Мамардашвили, «Литературная критика как акт чтения»



Отклик. Философия и любой литературный текст, текст искусства, сводятся к жизненным вопросам, то есть к любви, смерти, к к тому, что мы реально испытываем в жизни и ожидаем от нее; и, очевидно, читаем мы то, что близко нашему душевному опыту.

 

Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто – и, значит, его не нужно ни читать дальше, ни писать о нем критику.

 

Бытие смысла любого текста заложено в не в носителе, а в читателе. В этом смысле текст мёртв, подобно нотной записи: музыка звучит только при исполнении — а точнее, когда её слышат.

 

Задача критики: эксплицировать (то есть объяснять!) в тексте так, чтобы, развиваясь самому, расширить и опыт книги,и опыт ее читателей.

 

Для Мамардашвили литературная критика есть:

 

1. Во-первых, расширение акта восприятия, но ограниченное рамками задач этого расширения. И критика – способ жизни, находится внутри бесконечности текста (не давая никогда окончательного разъяснения).

2. Во-вторых, критика может быть важна только при участии вместе с читателем в открытии содержания.

3. И литература – никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет.

 

Мамардашвили как философа затронуло прежде всего одно: акт чтения как жизненный акт (и уравнение этого интеллектуального акта с «чтением» смысла любой другой судьбоносной встречи, будь то встреча с цветами боярышника или с несчастной любовью) – то есть книга в жизни человека становиться тем же, что любая реальная встреча с человеком, любое реальное событие…

 

Слишком часто литературу воспринимают так:

 

· развлечение: совершенно внешнее дополнение к жизни

· поучение:как готовое поучение и вмешательство извне, специально реализуемое этакими хранителями и носителями правды

· «искусство для искусства»: проявление чистого артистизма, или социально, нравственно и идейно ангажирована (то есть завербована)

 

Про Пруста: Марсель Пруст, который имеет одновременно преимущества и гениальности и современности, то есть это писатель XX века, близкий к опыту человека этого века. В текстах Пруста - наглядно виден путь человека: путь через свою жизнь (индивидуальную), который позволяет нам прорастать в действительное бытие и единство с другими людьми.

 

Сюжет цикла романов Пруста - сведение Прустом счетов с литературной критикой, т.е. фактически с тем, как воспринимается произведение и что от личности в нем вычитывается (критиком, читателем) – вот еще одно определение критики у Мамардашвили.

 

В обоих этих случаях литература – это идолопоклонничество: литературные произведения (как и их авторы) воспринимаются как вещь, при этом получаются такие последствия:

 

· не выделяется литературный факт - труд слова, с его последствиями и производимыми действиями в реальности, то есть процесс создания текста

· результат: или человек убегает посредством книг от действительности, или книги дают ему путь в ней, известный кому-то за него и вместо него и навязываемый ему извне «ради его же собственного блага», а он их пассивно потребляет

 

Про поэзию. Борхес – один из блестящих писателей XX века – говорил в этой связи, что поэзия всегда таинственна, потому что никогда не знаешь, что тебе в конце концов удалось написать. А это означает для литературной критики простую вещь: что в каком-то смысле читатель, т.е. потребитель, и писатель уравнены в отношении к тексту, т.е. писатель так же «не понимает» свой текст и так же должен расшифровывать и интерпретировать его, как и читатель.

 

И это означает, что литературная критика в философском аспекте, есть лишь расширенный акт чтения, является расширением моего акта чтения, вашего акта чтения – и не дальше (еще одно определение критики у Мамардашвили). В этом смысле литературная критика лишь может помочь моему участию в отношениях сознательной бесконечности, т.е. поддержания живого состояния.

 

Итог. Поэтому читатель и есть критик. Критика — это выяснение возможностей (Кант).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!