Досократический и сократический типы филососфствования



Человек становится философской интенцией (направлением мысли) только в V веке до н.э., когда Сократ совершает Антропологический поворот. Сократ же ставит человека в качестве проблемы мысли — как существо познающее, с этого момента человек — тема для мысли. До этого момента — досократический период. Все досократики были физиологами. Фактически, вся греческая философия — о фюсис (природа). Философов интересовал мир, вопросы о единстве мира и о принципе (начале) единства мира.

 

То есть, история делится на досократиков, Сократа и сократиков, и на послесократиков, когда Платон изобретает новый тип философствования: философия как путь, стремление к мудрости. Платон говорит: нет знания, но есть путь к нему: путь, как тоннель, в конце которого — свет…

 

К тому же, Платон заставляет своего Сократа задавать классические софистические вопросы: Что такое прекрасное? Это чисто софистический вопрос, который, начиная с Платона, становится философским. И сам Сократ у Платона не даёт чётких ответов на эти вопросы (что такое любовь и т.д.): потому что Сократ платоновский, а по Платону знания достичь нельзя.

 

про сократиков здесь - Сократики

 

Потом можно ответить следующий билет.

 

Дальше спокойно отвечаем пятый билет, пока не остановит.

Изменение существа мудрости в греческой философии: мудрость как sophia и мудрость как philo-sophia

София суть сама мудрость. Важно, что мудрость как чёткое знание, которым можно обладать. Это можно даже повторить: софия — это мудрость как обладание мудростью. София является собственностью софоса (Парменид). Например, у Гомера софия тесно связывается с именем богини Афины, подчёркивая атрибут строительства и упорядочения, художества и рукомесла.

 

Это до Платона.

 

Платон же изобретает новый тип философствования: философия как путь, стремление к мудрости. Платон говорит: нет знания, но есть путь к нему: путь, как тоннель, в конце которого — свет. Знания, по Платону, достичь нельзя.

 

см. Почему — путь?

 

Вопросы, которые возникают в диалогах Платона, были впервые заданы софистами: Что такое добродетель (любовь, мужество и т.д.)? Платон заставляет своего Сократа задавать классические софистические вопросы: Что такое прекрасное? Это чисто софистический вопрос, который, начиная с Платона, становится философским.

Феномен софистики

Софистическое движение — это не школа, а именно движение. Расцвет - V век до н.э, единовременно с расцветом Афин. В это время человека учили хорошо: грамматике, физкультуре, музыке — но по сути, всё это обучение тела, то есть интеллектуальным практикам никто не обучал (кроме зубрёжки поэтов и Гомера). При этом самым востребованным искусством (техной) была риторика: в это время развивались суды, и людям приходилось защищать себя — речью, выступлением перед народом или собранием. Обучение своих детей риторике становилось удачным вкладом в их будущее.

 

Тут на сцену выходят софисты. Они - первые профессиональные учителя, мудрецы. Критика Платона:

 

1. они брали деньги за свои услуги. Гуманитарное – такое знание, которое делает человека человеком. Человек может его получить, так как он человек. Софисты продают то, что уже существует в природе человека.

2. Кроме того, учили тому, о чём не знали: ибо как можно учить добродетели и вместе с этим получать деньги?

 

Последнее не совсем верно: они обучали технике (техне) ведения разговора, что было важно для гражданина полиса, и кроме них этим никто не занимался. Философия перестанет быть делом, она станет школьным предметом. Софистес и софос (софист и мудрец) — у них это синонимы. Ключевые понятия:

 

· Пайдея (от гр. пайдос: мальчик, ребёнок)— категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: определённая модель воспитания. Развивается в сочинениях Платона и Аристотеля

· Эристика — искусство спора. Цель — поставить человека в тупик. Практиковали и софисты, и Сократ.

 

Сократ учился у софистов, но потом (по Платону) противостоял им. Фактически, софисты подготовило почву для Сократа.

 

Обучали людей быть полисными или политическими существами. Человек — это существо логос имущее и существо полисное. Учили именно этому. Что такое справедливость, каковы варианты её, что такое закон. У разных полисов были разные законы. Преподавали сравнительное право.

Были первыми, кто инициировал тип образования, который затем даст 7 свободных искусств.

 

Софисты первыми задали эти вопросы: что такое добродетель (любовь, мужество и т.д.)?

 

Человек должен уметь говорить на эти темы, уметь пользоваться словом. Отсюда софистический интерес к риторике. Они первые начали разрабатывать теорию правильной речи. Главное достоинство речи – цель, цель речи – убедить. Вводят понятие убедительного. Убеждать нужно убеждениями, то есть доказывать (не показывать, как у Парменида). Появляется понятие адресата речи, он становится важным.

