Ритуал в акадско-шумерской культуре.



Nbsp;

Вопросы к зачёту по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения 

1.Формирование культурологии: исторические условия и теоретические предпосылки. Культурологические школы.

2.Предмет и задачи культурологии. Культурологические подходы. Концепция культуры Эрнста Кассирера ( «Философия символических форм»-1923-1929).

3. Культурологические направления: эволюционизм, функционализм, структурализм, неоэволюционизм.

4.Эволюционистические теории Г.Спенсера, Э.Тайлора.

5.Понятие цивилизации. Современные и исторические типы цивилизаций. Взаимоотношение культуры и цивилизации.

6. Классические теории цивилизаций. Сходство и различие взглядов на цивилизацию О.Шпенглера и А.Тойнби.

7. Ритуал как форма культуры. Ритуал в древней Месопотамии. Роль Э.Дюркгейма в изучении ритуала.

8. Основные проблемы мифологии культуры. Концепции мифа. Мифологемы.

9.Содержание понятия «архетип». Архетипы и суеверия.

10. Современные теории происхождения искусства. Искусство кроманьонцев. Охотничье-магические культы, их цель.

11. Ценности культуры в их многообразии (смыслы–ценности–идеалы). Вопрос о ценностях в аксеологических теориях. «Система ценностей» Г. Риккерта. Культурные ценности и нормы.

12.Артефакты. Их смыслы и задачи.

13.Духовные и материальные объекты в качестве традиций и инноваций. Классификации традиций и инноваций.

14. Культура и личность. Творчество как критерий культурологического потенциала личности. Социальные типы личности. Личность как концентрация душевных и духовных способностей человека в теориях Н. Бердяева, К. Юнга, И.Гёте, А. Белого.

15. Культурная эпоха и стиль. Сравнение стилистических особенностей барокко и классицизма. Теоретики барокко и классицизма.

16. «Готические» образы и темы в русской театральной культуре 18 века. Судьба искусства белорусской готики.

17. Понятие субкультуры. Субкультуры XX ст.

18.Элитарная культура. Своеобразие русской элиты-интеллигенции. Связь элитарной культуры с модернизмом.

19. Массовая культура. Её истоки и смыслы. Черты постмодернизма в массовой культуре. Концепция массового общества в теории Хосе Ортега-и- Гассет(1883-1955).

20. Периодизация культуры Древней Греции. Античный идеал человека.

21. Традиции и суеверия древних греков. Боги и герои. Основные образы, сюжеты, их воплощение в разных видах искусства разных эпох.

22.А.Лосев о творчестве Гомера.

23.Главние идеи работы Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

24.Памятники латинской научной культуры.

25.Феномены римской литературы. Первые римские поэты.

26.Рим под властью наследников Августа и литература. Эстетика Горация. Тема «человека и природы» в творчестве Вергилия. Мифологические сюжеты в поэтических «Метаморфозах» Овидия.

27. Искусство этрусков.

28. Наука и образование в средневековье. Средневековые университеты.

29.Особенности мышления средневекового человека. Индивид и социум в средневековье. Концепция персоны Артольда Регенсбургского.

30.Библейские сюжеты в творчестве средневековых художников: Альберта Ван Оуватера, Ганса Мемлинга, Дирка Боутса, Рогира Ван дер Вейдена и др.

31.Отличительные черты культуры Запода и Востока.Культура Индии.

32.Сакральное искусство Византии.

33.Основные характеристики духовной культуры итальянского Возрождения. Мировоззренческие детерминанты Северного Возрождения.

34. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Графическая символика и структура произведения.

35. Основные философские, социальные, эстетические идеи французского просвещения. Символы просвещения.

36.Просветительский характер пьес Бомарше: «Севильский цирюльник»(1772г.), «Женитьба Фигаро»(1784г.).

 37.Романтизм. Основные причины появления движения романтизма: социально-исторические и культурно-художественные. Первые теоретики романтизма: Новалис и братья Шлегели. Теория романтической иронии Ф.Шлегеля.

38. Модернизм как художественная система.

