Вопрос№9 Этический рационализм Сократа



Сократ много внимания уделял таким понятиям как «справедливость», «добро», «зло». В центре вопрос о человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Ф понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом посредством диалогов. Знание-это уже само по себе добро. В этом заключается этический рационализм Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины, так как если человек знает что такое хорошо, то он никогда не поступит дурно. Урной поступок – это заблуждение, ошибка, а ошибок никто не допускает добровольно. И поскольку нравственное зло идет он незнания, значит знание – источник нравственного совершенства. Знание доброго – это следование доброму, что ведет человека к счастью.


 

Вопрос№10 Объективный идеализм Платона.

Платон являлся представителем объективного идеализма (дух существует независимо от сознания)1.МИР ИДЕЙ-ЭЙДОСОВ и МИР ВЕЩЕЙ. Истинно сущее бытие Платона – это вечные совершенные идеи или эйдосы (блага, красоты, мужества, справедливости, мудрости). Мир вещей– это мир теней. Вещи существуют как материальная реальность, отчетливое отражение вечных совершенных идей.Идеи первичны, а материя вторична. Это значит, что фундамент бытия - вечные совершенные идеи. Идеи выполняют по отношению к миру вещей следующие основные функции: 1) они являются причиной бытия мира вещей. 2) они являются сущностью вещей. 3) они являются образцом для мира вещей;2)Знание – это постижение сущности вечных совершенных идей. Как этого достичь? Платон разрабатывает концепцию познания, – концепцию припоминания душой человека вечных совершенных идей, в царстве которых она пребывала до соединения с телом. Платон продолжил развитие главного детища сократовского переворота – этики. Платон раскрывает социальный аспект этики: нравственность укоренена в структуре бытия; причина нравственности – не в человеческих установлениях, а в единой божественной сущности3)Платон создал классификациюдуши:1) чувственной, или вожделеющей; 2) аффективной, или страстной; 3) разумной.4)Идеальное государство Платона – это такое устройство общества, в котором каждый гражданин выполняет социальную функцию, соответствующую доминанте его души. У кого доминирует чувственная часть души-ремесленником. У кого доминирует аффективная часть души – воин, охраняющий государство. У кого доминирует разумная часть души - философом – правителем.


 

Вопрос№11 Энциклопедизм философии Аристотеля.

Бытие: Ввел понятие материи, которую считал вечной, несотворимой и неуничтожимой. М. может возникнуть из ничего, не может уменьшиться или увеличиться в своем количестве. Сама по себе инертна и пассивна. Содержит лишь возможность возникновения вещей.Чтобы превратить эту возможность в действительность необходимо придать материи определенную форму. ФОРМА - активный фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Причины бытия каждой вещи:1. Материальная – для бытия вещи необходима материя, то, из чего вещь сделана 2.Формальная – необходима форма-идея, или эйдос, которая внутренне организует материю 3.Движущая– необходима деятельность, которая соединит материю с формой 4.Целевая – необходима цель, исходя из которой будет осуществляться деятельность, соединяющая материю с формой.Весь мир представляет собой ряд форм, которые связаны между собой и находятся в порядке своего совершенства. Т.о. идея единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы. Для того, чтобы из материи возникли разнообразные вещи необходима первооснова–«перводвигатель»(Бог).

Человек: Ч. как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в обществе человек может формироваться и воспитываться как нравственные существа. Единство души и тела, т.к. без души не может быть человека; они едины. В человеке бессмертен только его разум: после смерти он сливается с вселенским разумом.

Душа: Считая душу началом жизни он дает типологию души: 1.Низшая – растительная- ведает функциями питания, роста и размножения (растения, жив-ые и человек) 2.Животная – к этим функциям прибавляется ощущение, и желание достичь приятного и избежать неприятного (жив-ые и человек). 3.Разумная– наделена высшей способностью рассуждать и мыслить (человек).

Познание: Чувственное и логическое. Предмет познания-бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственного восприятия без их материи. Т.е. СЕНСУАЛИЗМ – всякое познание начинается с чувственного познания. Аристотель является основателем логики. ЛОГИКА – наука о принципах, законах, формах рационального мышления. 3 Закона формальной логики: 1.Закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении во время всего рассуждения 2.Закон противоречия – не противоречь сам себе 3.Закон исключения третьего – «А или не-А истинно, третьего не дано». Система категорий: сущность, место, время, качество, количество, отношение, действие, страдание, обладание, состояние.

Социально-философское учение: Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности и регулирования общественной жизни. Высшая цель государства – достижение добродетельной жизни. Человек воспитывается как нравственное существо и формируется только в обществе и такое воспитание может быть только в справедливом государстве. Аристотель был сторонником материального достатка - в обществе нет ни бедных, ни богатых. Признание законности и необходимости рабовладения: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны: тот, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость, тот раб и может осуществлять лишь волю другого.


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 5145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!