Новое царство: (Второй Золотой век)



второйрасцвет древнеегипетского общества

В начале XVI в. до н.э. была свергнута власть гиксосов, фараон Яхмос воссоздал единое государство, и в середине II тыс. до н.э. Египет становится наиболее могущественным и обширным царством Ближнего Востока.

Отделение государства от церкви, фараоны обретают высшую светскую власть. Возношение чиновничества.

Конфликт фараонов и жрецов: фараоны пытаются ограничить жрецов только исполнением культовых обязанностей. Особенно известным является конфликт XIV в. до н.э.

В XVI в. до н.э. (1372 г. до н.э.) к власти приходит фараон Аменхотеп IV. В то время столица Египта находилась в Фивах. Аменхотеп провел реформу религии, осуществив переход от многобожия к монобожию.

Сменил имя на Эхнатон – «угодный Атону». Жречество, поклонявшееся богу Аммону, он оставил в Фивах, а сам возглавил поклонение новому бога Атону (обожествленный солнечный диск). Он перенес столицу из Фив в новый город Ахетатон («горизонт Атона»). Эхнатон пробыл у власти 17 лет, при нем появились новые свободные правила, он преобразовал политическую структуру Египта. После его смерти жрецы взяли реванш: столица была перенесена в Мемфис.

Рамзес II Великий – XII в. до н.э.Правил 67 лет – рекорд правления. Время его правления – период наивысшего расцвета Египта. Рамзесом было завоевано огромное количество новых земель. Он победил Хеттское государство (битва у г. Кадеш.) и включил его земли в состав Египетского государства.

Позднее царство:

В это период происходит возвышение сначала Греции, а затем Рима и падение международного престижа Египта. Его по очереди завоевывали 3 великие империи:

Персидская Империя (VI в. до н.э.)

Македонская Империя (IV в. до н.э.)

Вступление в Египет в 332 г. до н.э. войск Александра Македонского. Он принял титул фараона. C этого момента Египет входит в состав говорящего на греческо языке античного мира и в новый – не древневосточный, a эллинистический период своей истории. После смерти Александра Македонского на египетском престоле утвердилась династия Птолемеев (Птолемей – полководец Александра Македонского), правившая 300 лет. Последняя представительница династии – Клеопатра, при ней Египет был завоеван Римской империей и включен в её состав.

Египетская цивилизация прекращает своё существование в 40-30 гг. до н.э.

 

Религия и культура древнего Египта

Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Древний Египет в своем культурном развитии стремился к постоянству, фиксируя в искусстве, различных надписях и папирусах обычаи и традиции всех прошлых поколений.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого.

Загробный мир такой же, только наоборот – оптимистичный взгляд на загробный мир, смерть не представляется чем-то ужасным

Мумификация

Вынимали органы, 70 дней держали в щелочном растворе(мифическая цифра – движение человека от смерти к воскрешению)

Ка – новое тело после мумификации, его двойник

Ка бессмертно

Ка – ты, которое видят другие

Ка бессмертно, если есть мумия, если есть имя

Архаический человек считает, что если нет имени, нет образа

Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба— воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти. Душа Ка - это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах (“блаженный, просветленный”) — загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах

К началу I тысячелетия до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих фараонов.

 

Нил, солнце создают регулярные ритмы: Нил задает сезонный ритм, обеспечивая, таким образом, сезонную деятельность, солнце задает ритм ежедневной деятельности

Розлив Нила июль-октябрь, 3 сезона, календарь по солнцу

От солнечного света зависит жизнь, без него – смерть

Солнечный календарь определяет все: как жить, где хоронить: жизнь возможна на восточном берегу, захоронения – на западном

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории древнего Египта. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.

Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность изображается через образы существ, населяющих священную природу.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.

Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. У египтян божества еще долго соединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных в качестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис. Воплощением Аписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, в святилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщий траур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось во всенародный праздник.

Богов в древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие НЕ способствовало действительной централизации государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом племен. Поэтому в Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход.

Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам.

Развлекались египтяне при помощи музыки и игр. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках.

Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.

Изобразительное искусство

На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений.

 Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.

Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов.

Архитектура

Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).

Древнеегипетская письменность, литература и мифология

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Египетская литература восходит своим корнями к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры. Для египетской литературы характерно длительное сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм. К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение простых земледельцев.

Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся главным образом к Среднему и Новому царству, но некоторые из них восходят к периоду Древнего царства.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор.