39. Русский символизм. Главные идеи ранних символистов: Н. Виленкина, Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова, К.Бальмонта, А. Белого.

40.Этническое самосознание как компонент этноса. Этнические и национальные категории.

41.Этнические стереотипы как индикаторы состояния межнациональных отношений в Беларуси начала XX века. 

42. Понятие культурной формы. Адепты - носители культурных форм. «Парадигмиальные » формы.

43. Типология знаковых систем культуры. Конвенциональные знаки.

Основная литература.

1. Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік.—Мн., БелЭн., 2001.

2. Багдасарьян Н.Т. Культурология. — М.: Высшая школа, 2001.

3. Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. /С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мн.: Беларусь,2004.

4. Воробьёва И. В. Культурология: Учеб.- метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

5. Гуревич П. С. Культурология. — М.,1999.

6. Кармин А. С. Культурология. — СПб.: Издательство « Лань»,2001. 

7. Кравченко А. И. Культурология.— М,1983. 

8. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993

9. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой.— 2-е изд.-М.,2002.

10. Культурология. Учебное пособие/ Составитель и ответст. редактор А.А Радугин.— М.,2001.

11. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.,2002.

12. Лапина С. В. Культурология. — Мн.: Тетра Систем, 2003. .

13.Левяш И. Я. Культурология: Учеб. Пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. — Минск.,2001.

14. Лисовский И.А., Ревяко К.Р. Античный мир в терминах, именах, названиях. Слов.- справ. по истории и культуре Древ. Греции и Рима. — Мн.: Беларусь, 2001.

15.Мамонтов А.С. Культурология: Учебник. —М.:Гардарики,2005.

16. Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. — Мн.: «ТетраСистем», 2001.

17.Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001.

18.Ширшов И.Е. Культурология. — Мн.: «Белорусский государственный экономический университет», 2004.

19.Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов.— М.: ЮНИТИДАНА,ЕДИНСТВО,2002.

Учебники:

1. Багдасарьян Н.Т. Культурология. – М.: Высшая школа, 2001.

2.Кармин А. С. Культурология.— СПб.: Издательство « Лань», 2001.

3.Воробьёва И. В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва.—2-е изд. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

4. Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург,1993.

5. Кравченко А. И. Культурология.– М,1983. 

6.Кармин А. С. Культурология.— СПб.: Издательство « Лань», 2001.

7.Культурология. Учебное пособие / Составитель и ответст. редактор А.А. Радугин. М.,2001.

8. Лапина С. В. Культурология. –­ Мн.: Тетра Систем, 2003.

9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.,1999.

10. Сапранов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001.

11. Ширшов И.Е. Культурология. – Мн.: БГУ,2004.

Тексты

 

1. Франческа Петрарка (1304—1374 гг.). "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру" (1342—1343).

2. Мишель Монтень (1533- 1592). «Опыты» (1580-1588).

3. Франсуа Мари Аруэ (1694-1778). «Кандид" (1758).

4. Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Эмиль, или о воспитании»(1762). «Рассуждение о науках и искусствах...» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1774).

5. Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803). «Идеи к философии истории человечества», (1784 - 1791).

6. Пётр Чаадаев (1794-1856). «Философические письма» (1829-1831).

7. Томас Карлейль (1795-1881). «Герои и героическое в истории» («Современник», 1856 г.)

8. Морган Льюис Генри (1818-1881). «Древнее общество»(1877).

9. Герберт Спенсер (1820-1903). "Основы социологии" ,5 т. (1876-1896).

10.  Джон Мак-Леннан (1827-1881). "Первобытный брак" (1865).

11.  Эдуарт Бернет Тайлор (1832-1917). "Первобытная культура" (1871).

12.  Уильям Робертсон Смит (1846-1894).“Лекции по религии семитов”(1889). 

13.  Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941) ."Золотая ветвь" (1890) , "Фольклор в Ветхом завете" (1918).

14.  Зигмунд Фрейд (1856-1939). "Тотем и табу"(1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921).

15.  Люсьен Леви-Брюль(1857 - 1939).  "Первобытное мышление" (1922), "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931).

