедь и поддержание дисциплины), учителя (обучение основам вероучения), диаконы (благотворительная работа), а над всеми ними находилась Консистория из пресвитеров, которая должна была надзирать за богословием и моральными устоями общества и при необходимости прибегать даже к отлучению от Церкви.

Для большей эффективности Кальвин предлагал использовать государственный аппарат, чтобы приводить в исполнение более суровые наказания (принимались жесткие авторитарные меры в отношении протестантов (заключение в тюрьму, депортация, сжигание на костре, и т.д.).

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию, преимущественно на западе, под названием Реформатской Церкви, в Нидерландах, во Франции, где они были известны как гугеноты, в Шотландии и Англии — под общим названием пуритан и в Польше.

 

Контрреформация в Европе.

 

Контрреформация — период католического возрождения в XVI—XVII вв.

Существует иное определение: Контрреформация - комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в 16–17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке)

В начальный период Реформации (1517–1546), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Это, в свою очередь, способствовало развитию в протестантизме кальвинистского движения, выражавшего жгучую ненависть к Риму, которой был охвачен и Лютер, проявлявший ее, однако, только в своих проповедях. Конфликт не затухал вплоть до Вестфальского мира 1648.

Считается, что контрреформация началась во времена папы Пия IV ( при нем были преданы осуждению учения Мартина Лютера и Жана Кальвина и сформулированы главные принципы католической доктрины о таинствах, о милосердии божьем и о роли церкви в спасении человека от греха). Тридентский собор (1545–1563) официально отверг протестантские догматы. Собор принял также много постановлений дисциплинарного характера. Следует отметить, что папы не принимали участия ни в одной из 25 сессий собора. 26 января Пий IV подписал соборные декреты и немедленно приступил к их реализации. Был подготовлен Тридентский катехизис — основной учебник католической веры, предназначенный для низшего духовенства. Сформулирован был также текст присяги, которую обязывался принести каждый священник перед тем, как занять церковную должность) в 1560 и продолжалась до 1648 года — момента окончания Тридцатилетней войны.

К. велась по двум направлениям: по отношению к протестантам никакие насилия не считались чрезмерными, но и в самой церкви проводились умеренные реформы, направленные на ее частичное обновление.

Контрреформация включала в себя широкий спектр усилий по борьбе с протестантизмом. Выделяют пять направлений деятельности контрреформации:

1. вероучение;

2. духовная и структурная перестройка;

3. монашеские ордена;

4. духовные движения;

5. политические аспекты.

Главным оружием католической церкви в борьбе с протестантской «ересью» стали орден иезуитов, обновленная инквизиция и цензура печати.

Орден иезуитов (или Общество Иисуса) был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнатия Лойолы. В отличие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церковные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на настроения верующих и религиозную борьбу. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию молодежи и государственной служ­бе. В разных странах создавались учебные заведения, находивши­еся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцо­вых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломати­ческие поручения.

Инквизицией назывались церковные суды, рассматривавшие дела о преступлениях против веры и церкви. В отличие от обыч­ных гражданских судов они были орудием не правосудия, а нака­зания лиц, заведомо признанных церковью виновными в преступ­лениях, им приписываемых. Основанием для обвинительного приговора служили доносы, оговоры и самооговоры, вырванные под пыткой. Только признание и раскаяние могло в таком суде сохранить жизнь обвиняемому. Нераскаявшихся грешников суд инквизиции обычно приговаривал к сожжению на костре — ауто­дафе (порт, auto de fe — акт веры). Особой жестокостью просла­вилась испанская инквизиция, которую в конце XV в. возглавлял великий инквизитор Томас Торквемада. Именно на нем лежит от­ветственность за изгнание мавров из Испании, а также массовые преследования морисков и иудеев.

Также были основаны первые католические семинарии, в которых будущие священники получали должные (с точки зрения католиков) наставления в духовной жизни и получали знание теологических традиций церкви. Была предпринята попытка вернуть монашеские ордена к их духовным истокам, были основаны новые духовные движения, которые должны были быть сосредоточены на духовной жизни и личностных отношениях со Спасителем.

К середине XVI века города в Италии стали изгонять католиков. Некоторые кардиналы симпатизировали реформаторам, поэтому папам было необходимо провести контрреформацию. В 1524 году инквизиция была восстановлена в полном объёме, создан трибунал с неограниченной властью на территории любого католического государства. В середине XVI века издаётся Индекс запрещённых книг, согласно которому преследовался не только автор, но и продавец, и издатель, и читатель. Появляется новый монашеский орден иезуитов. Итог подвёл Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545—1563), он принял решение об отвержении протестантизма, поддержке тех, кто боролся против реформации, провёл реформу центральной католической власти, утвердив власть Папы как непререкаемую и унифицировал богослужение по епархиям.

С переходом католической церкви от обороны к наступлению на Реформацию Европа погрузилась в пучину религиозных войн.

Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы, где до начала промышленной революции численное превосходство католиков над протестантами было даже больше, чем в 20 в. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства.

Провал ожидал Контрреформацию в скандинавских странах, Англии и Шотландии: и если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в скандинавских странах Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции.

Во Франции после кровопролитных религиозных войн в 16 в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались подчиниться.

В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) католицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда французские войска по приказу кардинала Ришелье и шведские войска под водительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов.

Вестфальский мир (1648) закрепил религиозный раскол Западной Европы.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 990; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!