В Египте был создан первый в истории Старого Света солнечный календарь (по некоторым данным, в IV тысячелетии до н. э.), делящий год на месяцы и дни, которых египтяне насчитывали 365. В Египте впервые появились солнечные и водяные часы.

Египет оставил долговечное наследие.

Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органической частью.

11. Древнегреческая цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.

Древнегреческая цивилизация в отличие от многих цивилизаций Древнего Востока, возникших в результате взаимодействия разных народов, была создана одним

этносом греками, или эллинами (самоназвание Греции Эллада). Этот этнос включал четыре племенные группы индоевропейского происхождения — ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Наиболее древней группой были ахейцы, появившиеся в южной части Балканского

полуострова на рубеже III—II тыс. до н. э.

Хронология истории Древней Греции:

I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. — XII в.до н. э.

II. «Темные века»: XI—IX вв. до н. э.

Ш. Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э.

IV.Классическая Греция: V в. — 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания).

V.Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом).

 

История Древней Греции охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до нашей эры до конца I века до нашей эры. За этот период произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга 2 цивилизации.

В эпоху бронзового века на о. Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по 2 основным центрам (в Эгейском море – Крит, на материке – Микены) получила название крито-микенской. В истории Крита и Балканской Греции выделяют три периода. Для истории Крита они называются минойскими (по имени легендарного царя Миноса):

1) Раннеминойский период – XXX – XX вв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации.

2) Среднеминойский период –ХХ – XVII вв. до н.э.. Возникновение цивилизации на Крите.

3) Позднеминойский период – XVII – XIV вв. до н.э. Время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Однако в последнее время более распространена периодизация, основывающаяся на этапах развития критских дворцов, игравших важнейшую роль в жизни минойского общества:

1) Додворцовый период – 2600 – первобытно-общинный строй, неолит 2000 до н.э.

2) Эпоха «старых дворцов» - цивилизация средней бронзы 1900 – 1700 до н.э

3) Эпоха «новых дворцов» - поздняя бронза 1700 – 1450 до н.э.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

1) Раннеэлладский период – XXX – XXI вв. до н.э. – существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканской Греции;

2) Среднеэлладский период – XX – XVII вв. до н.э – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений.

3) Позднеэлладский период – XVI – XII вв. до н.э – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

В начале II тысячелетия до нашей эры на Крите возникают огромные дворцы. Они выполняли несколько функций: 1,2) политическая и административная - (дворец являлся официальной резиденцией царя, а также жилищем его семьи, местом пребывания знати и администрации); 2)сакральная (там совершались сакральные обряды, проводились тавромахии, кроме того, являлся жилищем церковной знати, жрецов); 3)экономическая – являлся хранилищем вина, зерна, оливкового масла, там проживали ремесленники, мастерские, совершался обмен и торговля. 

Важную роль играло море и наличие многочисленных, расположенных близко друг к другу островов. Море позволяло устанавливать новые связи и контакты, но оно было и грозной стихией, которую ему пришлось научиться покорять.

Это привело к формированию мобильных, бесстрашных, предприимчивых людей, которые активно преобразовывали другой мир и достижения культуры других цивилизаций.

Эгейская цивилизация погибла после разрушительного землетрясения, вызванного извержением подводного вулкана возле острова Фера в середине XV века до н.э. После запустения Крита центр цивилизации перемещается на Балканскую Грецию.

Обитавшие там греки-ахейцы создали свою цивилизацию, подобную Критской. Лидером был город Микены. Для микенской цивилизации также были характерны дворцы, но они отличались меньшими размерами. Кроме того, для микенской цивилизации характерны цитадели. Они являлись очагами цивилизации. Ахейцы жили в атмосфере постоянных войн с соседями, поэтому их архитектура носит печать суровости и мощи. Микены были обнесены толстыми крепостными стенами. Ахейские греки создали так называемое «письмо Б», которое удалось расшифровать. Эта блестящая цивилизация погибла в конце II тыс. до н.э.

После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века. В этих условиях зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится социально-политический и экономический феномен – полис.

Полис – гражданская община, где каждый гражданин свободен и выступает в 3 ипостасях: законодатель, воин и земледелец, полис рснован на двуединой форме собственности. Именно полис становится центром политической, культурной и экономической жизни общества.

В истории античной цивилизации Древней Греции можно выделить 4 периода:

1. Гомеровский (предполисный) – XI –IX вв. до н.э. – эпоха существования родового строя;

2. Архаический период – VIII – VI вв. до н.э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью.

3. Классический период – V – IV вв. до н.э. – расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса.

4. Эллинистический период – конец IV - I в. До н.э – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока. Завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!