Фуко и Хайдеггер: есть ли будущее
У наук о человеке?
«Читатели Фуко, – пишет Р. Рорти, сам отдавший дань и «левой» политике, и «левой» философии, – часто закрывают его книги с убеждением, что за последние двести лет никакие кандалы не были разбиты: грубые цепи просто сменились на несколько более удобные. ...Те, кого убеждают Фуко и Хайдеггер, часто видят Соединенные Штаты ... как нечто, что, как мы должны надеяться, будет замещено, чем скорее, тем лучше, чем-то абсолютно иным» [168, с. 15]. Чем, однако, Фуко не разъясняет, пренебрегая даже столь любимыми им намеками и жестами. Его исторически укорененный всеразрушающий пафос обнаруживает полное безразличие к позитивной альтернативе любого рода. Это, без сомнения, революционно, но очень не практично.
Замечание Рорти имеет отношение, разумеется, не только к патриотизму американцев. В психиатрии, психотерапии и психологии влияние Фуко не менее амбивалентно. Освобождая от догматических иллюзий, Фуко оставляет с убеждением, что смысл существования современных наук о человеке заключается исключительно в изготовлении более удобных оков, посредством которых анонимная власть вершит невиданное по размаху насилие.
194
Вместо грубых кандалов психология и психиатрия надевают на индивида корсет многочисленных норм, формирующих его тело и душу по образу стадного буржуазного животного – нормальной личности. Кандалы следует разбить и...
|
|
Отказаться от психологии, психиатрии, психотерапии? Отбросить социальные нормы вообще?
А может создать новые, точнее ввести в норму «маргинальные способы существования», о которых поведали миру де Сад, Мазох, Де Квинси, Набоков, Ерофеев?
И Чикатило?..
Предоставить каждому человеку свободу выбора способа существования?
Включая или исключая слепоглухонемых детей и олигофренов?
Или...?
В политике столь много думающие о Другости «культурные левые», считающие Фуко своим духовным отцом, все еще перепрыгивают через подобные вопросы. «Это следствие, – пишет Рорти, – их предпочтения вести речь скорее о «системе», чем о специфических социальных практиках... Их беззаботное употребление терминов типа «поздний капитализм» предполагает, Что мы, по всей видимости, можем просто ожидать коллапса капитализма, а не прогнозировать, каким образом при отсутствии рынков будут устанавливаться цены и регулироваться распределение. Но избиратели, которые должны победить, если левые выйдут из стен академии на публичную площадь, резонно желают, чтобы им рассказали детали. Они хотят знать, как все будет работать после того, как рынки и представительные демократии останутся позади» [там же, с. 115].
|
|
А каковы психотерапевтические и шире – гуманитарные приложения «археологии психиатрии»? Какими будут, точнее должны быть, свободные от дисциплинарной функции науки о человеке? Представителям этих наук хочется знать это ничуть, не меньше, чем американским избирателям. Попробуем найти ответы в самой известной книге М. Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975).
195
Проблема социальной нормы
В «генеалогии власти» М. Фуко
В «Рождении тюрьмы...» Фуко следует уже не за Марксом, методологическое влияние которого в «Истории безумия...» было значительным, а за Ницше, Лаканом и Маркузе. Повествуя о многочисленных метаморфозах системы власти в XVIII в., выдвигая все новые и новые доводы, он ведет напряженный спор с европейской гуманистической традицией – от Э. Роттердамского до К. Маркса и Я. Буркхардта. Фуко стремиться доказать, что концепция, согласно которой в ходе развития капитализма складываются условия становления свободной самодеятельной личности – не более, чем идеологический миф. Человек как микрокосм, как единство интериоризованного многообразия выработанных человечеством «сущностных сил» представляет собой иллюзорное образование, подобное инстанции «Я» в «оптических» опытах Ж. Лакана. На самом же деле он – лишь постоянно изменяющая своё местоположение точка схождения означающего (социальных норм) и означаемого (управляемого тела).
|
|
Археологические изыскания Фуко, касаются ли они психиатрии, психологии, медицины или пенитенциарной системы неизменно сфокусированы на XVIII столетий, отделяющем то, что было, от того, что есть, прошлое от современности. Восемнадцатый век – Век Разума, Просвещения, Канта, и это превращает его в символический рубеж. Что же разделяет он в истории наказания?