 

Так как занимались речью, стали заниматься языком. Первые сочинения о грамматике принадлежат им. Текстов вообще очень мало. Почему? Они уходили гуляли из полиса в полис, и наблюдали: если законы разные, люди их придумывают, значит их можно менять. К тому же, давали возможность свободно мыслящим людям задаваться вопросами. Всё это было опасно для жизни полиса. Их гоняли и их книги софистов сжигали.

 

Софисты учили убедительности речи. Их в этом упрекали: складывалось такое впечатление, что они могут убедить в чем угодно. Учат искусству спора ради искусства спора. Аверинцев: «Древнюю софистику следует назвать философствующей риторикой …».

 

       Софисты:

 

1. Протогор — считается самым старым. Ему принадлежит фраза: «Человек есть мера всех вещей». Человек в том смысле мера, что он тот, кто выражает смыслы (логос). Про истину: «О богах знать не могу, потому что ограничен» - эта позиция драматична: человек ограничен по природе и не может познать всего

 

2. Горгий — три трактата, главный - «О природе, или о несущем». Доводит позицию Парменида до предела: говорит, что быть - то же самое, что не быть. То есть, у Горгия нет единства мысли и логоса, а у Парменида Мысль, Язык (Логос) и Сущее едины.

 

Другой трактат - «Похвала Елене». Вообще, не похвала, а апологика: Елену убедил логос, то есть слово Париса. Так, логос — и лекарство, и яд: его можно использовать в целях манипуляции.

 

3. Продик — занимался разделением значений синонимов; ещё сказано: прилагал усилия к выстраиванию теории правильности имён.

 

4. Гиппий

 

5. Фрасимах

 

6. Сократ (469 — 399 — последняя дата обязательна). Фигура ускользающая. Три главных источника о нём:

 

1. Диалоги Платона (ученик сократа): Сократ — герой платоновской драмы

2. Ксенофонт, который историк и тоже ученик Сократа - «Воспоминания о Сократе»

3. Аристофан — комедии с участием Сократа

 

Это — базовые источники, но по ним лучше не судить: первый писал о своём, второй видел Сократа в раннем детстве, а описывал в глубокой старости; третий — вообще не про то. Поэтому лучше консультироваться у них:

 

4. Сократики

 

Если сравним их и Платона, то увидим, что они между собой очень похожи, но сильно отличаются от Платона. Скорее всего, они трансформировали его образ, и по ним бы его воссоздать — но увы, от них ничего не дошло.

 

Вот, что имеется о Сократе наверняка:

 

· ничего не писал, ходил и беседовал: вычислял этическое здоровье афинян (главное — душа, а не тело)

· его фраза: «знаю, что ничего не знаю»; осознание своей немудрости — первый шаг в обучении. Он не тот, кто расскажет, в чём истина, а тот, кто направит на поиски. Он не знает истины (по Платону), но беседа с ним не даёт душе спать

· он первым поставил так называемый греческий вопрос: «Что такое …?»

· однажды был гоплитом (тяж. воин)

· его искусство майевтики (см. след. вопрос)

 

 

7. Сократики. Кратко:

 

· они все — этики

· человек конечен

· помимо этики их интересует логика, конкретно — парадоксы (например, парадокс кучи или Ахилл и черепаха): они показывают антиномичность человеческого разума

 

1. Мегерская школа: занимались парадоксами

2. Киренская школа (киренаики): занимались удовольствием; цель — удовольствие (наслаждение), но никак не счастье: оно недостижимо. Если думать о большем удовольствии, то выходим из состояния «здесь и сейчас» и перестаём чувствовать удовольствие

3. Киники (от гр. собака) – самая долгоиграющая школа; отличались «эпатажным поведением». Основатель – Антисфен. Главный представитель – Диоген Синопский (412-323 до н.э.). Эпатировал афинян, спорил с Платоном, был рабом в плену у Македонцев.

 

Принципы киников:

 

· аскезис – максимальное опрощение, нищета, презрение к наслаждениям

· апайдеусия – необразованность; знания не делают людей лучше

· аутаркейя – независимость, самодостаточность, презрение к полисной жизни и нормам полиса (идиотейя). Свобода – самое главное. Благо не может быть общим.

 

Сократ – идеал для киников, но он, в отличие от них, не кичился своей бедностью.

 

NB никто из сократиков не отдавал приоритета общему взамен личному:

 

ученики Сократа платоновский Сократ
единичное: применение к отдельным вещам общих понятий невозможно общее
лошадь лошадность

 

У Платона в «Софисте» говорится про степени совершенства: столов много, людей много — всего много; каждый unit имеет свою степень приближения к общему (идее, виду): стол — к столовости. В этом Сократ расходится с сократиками.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1561; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!