Важнейшие направления и тенденции политической мысли Просвещения

Билет № 16. 1. Борьба английских североамериканских колоний за независимость (1775-1783) и образование США(1776).

Первое английское поселение на территории колонии Виргинии основано в 1607 г. К середине XVIII в. на захваченных у индейцев землях Атлантического побережья возникло 13 колоний (см. подробно), где проживало помимо коренных жителей около 3 млн человек. Постепенно в результате смешения переселенцев складывалась американская нация, ядро которой составляли англичане, шотландцы, ирландцы. В формировании американской нации участвовали индейцы и африканцы. Сложилась своеобразная культура на основе европейской и прежде всего английской культуры.  В колониях развивались торговля, мануфактура, фермерские хозяйства (более девяти десятых их быстро растущего населения принадлежало к фермерству). В южных колониях распространились плантационные хозяйства, на которых в бесчеловечных условиях работали негры-рабы. Индейское население подвергалось варварскому истреблению или оттеснялось в малодоступные районы. Значительная часть белых переселенцев долгое время находилась в зависимости у купцов, крупных землевладельцев, поддерживаемых метрополией.
Колонии управлялись английской короной через назначаемых губернаторов и не имели в английском парламенте своего представительства. Противоречия между колониями и монополией началось обострилось в 1765 г. когда английское правительство провело через парламент Акт о гербовом сборе (см. подробно), по которому все торговые и иные гражданские документы облагались штемпельным сбором. В Массачусетсе была произнесена знаменитая фраза, приписываемая Дж. Отису и ставшая девизом в борьбе: «Нет — налогам без представительства». Почти во всех колониях стали появляться организации, называвшие себя Сынами свободы (см. подробнее). Среди лидеров Сынов свободы был Джон Адамс —будущий второй президент США. В 1766 г. Акт о гербовом сборе был отменён, но в  1767 г. Англия обложила таможенными пошлинами ввозимые в американские колонии стекло, свинец, бумагу, краски и чай. Американцы отвечали агитацией за неупотребление подлежащих оплате пошлинами товаров, пошлины были отменены в 1770 г., но пошлина на чай удержана как подтверждение права метрополии. Население 13 колоний было далеко не однородным, однако с началом революционных событий среди англоязычных колонистов происходит раскол на сторонников независимости («революционеры», «патриоты») и её противников («лоялисты», «тори»). Основной почвой для лоялизма стали, в первую очередь, крепкие связи того или иного человека с метрополией. С другой стороны, за независимость зачастую выступали фермеры, кузнецы и мелкие торговцы фронтира штата Нью-Йорк, глубинки Пенсильвании и Вирджинии, поселенцы вдоль Аппалачей. И среди «патриотов», и среди «лоялистов» были и бедные, и богатые. Лидеры обеих сторон относились к образованным классам. Начало вооруженной борьбы. В 1773 г. группа заговорщиков из ячейки Сыны свободы, переодевшись индейцами, забралась на три судна в Бостонской гавани и побросала в воду ящики с чаем (см. Бостонское чаепитие). Правительство ответило репрессиями: порт был закрыт, распускались законодательные собрания. В сентябре 1774 г. в Филадельфии состоялся первый континентальный конгресс представителей колоний, который принял Декларацию, провозгласившую право на жизнь, свободу и собственность, и взял на себя функции законодательной и исполнительной власти, став таким образом прообразом национального правительства. В ответ на это английский король (Георг III) отдал приказ войскам подавить мятежников. Весной 1775 г. началась вооруженная борьба колонистов против английских войск. Армию колонистов возглавил Джордж Вашингтон. Возле Бостона возник огромный партизанский лагерь, куда стекались фермеры, ремесленники, негры. Город, где находились королевские войска, был окружен и вскоре капитулировал, что послужило сигналом к восстанию во всех колониях. Так началась война северо-американских колоний за независимость.  В 1776 конгресс принял Декларацию независимости (автор Томас Джефферсон). Она провозглашала создание нового государства — США. Декларация провозглашала принцип народного суверенитета — народ имеет право учреждать власть, государственное правление. Военные действия продолжались до 1782 г. Революционная армия вела самоотверженную борьбу за независимость. Она испытывала большие трудности — нехватку денег, оружия, обмундирования. В октябре 1777 г. английская армия капитулировала у Саратоги, что стало переломным моментом в войне. В войну на стороне колонистов вступили Франция и Испания, надеявшиеся свести с Англией счеты и вернуть часть потерянных в Америке территорий. Россия объявила Декларацию о вооруженном нейтралитете. Французский флот разблокировал восточные порты США, а в составе американских войск появились регулярные части и волонтеры почти из всех стран Европы. Совместными усилиями американских, французских, прусских воинов британские войска были окружены и капитулировали 19 октября 1781 г. у Йорктауна. Это предрешило исход войны. 3 сентября 1783 г. в Версале были подписаны мирные договоры между воевавшими государствами, по которым США признавались независимым суверенным государством. Англия признавала независимость колоний, Франция вернула себе некоторые владения в Вест-Индии и Западной Африке. Флорида, остров Менорка в Средиземном море были возвращены Испании. В 1789 г. были избраны первый Конгресс и первый президент. Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787 г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежит Конгрессу, а высшая исполнительная власть - президенту. Таким образом, война американских колоний за независимость от Англии привела к уничтожению колониального гнета и господства английской земледельческой аристократии. Отменялись феодальные титулы и майораты, конфисковывались крупные латифундии. Отменялось долговое рабство. По сути война за независимость явилась формой национально-освободительной буржуазной революции.

Важнейшие направления и тенденции политической мысли Просвещения

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Типологическими чертами политической мысли эпохи Просвещения являются: 1. Господство рационализма; 2. Стремление к совершенству мира и человека через науку и образование; 3. формирование либеральной политической идеологии; 4. обоснование необходимости разделения властей и концепция общественного договора; 6. формирование концепции прав человека и гражданина; 6. Идея прогресса.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в., в сочинениях его основателя Д.Локка (либерализм), были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в «Двух трактатах о государственном правлении» Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах. Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро и энциклопедисты. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в «Критике чистого разума» И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Английское Просвещение.Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение.

Французское Просвещениеотличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!