Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.



Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настрое­ние близких и окружающих людей. У них формируются гуман­ные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается прин­ципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»1,— писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомит его писатель. Худо­жественное слово помогает понять красоту звучащей род-кой речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представ­ления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начина­ется с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малыш слушает авторские сказки, стихи, рассказы.

Народ — непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки и др.). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, драз­нилок, считалок — эффективное средство педагогического воздей­ствия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фанта­зию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

И эстетические и особенно нравственные (этические) пред­ставления дети должны вынести именно из художественных произведений. Педагог должен помнить: излишнее морализирова­ние по поводу прочитанного наносит часто непоправимый вред: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведе­ние сразу же после чтения утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружаю­щих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит era в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, кото­рых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»1. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облег­чающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком художествен­ного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Особенности восприятия детьми художественной литературы. Диагностика уровня восприятия детьми художественной литературы.

Искусство слова отражает действительность через художест­венные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна­вать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе­ственные произведения, раскрывая внутренний мир героев, застав­ляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.Проц развя эстетич воспря оч заметен в дошкол возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, реб м уже в 4—5 лет. Особенть художго вос­приятия реб: активность, глубокое сопереживание героям произведений. У стар дошкол появлся способть мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Напр, вместе с героями сказки дети испыт чувво страха в напряжные драматические моменты, чувво облегчения, удовлетвя при победе справед­ливости. Художное произве привлекает реб не тол св яркой образн формой, но и смыслов содержем. Стар дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в св суждениях сложився у них под влиянием воспитя критерии поведя чел в нашем социалист общеве. Прямое сопереживание героям, уме следить за развем сюжета, сопостав собй, описанных в произви, с те­ми, что ему приходилось наблюдать в ж, помогают реб сравнител быстро и правильно понимать реалисткие рас­сказы, сказки, а к концу дошк возраста — перевертыши, небылицы. Недостат урнь развя отвлеченного мышля затрудняет воспре детьми таких жанров, как басни, по­словицы, загадки, обусловлет необходть помощи взр. Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные разли­чия между прозой и поэзией. Дети стар дошкол возраста под воздействием целе­направленного рукова влей способны увидеть един­во содерж произведя и его художест формы,найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь-вованные др поэтами. Задачи д/с по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 785; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!