По ту сторону границы – неразумное насилие: публичные казни на площадях средневековых городов, анархия «противозаконной» толпы, привыкшей видеть, как льется кровь, и жаждущей отмщения кровью своих притеснителей [196, с. 106], физические пытки, всевластие суверена, обладающего правом на имущество, жизнь и смерть подданных. По эту – «политическая анатомия», или «механика власти», подчиняющая себе «тела» граждан для того, чтобы заставить их не только делать что-либо определенное, но и действовать при этом строго установленным способом, с оптимальной быстротой и эффективнос-
|
|
196
тью; дисциплинарные режимы, производящие послушные и упражняемые тела [там же, с. 201]. В XVIII в., утверждает Фуко, почти цитируя «Эрос и цивилизацию» Маркузе, в Европе начал складываться принципиально новый тип власти, основанный не на физическом, а на нормативном насилии.
В истории культуры Век Разума традиционно считается эпохой гуманистических преобразований, таких, например, как психиатрическая реформа Пинеля или замена пыток и публичных казней системой исправления и предупреждения правонарушений. В этих и подобных им реформах усматривают начало и залог эмансипации человека, утверждения его прав и т.п. Фуко же настаивает на том, что в процессе трансформации системы власти в XVIII в. человек не только не был освобожден, но, напротив, стал объектом беспрецедентного тотального порабощения. «Тотального» – в смысле открытости всех жизненных проявлений индивида контролю со стороны «микрофизики власти». Такая власть функционирует как постоянно действующий и стремящийся к максимальной эффективности механизм всеобъемлющего надзора и подчинения.
Это утверждение Фуко противоречит как историческим документам, так и многочисленным свидетельствам антропологов и этнографов жесткой и универсальной регламентации индивидуального существования в «традиционных», докапиталистических обществах. Например, развивая генеральную идею Конфуция о том, что «ритуал-ли – основа порядка, а порядок – основа общества и государства», авторы «энциклопедии конфуцианской мысли» трактата «Ли цзы» описали 3300 единиц ли (правил поведения), система которых охватывала все стороны жизнедеятельности отдельного человека. В трактате, например, предписывается, как положено сидеть (напротив двери, лицом к свету), как мыться (руки мыть 5 раз в день), как принимать ванну, причесываться, как есть, что носить, как заботиться о родителях и т.п. В течение столетий конфуцианство играло в Китае роль своеобразной государственной религии, и правила ли предполагали бес-
197
прекословное исполнение. Многие из них сохраняют свою императивность и в наши дни.
«Безусловно, тело не впервые становилось объектом... жестких и назойливых посягательств. В любом обществе тело зажато в тисках власти, налагающей на него принуждение, запреты или обязательства», – замечает Фуко [там же, с. 199], и тем не менее считает «нормативную власть» современного западного общества беспрецедентной. Ее специфицирует, с его точки зрения, масштаб контроля: «нормативная власть» не рассматривает тело «в массе, в общих чертах, как если бы оно было неразделимой единицей», а прорабатывает его «в деталях», следит за его формированием, готовя его к подчинению «на уровне самой механики – движений, жестов, положений, быстроты» [там же, с. 200]. Суверен прежних времен мог всего лишь убить непокорного подданного, нормативная власть педантично вырабатывает все его жизненные ресурсы.
Однако легко сказать – тотальный контроль над человеческим телом. Как добиться такого контроля? Чтобы понять Фуко, необходимо вернуться к тем всеобщим условиям знания, с проблематизации которых он начал свои археологические изыскания.
В отличие от других живых существ человек – животное говорящее. Его поведение управляется извне, посредством знаков, или искусственных стимулов, которые первоначально используются другими людьми (родителями, воспитателями и т.п.), а затем интериоризуются. Будучи усвоенными, искусственные стимулы становятся внутренними средствами регуляции мышления, чувств, всей системы поведения индивида. Но первоначально они противостоят ему как внешние объективные правила, требования, формы отношений и вещей, к которым ему необходимо приспособиться. Как и другие структуралисты, Фуко отвлекается от социального и психологического происхождения этих стимулов. Он фиксирует их в снятом виде, в качестве наиболее общих схем мышления, языковых «структур», норм и т.п., а затем устанавливает их значение по отношению к тому материалу, из которого они были извлечены процедурой абстракции.
198
Следуя этому методу, он акцентирует внимание на том (общеизвестном) обстоятельстве, что в XVIII в. в самых различных сферах деятельности возникает тенденция к всеобъемлющей систематизации и упорядочению. Но поскольку предметом его анализа является пенитенциарная система, то само собой выходит, что именно в ней эта тенденция и утверждается, одерживая победу над двумя другими [там же, с. 186]. Причем рассудочное познание непосредственно выполняет властные функции (применяется-то оно в тюрьме [Уолнат Стрит]). Тюрьма, утверждает Фуко, становится чем-то вроде обсерватории, в которой выявленные путем эмпирического наблюдения «пороки и слабости» тщательно описываются, классифицируются и сводятся в систему «антропологического знания», предназначенного для наказания и исправления заключенных. «Организуется целый корпус индивидуализирующего знания, область значения которого... потенциальная опасность, сокрытая в индивиде и проявляющаяся в его наблюдаемом каждодневном поведении. С этой точки зрения тюрьма действует как аппарат познания» [там же, с. 186].
