Эстетические принципы О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»



Терминологический минимум: эстетизм, двойничество, символ, парадокс

I. Своеобразие творческого метода О. Уайльда. Уайльд и эстетизм.

II. Особенности эстетической теории Уайльда.

III. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»: соотношение теории и практики.

1. Жанрология: символистский роман, роман-миф, Библия эстетизма.

2. Основная проблематика романа.

3. Символика двойничества: основные претексты.

4. Драматизированная структура романа: завязка – кульминация – развязка.

5. Сюжет и внесюжетный элемент: мотив откровения и тайны, жизни и смерти.

6. Время и пространство в структуре романа.

7. Роль парадокса и символа в романе.

8. Проблема соотношения искусства и действительности, искусства и морали в романе.

9. Проблема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея.

10. Авторская позиция в романе. Особенности её звучания.

Литература

Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.

Ковалева, О.В. Оскар Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001.

Парандовский, Я. Алхимия слова. – М., 1990.

Соколянский, М.Г. О. Уайльд: Очерк творчества. – М., 1990.

Дополнительно:

Ланглад, Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.)

Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография. – М., 2000.

Практическое занятие № 5

ПЬЕСА БЕРНАРДА ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» (ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА И КОНФЛИКТА)

Терминологический минимум: интеллектуальная драма, конфликт, трагическое, комическое, парадокс, реминисценция

I. «Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919) как интеллектуальная «драма-дискуссия»: смысл предисловия, проблема жанра.

II. Художественная структура драмы.

1. Семантика заглавия и смысл подзаголовка пьесы (интертекстуальный аспект).

2. Бессюжетность: болтовня как дискуссионная доминанта.

3. Двухчастность композиции.

4. Конфликт и причины невозможности его разрешения.

5. Дом-корабль: символика, интертекстуальный аспект, расположение, хронотоп, семейный уклад.

 III. Система персонажей драмы, особенности их характеров. Проблема интеллигенции в драме.

1. Внесюжетная и сюжетная история персонажей.

2. Миф и легенда в биографии персонажей.

3. Способы моделирования персонажа: мнимое и сущее, внешнее и внутреннее, трагическое и комическое, иллюзорность и истинность бытия, функция двойных имен, нагота и костюм.

4. Семантика мотива разбивания сердец.

 IV. Проблема финала: война как музыка, свет/тьма, семантика полета, мотив ожидания.

V. Новаторство Шоу-драматурга (условная фантастика, парадокс, роль ремарок, звуковое и световое оформление и др.).

Литература

Балашов, П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

Гражданская, З.Т.Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М., 1979.

Деннингхау,с Ф. Театральное признание Б. Шоу - М., 1978.

Образцова, А. Драматургический метод Бернарда Шоу. - М., 1965.

Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX–XX веков. – М., 1974.

Ромм, А.Х. Шоу – теоретик. - Л., 1972.

Дополнительно:

Аникст , А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.

Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

Образцова, А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на Рубеже веков. – М., 1992.

Пирсон, Х. Бернард Шоу. – М., 1998. – (Портреты).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1029; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!