16.  Георг Зиммель (1858-1918). «Конфликт современной культуры» (1918).

17.  Йохан Хейзинга (1872-1945). "Человек играющий" (1938).

18.  Лео Фробениус (1873-1928). "Происхождение африканских культур" (1898).

19.  Эрнст Кассирер (1874-1945). "Философия символических форм"(1923-1929).

20.  Николай Бердяев(1874-1948). «Русская идея»(1946), «Философия неравенства»(1918).

21.  Альберт Швейцер (1875-1965) «Культура и этика»(1960).

22.  Генрих Риккерт (1883-1936). «О системе ценностей »(1912).

23.  Хосе Артего –и -Гассет( 1883-1955) «Восстание масс»(1930), «Дегуманизация искусства»(1924-25).

24.  Бронислав Малиновский (1884-1942). «Аргонавты Тихого океана" (1922); "Миф в первобытном сознании" (1926); "Магия коралловых садов" (1935);

25.  Мартин Хайдеггер (1889-1976). «Бытие и время»(1927).

26.  А.Ф. Лосев(1893–1988). «Диалектика мифа»(1930), «История античной эстетики(1963-1980).

27.  Джозеф Джон Кэмпбелл (1904-1987) . «Тысячеликий герой»( 1949), «Маски Бога» (1959—1968), Полёт дикого гуся» (1969) .

28.  Мирча Элиаде (1907-1986). «История веры и религиозных идей (1976-1983 ).

29.  Клод Леви - Стросс (1908-2009) .«Структурная антропология» (1958).

30.  Эрих Фромм (1900-1980). "Анатомия человеческой деструктивности"(1973), «Иметь или быть»(1976).

31.  Лесли Уайт (1900-1975). «Наука о культуре»(1949), Эволюция культуры" (1959),  «Понятие культуры»(1973).

32.  Давид Эмиль Дюркгейм. (1858(18580415)-1917).“Элементарные формы религиозной жизни”(1912).

33.  М. Мид (1901-1978). «Культура и мир детства»(1934).«Конфигурации культур в северной Америке»(1923).

34.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв(1906-1999). «Раздумья»(1991).

35.  Ролан Барт (1915-1980). «Мифологии»(1957).

36.  Ирвинг Гоффман (1922–1982). «Ритуал взаимодействия» (1972).

 

Тема: Ритуал как форма культурной деятельности

 

1.Культура как культ. Светская и религиозная трактовки культа. П.Флоренский о феургии.

2. Ритуал в акадско-шумерской культуре.

3. Семантика слова "ритуал".

4. Определения ритуалов , ритуалы и ритуализм.

5. История развития концепций "ритуала". Типы ритуалов.

 6. Ритуал и архетип. Суеверия.

7. Магия и ритуал.

 

*Традиция - совокупность архетипов национальной культуры, выявленных в мифологии, религии, обрядах, фольклоре, которые выступают в качестве узоров и норм поведения.

 

1. Культура как культ. Светские и религиозные трактовки культа

* Флоренский П. «Философия культа»//Богословские труды,1977. Разговор о нарушении Феургии.

Слово «культ» употребляется для выражения идеи высокой ценностной значимости того или иного явления, т. е. чрезмерного возвеличивания чего-либо или кого-либо.

 На современном этапе под культом понимается:

А.) Почитание тех или иных объектов (мифологических или исторических персонажей, живых существ, предметов), которые в той или иной религиозной традиции имеют сакральный смысл;

Совокупность действий (телодвижений, чтение или пение определённых текстов и т. п.), имеющих целью выразить поклонение тому или иному объекту.

 

Ритуал в акадско-шумерской культуре.

В фильме Тарковского «Жертвоприношение» отец рассказывает сыну притчу о монахе Иване Колове, который каждый день в одно и то же время поливал сухое мёртвое дерево, и через некоторое время оно дало листья. Действие как символ жизни - вот главная тема притчи. Аристотель тоже говорил, что движение - это жизнь. Значит, ритуал - это активное действие по преобразованию сущего в то, что должно быть. Временное приближение действительности к идеалу.

