Чел как предм фил анал. Обр чел в фил-и.
Для философской классики (Гегель) было характерно абстрактное, одностороннее понимание человека. Рассудочно понимаемый человек мог отождествляться с познающим субъектом. Философия XX в. – экзистенциализм, персонализм, философская антропология – имеет центральным понятием изолированного индивида. Главная проблема этих направлений - проблема отчуждения индивида от общества. В экзистенциализме «существование человека предшествует его сущности». Поэтому ничто не предопределяет человека, он свободно делает свой выбор и несет ответственность за него. Для персонализма личность есть первичная творческая реальность. Внутреннее самоусовершенствование личности есть ее самоутверждение. Философская антропология считает человека открытым миру, незавершенным, нуждающимся в том, чтобы стать человеком в метафоризации мира (как духовной, так и технической).
В настоящее время проблема человека интересует гуманитарные, естественные и технические науки. Философия интегрирует знания о человеке в русле смысла человекобытия. Современная наука полагает, что к возникновению человека и общества привела орудийная деятельность ставшая фактором естественного отбора, который не был чисто биологическим процессом. Производственный коллектив был первой формой человеческих отношений, вместе с которым семейно-брачные связи и зародыши культуры отбирали особей с психическими признаками человека, склонными к совместной, уже не зоологической жизнедеятельности. Предок человека не начал трудиться, он приспосабливался к изменившимся условиям среды, которые вместе с орудийной деятельностью и табуированным поведением обуславливали генетический процесс в русле человека. Таким образом формировался носитель мышления - мозг, программы мышления - культура, т.е. происходило становление человека, его сознания, культуры, общества. Отсюда следует, что биологическое в человеке подчинено общественной природе, а общественное в нем нельзя исследовать в отрыве от его естественного существа Человек как часть природы связан с ней через общественные взаимодействия Наряду с существованием проблемы смысла жизни для общества, человечества, более актуальным для каждого отдельного индивида является вопрос о его смысле жизни.
|
|
27. Общество как предмет фил анал:
Общество как система включает в себя всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений. Признаками социальной системы являются: 1) множественность элементов, 2) их раз-нокачественность (материальные и духовные). Человек есть основной и уникальный элемент системы, придающий ей определенную степень неопределенности и непредсказуемости.
|
|
Вопрос о развития общества - это вопрос о направленности совершающихся в обществе изменений, об источниках или факторах развития и о формах развития. Направленность развития от низших форм к высшим признается философами - детерминистами (Гегель, Маркс). Причем, Гегелем она рассматривается в рамках идеалистического подхода, Марксом - в рамках материалистического, так называемого фор-мационного подхода. Формация - это исторический тип общества, обусловленный данным способом производства. Этот подход позволяет понять развитие общества как естественно-исторический процесс, как последовательную смену качественно-различных этапов, как совокупность революционных (при переходе от одной формации к другой) и эволюционных (внутри формации) изменений. Формационный подход, рассматривающий общество с точки зрения сущностных характеристик, выражает лишь общую направленность исторического процесса. Вместе с тем, реальная история представляет собой конкретный процесс развития отдельных стран, народов. Поэтому формационный подход в понимании общества в последнее время дополняется цивилизационным, который в качестве основы развития общества предлагает культурологические факторы. Он позволяет фиксировать более конкретно общественную жизнь и ее особенности, чем формация.
|
|
По поводу причин качественных изменений в обществе высказывались также различные мнения. В одном случае это были природные факторы (Монтескье, Вернадский, Гумилев), в другом - экономические (Маркс, Ростоу). В третьем - культурные (Гегель, Конт, Сорокин). Задача философии состоит в том, чтобы исследовать все факторы, вызывающие изменения в общественной жизни.
Накапливаясь, эти факторы порождают движения, реформистские или революционные. Характер социальных движений определяется их целями, методами и количеством вовлеченных в них людей. Реформаторские движения охватывают ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка, через совершенствование законодательства.
Революционные движения охватывает широкие массы, целые классы, затрагивают жизненные интересы людей. Цель их - ниспровержение существующего социального строя путем применения силы.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!