Таким образом, получается, что в эпоху Просвещения рассудочная логика впервые применяется к познанию человека в пенитенциарных учреждениях специально для того, чтобы сделать индивида послушным объектом подчинения. Исключительно для этой цели. Дело вовсе не в том, что буржуазные преобразования XVI-XVIII вв. создали реальные предпосылки индивидуализации (формального равенства) человека, а значит и открытия личности, ее внутреннего мира, творческих способностей и т.п., и именно это обусловило интерес к проблеме человека в философии, литературе и искусстве. Дело также не в том, в XVII-XVIII вв. интенсивно развивались опытное естествознание и механика, из которых философия Нового времени выделила рассудочную логику, сделала ее предметом своей рефлексии и применила в изучении человека – отсюда и любовь к классификациям. Дело, наконец, не в том, что механицизм позволил просветителям, коих Фуко цитирует как образец рационалистического авторитаризма, секуляризировать познание человека и тем открыть в
199
него двери не только Конту, но и Канту, Ницше, Марксу, Хайдеггеру. Эти и многие другие социально-исторические детали отходят в книге Фуко на задний план и растворяются в тени системы нормативной власти, которая рождается, а точнее, конструируется посредством проекции на все остальные сферы общественной жизни той функции, которую выполняет рассудочная логика в исправительных учреждениях.
Другими словами, обнаруживая детальные классификации («логические структуры») в армейских уставах, расписаниях учебных заведений, медицинских справочниках, архитектурных стилях, философских учениях и т.п. XVIII в., Фуко наделяет их значением дисциплин, или нормативных систем, при помощи которых осуществляется тотальный контроль и подчинение индивида. Вот, например, во что превращается в результате процедура школьного экзамена:
«Экзамен не просто знаменовал конец обучения, но был одним из его постоянных факторов; он был вплетен в обучение посредством постоянно повторяемого ритуала власти. Экзамен позволял учителю, передавая знания, превращать учеников в целую область познания. В то время как испытание, которым завершалось ученичество в цеховой традиции, подтверждало полученный навык – итоговая «работа» удостоверяла состоявшуюся передачу знания, – экзамен в школе был постоянным обменом знаниями: он гарантировал переход знаний от учителя к ученику, но и извлекал из ученика знание, предназначенное и приготовленное для учителя. Школа становится местом педагогических исследований. ...Экзамен вводит целый механизм, связывающий определенный тип формирования знания с определенной формой отправления власти» [там же, с. 273-274].
Посредством таких «механизмов» дисциплинарная власть и «укладывает», утверждает Фуко, тела подданных в ячейки системы социального порядка. Он уличает «код дисциплины» повсюду: колледж – это не просто учебное заведение определенной профессиональной и социальной ориентации, больница – не просто клиника того или
200
иного профиля, научного направления и т.п., мануфактура – не просто производство, основанное на расчленении труда внутри предприятия, но все они являются дисциплинарными институтами, орудиями нормативной власти. Различие между ними, равно как и специфика каждого из них, не имеют значения. Поэтому описание устройства этих учреждений в книге так монотонно: замкнутое – для удобства муштры – пространство (интерната, больницы, казармы); дробление и «классификация» индивидов в рамках этого пространства (классы, градация учеников по успеваемости, роды и виды войск, воинские подразделения и звания, распределение больных по отделениям и
палатам в соответствие с диагнозами и т.п.); постоянный анонимный надзор (посредством экзаменов, анамнеза, открытости взгляду в казармах и т.д.). Фактически речь идет о переменных единой (пенитенциарной) функции, которая, будучи экстраполированной за пределы тюрьмы,
превращает – лишь в построениях Фуко, естественно, – в тюрьму все общество. И не только. Конечная цель «нормативных режимов» заключается в том, чтобы в результате воспитания (муштры) внешний контроль стал внутренним никогда не дремлющим оком, переместился в сознание индивида. Тюрьма, стало быть, и снаружи, и внутри.
Но кто, собственно, вершит «нормативную власть» ? Cui bono? Cui prodest? Каков враг в лицо?