У шумеров ритуал – это то, что предопределено от начала мира и то, что предвосхищает и стимулирует любое ценное для общества событие. Ритуал имеет только позитивный результат. Для каждого действия в шумерской культуре существовало его «Ме» - идея, выражающая волю к проявлению и бытию. Значит, воздержание от действия, недоверие к ритуалу были восприняты как отказ человека от личного бытия.

*Основная функция ритуала: внесение порядка в беспорядок, продолжение во времени жизни коллектива.

 

Семантика слова «ритуал».

Слово «ритуал» впервые встречается в древнеиндийских гимнах богам – в Ригведе. Слово «рита» в контексте жизни древних Ариев обозначает этический закон в обществе, правила функционирования космоса. Однокоренными с санскритским «рита» являются индоевропейские слова: английские – арт («искусство»), рите («обычай, обряд) и русское (ряд, порядок).

 

Это значение оказывается в дальнейшем парадигматическим для европейской культуры, закрепляясь в языке к XVI – XVII вв. и отчетливо соотносясь уже с христианским культом. Дальнейшее расширение семантики происходит по двум направлениям. Во-первых, размывается граница между сакральным и мирским, и аналог сакрального опыта обнаруживается в пространстве повседневности. Где-то со второй половины XIX в. ритуалами могут быть названы поведение болельщиков во время футбольного матча, ежегодная встреча класса или студенческой группы, воскресная уборка квартиры. Во-вторых, с конца XIX в. понятие ритуала, уже в качестве научного концепта, переносится на традиционные культуры (в социологии, социальной и культурной антропологии), первобытную культуру (в работах историков, археологов, лингвистов) и активно используется даже для описания поведения животных (в этологии). Такой перенос неявно предполагает, что структура сознания, мировосприятие человека традиционной культуры или человека первобытной культуры принципиально не отличается от мировосприятия современного европейца, и за внешне похожими процессами в этих случаях стоит одинаковое содержание.

 В английском языке к XVII в. это слово обозначало предписанный порядок проведения религиозной или другой сакральной службы, а также книгу, содержащую описание порядка или формы такой службы. Вместе с тем приблизительно с XVII века множественное число (rituals = ritual observances) начинает использоваться как синоним церемониального акта, но почти всегда в отношении только религиозного действия.

В семантической близости с «ритуалом» находятся слова “обычай”, “обряд”, “церемония”. “Обычай”, в отличие от “ритуала”, – это привычка, выработанная годами, стиль жизни. “Обряд”, кажется, стоит намного ближе к “ритуалу”, часто эти слова используются как заменяющие друг друга. Однако в древнерусском языке “обряд” имеет семантику, близкую к “обычаю”, и строится на идее договора – так делается, потому что так договорено, принято, таков порядок. В этом смысле обряд крещения - это не указание на какую-то высшую реальность, а действие, освященное традицией; крестят, потому что так принято, так договорено..

Что же касается “церемонии”, то это слово связывалось в языковом сознании, прежде всего, со светскими процессиями и, так же как и в английском, несло оттенок ненужного, бессмысленного действия, не имеющего для себя никакого глубокого обоснования, формальности, преодолеваемой в простом, искреннем общении. Если за обрядом стоит традиция, за ритуалом - высшиe ценности, “иная горизонталь”, то что, кроме условностей, стоит за церемонией, во многих случаях неясно.

 

Определения ритуалов.

 

1. В одном с архаичных значимостей ритуал – это выстраивание событий жизни в определенном порядке и забота о том, чтобы этот порядок никогда ни нарушался. Основная функция ритуала: внесение порядка в неурядицу, продолжение во времени жизни коллектива.

 

2. Современная значимость слова "ритуал" формируется как отклик религиозного действия: действие называется ритуальным, когда для него определяющей является не практичная необходимость, а символическая насыщенность.

Практичное действие становится ритуальным, когда его начинают исполнять, не зависимо от того, необходимо ли оно с точки зрения разумного смысла.

 

 3. Ритуал - это "социально регулированная, коллективно осуществлённая последовательность действий, которые ни порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символической смене ситуации" (В. Фукс).

 

4. Ритуал – "определённые установленные действия, которые свершаются с целью воздействовать на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы ( Р.Фирт).

 

 

Типы ритуалов.

 

Эмиль Дюркгейм

 

Идеи Р.Смита оказали прямое влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом в его фундаментальном труде “Элементарные формы религиозной жизни”(1912). У Дюркгейма проблема общей теории религии связана с символическим выражением социальной действительности.

Сакральное выражает общественное начало в человеке. Отсюда Дюркгейм переходит к определению ритуала. Следуя за Р.Смитом в его разделении религии на верования и ритуал, он называет ритуалом систему “правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов”.

 

 

Дюркгейм предложил первую развернутую классификацию ритуалов.

 

Религиозный аспект ритуала

Позитивный культ

 

–Ритуал жертвоприношения

 Его элементы: акт пищевого причащения и акт дара.

 Цель: приобщение индивида к традициям племени, приближение верующего к миру "сакрального", сохранение плодовитости животного или урожайности растительного вида, который служит тотемом для племени.

 Пример: праздник «интичиума» (Центральная Австралия - праздник личинки жука, племя Арунта).

 

–Имитационные ритуалы

Цель: обеспечить желательный для племени порядок дел посредством имитации событий из жизни сакрального существа.  

Примеры: праздник дождя (племя кайтиш); в шумерских источниках упоминается ритуал "омовения и отверзания уст бога".

 

–Мемориальные ритуалы

 Цель: чествование памяти предков, выражение идеи скорби, определение и выражение мифологической истории предка; слитность индивида с коллективом, оживление коллективных чувств.

Пример: праздник Талаула (ритуалы племени варамунга).

 

– Искупительные ("траурные") ритуалы

Цель: проводится с целью выражения скорби или искупления последствий святотатственного поступка.

Пример: ритуалы племени варрамунга.

 

Негативный культ

 

Цель: разграничивают сферу сакрального и профанного, своеобразные формы запрета определенных действий (формы табу).

Пример: запреты контактов (табу на имя, на узлы и кольца).

 

У племён Центральной Австралии: каждый мужчина, женщина и дети, помимо имени, употребляемом в обиходе, имеют святое имя. Произношение его при женщине другого клана, рассматривается как нарушение этикета. Когда воины племени нанди свершают набеги, оставленным дома соплеменницам ни позволяется называть мужчин по имени.

Табу на узлы и кольца. Вплоть до 16 века в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время венчания замкнёт замок, или завяжет узел. Узлы не только убивают, но и излечивают. У древних греков существовало правило: никто не имел право входить в храм с кольцом. Однако кольца – амулеты, препятствовали выходу души из тела, помешают злым духам войти в тело.

 

Общая классификация ритуалов

 

Арнольд ван Геннеп 

 

(Французский этнограф, фольклорист, исследователь первобытной религии. Президент общества французских этнографов (1952-1957)).

 

Литература: Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

 

–Переходные ритуалы, ритуалы инициации: рождение, брак, отцовство /материнство, старость, смерть и пр.

Цель: переходные ритуалы соединены с последовательным прохождением индивидом стадий своего пути - от рождения к смерти; ими определяются установление и смены идентичности индивида; в мире культур инициация – это переход в статус взрослого, полноправного члена клана или племени.

Календарные ритуалы: Новый Год, Масленица и др.

 

Цель: происходят регулярно, зависят от протекания природных явлений - от смен фаз луны, месяцев, сезонов года.

Кризисные ритуалы : вызов дождя или мольба остановить потоп

 Цель: осуществляются индивидом или группой в критичные периоды жизни как реакция на острую и неотложную проблему.

 

Эрвин Гофман (1922-1982)

 

(Американский социолог канадского происхождения, 73-ий президент Американской социологической ассоциации).

 

Литература: "Ритуал взаимодействия"(1972) , "Отношения на публике" (1971).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!