В том-то все и дело, что нет у него ни лица (социального, классового, индивидуального), ни интересов, более специфичных, чем «формирование отношения, которое в самом механизме делает тело, тем более послушным, чем более полезным оно становится» (там же, с. 201), ни выгод, кроме садистского удовольствия от «тотального контроля» за телами. Паноптикум – действительно, точный образ философской конструкции Фуко:
«Это важный механизм, ведь он автоматизирует власть и лишает ее индивидуальности. Принцип власти заключается не столько в человеке, сколько в определенном, продуманном распределении тел, поверхностей, света и взглядов; в расстановке, внутренние механизмы которой производят отношение, вовлекающее индивидов. ...Сле-
201
довательно, не имеет значения, кто отправляет власть. Любой индивид, выбранный почти наугад, может запустить машину: в отсутствии начальника – члены его семьи, его друзья, посетители и даже слуги. Точно так же неважно, каков движущий мотив: нескромное любопытство, хитрость ребенка, жажда знаний философа, желающего осмотреть этот музей человеческой природы, или злость тех, кто находит удовольствие в выслеживании и наказании» [там же, с. 296].
И начальник, и его слуги, и философы, и любопытный ребенок – все чохом превращаются в поработителей, как только им случается проявить интерес к эмпирическому познанию человека. Ведь знание есть власть. Насилие, таким образом, вершит логическая структура, хитрый и коварный Разум, пользующийся людьми (телами) для утверждения своего господства. Вот почему занятия психиатрией, психологией и психотерапией (а также, педагогикой, социологией, антропологией) столь политически неблагонадежны в глазах тех, «кого убеждает Фуко», – назначение этих наук видится им лишь в том, чтобы обеспечить управление человеком как объектом. В этом и состоит главный вывод археологии гуманитарных наук: «Безусловно, справедливо было бы поставить, – пишет Фуко, – аристотелевский вопрос: возможна ли и законна ли наука об индивиде? Вероятно, великая проблема требует и великого решения. Но есть маленькая историческая проблема – проблема возникновения в конце XVIII века того, что, вообще говоря, можно было бы назвать «клиническими» науками; проблема введения индивида (уже не вида) в поле познания; проблема введения индивидуального описания, перекрестного опроса, анамнеза, «дела», в общий оборот научного дискурса. Несомненно, за этим простым фактическим вопросом должен последовать ответ, лишенный величия: надо присмотреться к процедурам записи и регистрации, к механизмам экзамена, формированию дисциплинарных механизмов и нового типа власти над телами. Является ли это рождением наук о человеке? Вероятно, его надо искать в этих малоизвестных архивах, где берет начало современная игра принуждения тел, жестов, поведения» [там же, с. 279].
202
* * *
Итак, что же представляет собой «микрофизика власти», если отвлечься от разоблачительного пафоса и революционной риторики Фуко, усыпляющих критическую бдительность мышления не хуже блестящего шара Брейда?
Мир, созданный Рассудком посредством систематизирующего Логоса, оформляющего по образу и подобию Творца материальные тела и управляющего ими, подобно помещенному в пространство шишковидной железы Ego cogito; гигантского Левиафана, составленного из «послушных» тел граждан; мифологическую конструкцию, в которой роли богов и героев распределены между логическими абстракциями «Нормативной власти», «Дисциплины», «Дисциплинарных режимов», «Тела», его «Механики» и т.д.; неоплатонизм за вычетом диалектики.
Вот чему принесена в жертву европейская гуманистическая традиция. Впрочем, жест этот имеет значение лишь в рамках фукианского мифа. Традицию «генеалогический» анализ не затрагивает ни в логическом, ни в содержательном плане. Все дело в том, что деконструкция традиции – альфа и омега любого политического мифа, начиная со сказания о том, как Зевс воцарился на олимпийском престоле, свергнув с него своего кровожадного отца и принеся в жертву закону-Nomos'у золото традиции своей матери.
Бесполезно задавать автору «Надзирать и наказывать...» практические вопросы, включая сакраментальный – «Что делать?». В его мифе ответы на них попросту не предусмотрены. Мир, превращенный в тюрьму снаружи и изнутри, на уровне макро- и микрокосма некому даже разрушить... Но можно, разумеется, поставить книгу Фуко на полку и попытаться найти ответы в самой действительности с помощью интеллектуальных ресурсов классической философии, как поступает и сам Фуко в «Истории безумия...». К сожалению, большинство его последователей пошло по другому проторенному еще «франкфуртскими левыми» пути. Увы, своей феноменальной популярностью во второй половине XX столетия Фуко обязан не кропотливым социально-историческим исследованиям,
203
вдохновителями которых были классики европейской философии, а негативистской логике деконструкции. Эта логика, точнее ее реализация в психотерапевтической рефлексии, и станет предметом дальнейшего анализа.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!